Отката не будет

14 февраля 2012 1295
Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" часто называют многострадальным.

Федеральный закон N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных и муниципальных нужд" часто называют многострадальным. И это - несмотря на то, что за шесть лет работы действующего закона экономия бюджета составила около 1,5 трлн рублей. Только в 2011 году государству удалось сберечь 318 млрд рублей... Тем не менее, и бизнес, и власть единодушны: закон надо менять. О том, зачем это делать, на "Деловом завтраке" в "Российской газете" рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

- Игорь Юрьевич, документ сравнивали с лекарством против рака. Дескать, оно доставляет очень много хлопот здоровым клеткам, но при этом убивает раковые. Вы это слышали?

- Да, мне понравилось это сравнение. Так сложилось,что другой альтернативы 94-ФЗ пока не видно. То, что была начата массированная кампания против этого закона, говорит не столько о его недостатках, сколько о нежелании крупных подрядчиков, которые впервые оказались в конкурентной среде, конкурировать с кем-либо за тендеры. Основная критика слышится от могущественного в стране строительного лобби. Если вы проанализируете список фирм, которые получали подряды на строительство крупных объектов в России в последние 15 лет, то найдете ограниченное число известных компаний. И этот список "победителей" практически не меняется. Одни и те же компании из года в год забирают заказы на стройку.

С появлением 94-ФЗ они стали проигрывать торги, потому что на рынок вышли более эффективные и агрессивные компании. Ко мне за последнее время часто приезжали губернаторы, которые в один голос утверждали, что сейчас из-за отсутствия предквалификации любая фирма-однодневка может выиграть торги. На самом деле в действующем законе уже заложена предквалификация в сфере строительства!

Во-первых, сейчас по закону не допускается участие в тендере такой компании, которая за последние пять лет не построила бы подобный объект в Российской Федерации стоимостью 20 процентов от стартовой цены. Например, если стартовая цена торгов - миллиард, то компания, которая приходит на эти торги, должна была в последние 5 лет построить аналогичный объект стоимостью 200 миллионов, причем только на деньги госзаказа.

В России есть реестр строительных объектов. С его помощью можно проверить, действительно ли компания строила похожие объекты, какого они качества, сданы ли в эксплуатацию, и т.д. Это и есть предквалификация, и важно, что она хорошо администрируется.

Во-вторых, заказчики в обязательном порядке должны требовать от поставщиков банковской гарантии в размере 30% от стоимости всего подряда. Неужели в банке трудятся сумасшедшие сотрудники, чтобы выдавать такие гарантии фирмам-однодневкам? А проверить подлинность банковской гарантии несложно, надо только позвонить или отправить запрос в банк.

В-третьих, по разным подрядам в конкурсах чиновники имеют право присуждать баллы от 20 до 40% участникам торгов по собственному усмотрению. Все это нужно применять комплексно, чтобы на торги приходили не однодневки, а ответственные и амбициозные компании, способные качественно выполнить необходимую работу за меньшие деньги.

По моему глубокому убеждению, 94-ФЗ имеет недостатки, но стратегически он хорош. Более того, недавно выяснили, что Южная Корея внедрила похожий закон раньше нас всего на пару лет и получила за это высокую оценку экспертов ООН. С помощью электронных процедур корейцы жесточайшим образом внедряли конкуренцию, боролись с коррупцией и создали прозрачную систему госзакупок. Их практика в сфере госзаказа рекомендована ООН для применения во всем мире.

- На смену 94-ФЗ придет федеральная контрактная система (ФКС). Ее представляет минэкономразвития. Однако и этот законопроект также критикуется. Дескать, нет в нем четких механизмов регулирования, многие положения носят недекларативный характер, что может привести к их различному толкованию на практике. Нет таких базовых положений, как ограниченные требования к участникам закупок, обязанность преимущественного проведения электронных аукционов, в том числе и на строительство, а также невозможность изменения условий контракта, например, цены. Не получится та же ситуация, что с 94-ФЗ?

- Официально 94-й закон вносило минэкономразвития в 2005 году. Но работали над ним мы вместе. 94-ФЗ имел недостатки в части организации закупок в области культуры, для проведения научных работ, в других творческих сферах. В какой-то момент времени между нами и министерством экономики возникло очень большое непонимание. Кажется, стали исходить из концепции, что сама система такой жесткой регламентации каждого шага чиновника неправильна. Да и чиновник у нас пошел просвещенный. Говорят: из-за того, что его зажали, он нашел себе новые пути отхода, в результате стало еще хуже. Или утверждают, что никакие полтора триллиона 94-ФЗ не сэкономил, дескать, просто были завышены начальные цены. Хорошо, допустим, были завышены, но если бы не было этих процедур, по этим завышенным были бы заключены контракты и перечислены деньги из бюджета.

Когда нам пеняют, что 60 процентов аукционов и конкурсов не состоялись, либо пришла на торги всего лишь одна компания, и в этом виноват 94-й закон, отвечаем: это свидетельство низкой конкуренции в целых отраслях, отсутствие малого бизнеса, способного предложить банковские гарантии, и т. д. Но вместо того чтобы развивать конкуренцию, кому-то нужно угробить 94-й закон и около 40 нормативных актов правительства, которые регламентирует порядок проведения закупок.

- Что представляет собой федеральная контрактная система минэкономразвития?

- В нынешней редакции текст законопроекта вызывает у нас много вопросов и замечаний. Нам говорят, что надо добиваться повышения качественного исполнения контрактов. Согласны. Но что является главным врагом качества? Откат! Нерегламентированность процедур размещения и исполнения контрактов является главным врагом качества. В такой ситуации заказчик может принять любую рухлядь, закрыв на качество глаза за откат. Кроме того, сегодня в системе госзаказа не проработана стадия планирования. Поручение разработать такую систему было дано еще летом 1990 года министерству экономики и министерству финансов. Двадцать лет назад российское правительство обсуждало вопрос о федеральной контрактной системе. Нужно ввести планирование, контрактацию и сделать нормальной процедуру.

94-й закон - как кость в горле многим госслужащим. На наших глазах происходит потрясающая мистификация. Конечно, есть люди, которые честно пытаются исправить недостатки 94-ФЗ и облегчить процедуры размещения заказов, но многие на этом просто спекулируют. Это те, кто хочет страну нашу грабить и дальше.

- И каковы перспективы ФКС?

- Федеральная контрактная система как механизм, включающий в себя разные стадии: планирования - размещения - исполнения контрактов, - должен быть. В тексте закона о ФКС этапу планирования и исполнения контрактов уделено недостаточно внимания. В сфере размещения заказов - это испорченный 94-й закон. Объявленная тема комплексного закона реализована недостаточно. Кроме того, не ясно, кто будет осуществлять контроль в сфере госзаказа. Предлагается отдать контроль за закупками в регионах и муниципалитетах губернаторам, как это сделано в Америке. А на федеральном уровне контроль останется за ФАС. Получается, вице-губернатор будет сам проводить закупки, сам себя контролировать и при необходимости сам на себя накладывать штрафы, да и не забывать при этом сечь себя постоянно... Напомню, что мы в день накладываем на чиновников разного уровня более 200 штрафов, большая часть из которых - за нарушение ФЗ-94.

Именно поэтому мы написали свой закон о Федеральной контрактной системе, который учитывает все стадии госзаказа в стране, и предложим рассмотреть его минэкономразвития. Полный текст документа уже появился на нашем сайте 9 февраля. Уверен, компромисс будет найден, и мы вместе с минэкономразвития возьмем все лучшее, что есть в наших версиях проектов законов и сделаем оптимальный вариант.

Автор: Наталья Шмелева

Источник: www.rg.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль