МЭР не жалко бюджетных денег на автомобили чиновников

28 октября 2011 948
Минэкономразвития считает нецелесообразным предложение КПРФ об ограничении стоимости автомобилей чиновников, приобретаемых на бюджетные деньги. Главный аргумент МЭР: дорогие авто реже ломаются. Эксперты считают, что это лишь отговорки

Минэкономразвития рекомендовало правительству не поддерживать поправки в закон о госзакупках, ограничивающие аппетиты чиновников при покупке автомобилей. Ведомство опубликовало на своем сайте проект отрицательного отзыва на внесенные в Госдуму поправки депутатов от КПРФ Александра Куликова и Владимира Никитина, которые предложили ввести дополнительную отчетность при покупке машин дороже 1 млн рублей. Авторы инициативы считают, что чиновники имеют право купить более дорогую машину, но только с разрешения правительства.

Однако в Минэкономразвития считают, что создавать лишние трудности чиновникам, если те хотят приобретать авто премиум-класса, не стоит. Во-первых, говорят в ведомстве, «принятие законопроекта, положениями которого ограничивается закупка дорогих легковых автомобилей не позволяет решить проблему расходования бюджетных средств в комплексе».

«Следует отметить, что расходование бюджетных средств заказчиками не ограничивается закупкой исключительно автомобилей, бюджетные средства могут быть расходованы на такие цели как закупка техники, мебели, выполнение отделочных работ и т.д», — отмечает Минэкономразвития.

Второй аргумент: закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники.

Ну, и, наконец, третий аргумент: размер предельной суммы — 1 млн рублей — носит субъективный характер.

Напомним, в конце прошлого года президент Дмитрий Медведев заявил, что систему госзакупок, в которой «теряется» до триллиона бюджетных денег, необходимо реформировать. Однако после этого между Федеральной антимонопольной службой, которая настаивала на том, что это надо делать на базе действующего 94-ФЗ, и Минэкономразвития, которое предложило проводить реформу с помощью Федеральной контрактной системы (ФКС) возникли разногласия. В итоге решено было отталкиваться от законопроекта, предложенного Минэкономразвития, но при этом учесть предложения всех заинтересованных сторон.

Вопрос о сумме ограничений пока остается открытым. Дело в том, что «Справедливая Россия» также направила на рассмотрение в Госдуму документ, в котором эсеры настаивают на введении дополнительной отчетности при покупке машин премиум-класса. Правда, «Справедливая Россия» предлагает установить на уровне 2 млн рублей.

«У них давно атрофировалось чувство стыда»

Заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности, депутат от «Справедливой России» Геннадий Гудков, в интервью BFM.ru рассказал о том, как у партий изначально родилась идея внести на рассмотрение поправки в закон, согласно которым предлагается ввести ограничения для госведомств при покупке служебных автомобилей.

«Известный блогер Алексей Навальный направил документ в две фракции — КПРФ и «Справедливая Россия». В нем говорилось о планке в 2 млн рублей. В КПРФ поступили очень просто: срезали сумму в два раза и внесли на рассмотрение. В «Справедливой России» эта поправка попала ко мне и, что называется, легла на удобренную почву. Дело в том, что мы уже полтора года вели исследование этого вопроса: обращались с письмами к ведущим автодилерам, автопроизводителям, выясняли, сколько машин за какие деньги покупаются различными ведомствами, получали данные учета и так далее. В результате мы поправку Навального переработали, но оставили порог в 2 млн рублей. Мы считаем, что до 2 млн рублей — это нормально», — рассказал Гудков.

Депутат отметил, что в «Справедливой России» предлагают распространить ограничения по стоимости и на автомобили, которые покупаются для всех структур, так или иначе связанных с государством. «У нас ведь как делается — сначала создаются государственные компании, а потом эти госкомпании начинают создавать «дочек», в которых уже никаких ограничений нет. И потом уже на эти «дочки» начинают покупать все, что угодно, вплоть до ожерелий стоимостью миллион долларов», — отмечает депутат.

По словам Гудкова, «очень качественные и хорошие машины можно покупать в ценовом диапазоне до 1,5 млн рублей». «Но наши чиновники привыкли жировать за счет налогоплательщиков, у них уже давно атрофировалось чувство совести, стыда. Они рассекают на машинах, на которых на Западе ездят супербогатые руководители или владельцы компаний. Мне мои коллеги из-за рубежа рассказывали, что у них есть негласный табель о рангах, который все жестко соблюдают. Там определено, кому по должности положено арендовать машины, и каких марок, кому какие можно покупать. И если ты покупаешь машину круче, чем у начальника, то ты создаешь очень серьезную конфликтную ситуацию. Я знаю человека, которого в Германии за это уволили. Там все жестко, и чаще всего нет никаких персональных водителей — чиновники ездят на работу сами. Персональный водитель — редкое исключение», — считает депутат.

Редактор раздела «Автомобильный бизнес» газеты «Клаксон» Алексей Аксенов рассказал BFM.ru, что позиция Минэкономразвития относительно того, что авто премиум-класса ломаются значительно реже других, не соответствует действительности. «Полная ерунда, что машины за 3,5 млн рублей ломаются реже, чем машины за миллион. В некоторых случаях они ломаются даже чаще, так как у них очень часто бывают проблемы с электроникой. В любом случае, эти отговорки очень смешны», — считает Аксенов.

Помимо этого эксперт отметил, что говорить о качестве машины, отталкиваясь только от цены, неправильно. «Машина может быть качественной и за 500 тысяч рублей и за 400 тысяч и за 350, при определенных условиях. К примеру, Renault Logan, который используется многими службами такси, ломается редко и не дорог в обслуживании. Так что нужно всегда отталкиваться от конкретной модели, марки», — рассуждает собеседник BFM.ru.

Также Аксенов обратил внимание на то, что стоимость обслуживания прямо пропорциональна стоимости автомобиля. «Машина премиум-класса подразумевает и обслуживание премиум-класса. Чем машина дороже, тем дороже у нее и запчасти. Если вы покупаете машину за 3,5 млн рублей, колесо от нее будет стоить, грубо говоря, 100 тысяч рублей. Если вы покупаете машину за миллион, колесо будет стоить 20 тысяч рублей», — пояснил Аксенов.

Обслуживание дорогих автомобилей чиновников действительно обходится в кругленькую сумму. К примеру, только на колеса и страховку бронированного Mercedes S 600 Guard губернатора Самарской области Владимира Артякова бюджет тратил 1,8 млн руб в год. Но это, как оказалось не предел. Как подсчитала Счетная палата, обслуживание Mercedes губернатора Саратовской области Павла Ипатова обошлось региону в 5,7 млн рублей за два года.

Ни в чем себе не отказывая

Как отмечает Алексей Навальный, закупка дорогих машин для чиновников — самая распространенная из жалоб, поступающих в его интернет-проект «РосПил». Между тем, результат исследования депутатов-эсеров показал, что наиболее популярны в среде чиновничьего начальства автомобили трех немецких производителей — Audi (обычно S8), BMW (седьмая серия, реже X5), а также целая линейка Mercedes-Benz (500, 600, Е350, Viano, Vito и другие).

В целом же только наиболее дорогих моделей Toyota, Lexus, BMW, Audi и Mercedes было закуплено в 2007-2009 годах более чем на 4,5 млрд рублей. По словам Гудкова, результаты шокируют не только из-за гигантских сумм, взятых из казны, но еще из-за того факта, что «жируют не только министры, но и простые клерки».

На своем сайте Гудков опубликовал часть ответов на свои запросы в представительства различных компаний, предоставив интернет-пользователям возможность посмотреть на то, какие машины приобретают себе различные ведомства.

К примеру, Ассоциация зимних олимпийских видов спорта закупила 60 автомобилей BMW X5 (общая стоимость 156,5 млн рублей). Войсковая часть №54799 — 24 автомобиля Mercedes-Benz 350 (общая стоимость 121,1 млн рублей). Рособоронэкспорт — 10 машин Mercedes-Benz S500 (52 млн рублей.), Отделение пенсионного фонда по Москве и области приобрело BMW 745 LI за 4,5 млн рублей, администрация Мытищ ездит на Lexus LS 600h long за 4,6 млн рублей, администрация города Набережные Челны купила 3 авто — Mercedes S500 за 6 млн рублей, BMW Х5 за 4,3 млн рублей и Mercedes GL500 за 4,7 млн рублей, филиал Адыгейского госуниверситета в Белореченске — Audi А8 за 3,5 млн рублей, Свердловская областная клиническая больница потратилась на Toyota Land Cruiser за 2,5 млн рублей.

Надо отметить, что эта тема на момент публикации сведений вошла в число самых популярных в русскоязычном сегменте LiveJournal.

Плюс отделка салона деревом ценных пород сикомор

А в апреле этого года газета в российских СМИ была опубликована информация о самых скандальных тендерах на автомобили с сайта госзакупок, которые наглядно демонстрировали, что в желании пошиковать многие чиновники отказать себе просто не могут.
Вот некоторые примеры: Центральная базовая таможня объявила тендер на покупку представительского седана за 8,3 млн рублей. Требования: полная кожаная обшивка дверей, расширенная отделка салона серебристыми алюминиевыми элементами, передние и задние сиденья с вентиляцией и функцией массажа, потолочный монитор для заднего пассажира с DVD. Эту попытку приобретения впоследствии пресекла прокуратура.

Также прокуратура пробовала отменить приобретение Mercedes за 7,8 млн рублей для свердловского губернатора Александра Мишарина. Однако суд в августе признал покупку законной и теперь на этой машине, оснащенной массажными креслами, губернатор будет ездить на встречи с президентом.

Управделами губернатора Челябинской области просила предоставить автомобиль BMW или эквивалент 2011 года выпуска за 7 млн рублей. Требования: полная кожаная внутренняя отделка Merino, фактурная, красно-коричневая, отделка салона деревом ценных пород сикомор.

ГУВД по Ростовской области объявила тендер на покупку автомобиля для собственных нужд за 6 млн рублей. Любопытно, что файл с документацией о госзакупке назывался: «приобретение суперавто».

Сообщения о покупках дорогостоящих машин привлекают большое внимание общественности и в последние месяцы. Так, в начале сентября на антикоррупционном интернет-форуме Российского студенческого союза napalu.net была опубликована информация о закупках пяти автомобилей для Российской таможенной академии (РТА), заявочная стоимость которых на сайте госзакупок превысила 16,5 млн рублей. Это два Mercedes в комплектации limited edition по 2,9 млн рублей, люксовый автобус Hyundai Universe Space Luxury и микроавтобус Ford Transit Van FAD6 общей стоимостью почти 9 млн рублей. Также еще упоминался автомобиль неуказанной марки за 2,2 млн рублей.

Заместитель председателя комитета по промышленности Госдумы, депутат КПРФ Сергей Собко считает, что тема дорогих автомобилей для чиновников — лишь верхушка айсберга. «Вся структура, которая существует в стране, пронизана коррупцией, и нужно ситуацию менять принципиально. Необходимо бороться с этим олигархическим коррупционным механизмом. В принципе, машины, скажем, за миллион-полтора рублей — это не такая уж и проблема для бюджета. Но когда большинство людей живут от зарплаты до зарплаты, а у пенсионеров не хватает средств для того, чтобы оплатить коммунальные услуги, шиковать — цинично и пошло. Но, еще раз повторюсь, проблема гораздо шире. Вы хоть на велосипеды, хоть на самокаты чиновников пересадите, но если коррупция будет процветать, от этого ничего не изменится», — поделился своим мнением с BFM.ru Собко.

Автор: Леонид Полозов

Источник: www.bfm.ru

Рекомендую



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль