И система не без греха

4 октября 2011 770
Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России

Сегодня многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления, критикуют действующий закон N 94-ФЗ за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность госзакупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного и муниципального заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т.д.

Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития РФ вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона N94-ФЗ. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о госзакупках, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.

При ближайшем рассмотрении законопроекта о ФКС, предлагаемого Министерством экономического развития РФ, с первых строк обращает на себя внимание ориентация на всесторонний контроль и учет всего процесса госзаказа, начиная со стадии планирования до его фактической реализации. В частности, статья 4 предусматривает общественный контроль в федеральной контрактной системе. Так, ч. 1 ст. 4 гласит: "Гражданам и организациям предоставляется право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона (закон о ФКС. - Ред.), а ч. 6 ст. 4 указывает на создание Совета по федеральной контрактной системе "в целях взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц в сфере контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона при правительстве Российской Федерации". Однако здесь нет четкого определения, как на практике будет осуществляться контроль общественными объединениями и на каких, собственно, основаниях, поскольку заказчик должен сохранять конфиденциальность сведений до момента, когда закупка будет считаться завершенной. Более того, ч. 14 ст. 4 предусматривает создание местных советов для осуществления общественного контроля. При этом не вполне понятно, какие функции будут исполнять данные институты на практике, т.к. в ч. 7-12 речь идет исключительно о федеральном Совете по федеральной контрактной системе. Вполне логично предположить, что данные положения в случае их законодательного утверждения, особенно на первых порах, могут внести в механизм государственных закупок (в частности, на местном уровне) некоторую дезорганизацию в силу нечетких механизмов взаимодействия вновь создаваемых структур.

Более того, ст. 23 законопроекта о ФКС (Способы осуществления госзакупок) предлагает заказчику целый спектр возможностей по реализации государственного заказа. Здесь можно найти открытый конкурс, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием и др. Стоит ли напоминать о том, что в большинстве случаев данные способы организации закупок в нашей стране имеют в основе достаточно высокие коррупционные риски. И это не теоретические умозаключения, а уже набившие оскомину факты из истории госзакупок в России. Вряд ли предлагаемая система общественного контроля, к тому же не вполне определенная на уровне муниципалитетов, способна что-либо противопоставить отработанным годами коррупционным схемам, что может привести к значительному всплеску мздоимства на местах.Проект, предложенный Федеральной антимонопольной службой, в свою очередь предполагает модернизацию закона N 94-ФЗ в рамках создания федеральной контрактной системы.

Предусмотренный данным законопроектом подход к совершенствованию системы госзаказа позволяет сохранить положительные результаты, достигнутые в ходе реформирования системы размещения заказов с 1 января 2006 года, в том числе сформировать единое экономическое пространство на территории Российской Федерации. Целостность системы размещения заказов также обеспечивается сохранением принятых в развитие закона N 94-ФЗ более 30 подзаконных актов правительства Российской Федерации.

Так, проблему отсутствия планирования госзаказа, в результате чего большинство предпринимателей на местах не имеют возможности заранее подготовиться к размещаемому заказу и своевременно подать заявки, предлагается решить следующим образом: заказчики должны будут размещать планы закупок на едином общероссийском портале www.zakupki.gov.ru, что позволит исправить указанные недостатки, а также повысит дисциплину заказчиков по организации закупок и планированию своей деятельности.

Наряду с этим в целях повышения профессионализма заказчиков (как показывает практика, проблема особо актуальна на уровне муниципальных образований) и получения качественной продукции централизуются функции по размещению заказов путем создания системы уполномоченных органов на федеральном уровне, а также создания уполномоченных органов на уровне субъектов Российской Федерации и крупных муниципальных образований. Это должно привести к сокращению количества "непрофильных" функций у сотрудников-заказчиков, а также повысить качество работы бюджетного сектора, сведет на нет закупку некачественной продукции и т.д.

Автор: Илья Димитров, член президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", председатель Комиссии по электронной торговле и площадкам

Источник: rg.ru

Рекомендую



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль