Система госзакупок станет более прозрачной

19 марта 2012 749
Систему госзакупок, регулируемую в настоящее время широко известным 94-ым Федеральным законом, ждут серьёзные изменения.

Систему госзакупок, регулируемую в настоящее время широко известным 94-ым Федеральным законом, ждут серьёзные изменения. Законопроект, предусматривающий создание специальной федеральной контрактной системы, Министерство экономического развития планирует передать в Правительство уже в апреле, а в Госдуму он должен быть внесён до 1 июля. В Общественной палате прошли слушания «От распила до отката», на которых эксперты и специалисты обсудили проект закона.

Практически все выступающие сошлись в том, что 94-й Федеральный закон стал шагом вперёд, во многом сделавшим систему госзакупок более чистой и прозрачной. Однако за время его действия к нему накопилась масса претензий. Можно, к примеру, отметить, что система конкурсов для госзакупок ориентирована не на качество поставляемых услуг, а на низкую цену. Это приводит к демпингу — поставщики сознательно указывают более низкую цену, рассчитывая что-нибудь придумать после получения контракта.

Поводы для недовольства есть и у поставщиков, и у заказчиков. Поставщики, к примеру, отмечают, что отсутствие системы планирования госзаказов не позволяет им заранее готовиться к проводимым конкурсам. А, например, специалисты по экономическому развитию жалуются на то, что система не предполагает оценки конечного результата по отношению к планируемому. Свои проекты по реформированию законодательства в сфере госзакупок представили Министерство экономического развития и Федеральная антимонопольная служба. В конце прошлого года в послании к Федеральному собранию Дмитрий Медведев поддержал вариант МЭР: «В первой половине следующего года взамен “всеми любимого” 94-го закона надо принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы».

Ознакомиться с проектом закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» можно на сайте МЭР. Закон ещё будет проходить широкую доработку после внесения в Госдуму, однако Министерство экономического развития считает необходимым обсуждать проект до того, как представит его в Правительство. Это приносит свои плоды. Так, в октябре 2011 г., замминистра экономического развития Алексей Лихачёв признался в интервью «Российской газете», что только по итогам интернет-обсуждения в проект было внесено около 200 редакторских правок и порядка 50 смысловых изменений.

Закон предусматривает создание единой информационной системы, в которой будут отражаться не только сведения о заключённых контрактах, но и планы госзакупок, и реестр недобросовестных заказчиков и поставщиков. При этом появляется так называемый «контрактный офицер» — чиновник или сотрудник государственной компании, лично ответственный за все стадии жизни контракта: за его заблаговременное планирование, исполнение и оценку результатов, в соответствии с планами».

Важным нововведением станет отклонение заявок от заведомо неблагонадёжных поставщиков. Если какая-то компания предложит свои услуги по цене на 25 процентов ниже начальной, она должны будет обосновать, каким образом планирует всё-таки выполнить условия контракта.
Сохраняется принцип открытости: если кому-то захочется провести мониторинг осуществляемых закупок, у него будет такая возможность. Хотя, пока сайт госзакупок чаще используется для пиара, а не для реальной борьбы с недобросовестными чиновниками, государство продолжает рассчитывать на общественный контроль.

Свои предложения по улучшению законопроекта были почти у каждого выступающего. Некоторые из них противоречат друг другу, впрочем, едва ли стоит удивляться, что такая важная тема вызывает споры. Для того и обсуждают проекты законов в Общественной палате, чтобы в дискуссии выработать наиболее эффективные механизмы его действия.

Комментарии

Михаил Осеевский 

заместитель министра экономического развития

В сфере государственных закупок мы в последние годы сделали очень многое. И в каком-то смысле наша страна в этом вопросе является лидером, мы можем гордиться тем, что нам удалось создать единое правовое, экономическое и информационное пространство, этим не могут похвастаться и многие страны с развитой экономикой. Но в то же время уже сейчас стало понятно, что та модель, которую мы сформировали, не может до конца нас удовлетворить.

Мы никоим образом не критикуем 94-ый Федеральный закон, это огромный шаг вперед. Тем не менее, он регулирует только одну область госзакупок — сферу процедур. Этого, очевидно, недостаточно, кроме того, развития требуют и процедуры. Именно поэтому Правительство приняло решение о разработке нового закона о федеральной контрактной системе.

Закон «О федеральной контрактной системе» регламентирует 3 основных цикла жизни закупок. Это стадия планирования. Мы должны научиться не только отвечать на вопрос о том, как мы осуществляем закупки, но и на вопрос, что и для чего мы закупаем. Планирование тесно связано с формированием стратегических задач и вопросами бюджетирования. Закон предусматривает, что каждый заказчик будет планировать закупки на три года вперёд, а каждый год будет приниматься более полный документ, который носит название план-график закупок.

Второй блок закона — вопросы, связанные с осуществлением самих процедур госзакупок. Практика применения 94-ого Федерального закона говорит о том, что способов закупок должно быть больше. Принципы закупок продовольствия, медицинской техники и военных кораблей должны различаться, и закон сильно расширяет наши возможности на этот счёт. Третий блок закона связан с контролем, мониторингом и аудитом того, что закупается, с тем, насколько это соответствует целям, декларированным на стадии планирования.

Среди нововведений закона я бы также отметил принцип профессионализации заказчика. Мы исходим из того, что крупные заказчики, планируемый объём закупок которых за три года превышает 100 миллионов рублей, должны будут создавать специализированные подразделения, работающие именно над заключением контрактов. Мы вводим понятие контрактного управляющего — человека, который руководит жизнью контракта на всех этапах цикла. Он будет устанавливать начальную цену, выбирать способ закупки, утверждать конкурсную документацию, контролировать исполнение контракта.

Ещё одно важное нововведение касается вопросов общественного контроля. Возможность общества проследить за деятельностью государства в сфере госзакупок является, наверное, самым эффективным способом борьбы с коррупцией. Законопроект представляет широкую возможность заинтересованным гражданам и организациям оспаривать контракт практически на всех стадиях его существования.

Игорь Реморенко 

статс-секретарь, заместитель министра образования и науки

Учреждения образования и науки нередко высказывали нам претензии к 94-ому Федеральному закону. К примеру, получив заказ и желая нанять субподрядчиков для выполнения части работ, бюджетное учреждение, по существующему закону, должно провести так называемый «конкурс второй руки». На высокотехнологичных рынках каждый день, потерянный на разработках, приносит потерю прибыли, поэтому тысячи наших бюджетных учреждений оказываются заведомо неконкурентоспособными. Закон «О федеральной контрактной системе» позволяет отойти от «конкурсов второй руки». Выиграв конкурс на проведение тех или иных работ, учреждения получат возможность сразу нанимать субподрядчиков, не тратя время на дополнительные конкурсы.

Ещё одна серьёзная проблема, с которой мы сталкивались — результат контракта полностью соответствует критериям технического задания, но абсолютно неприменим. Вспомню случай из своей практики, когда 10 лет назад я работал контрактным офицером. Мы проводили работу по изучению лишних административных барьеров в сфере образования. В заказанном нами исследовании нам предложили повысить эффективность образовательных учреждений, переведя их с учебного на календарный год, что упростит бюджетное планирование.

Понятно, пользы от такого исследования не было никакой, изменить устоявшуюся веками систему учебных годов невозможно и бессмысленно. Новый закон вводит практику различных способов размещения заказов. Это позволяет нам проводить конкурс в два этапа: сначала ученые показывают, как они видят логику проведения исследования и применимость полученных результатов, и только затем проводится второй этап конкурса. Практика конкурсов в два этапа распространена во многих странах мира и кажется нам достаточно удачной.

Много говорилось о демпинге цен. Вводится процедура обоснования цены, к конкурсу без обоснования не допускаются поставщики, у которых цена падает более чем на 25 процентов. Если кто-то пытается лишь сработать на победу в конкурсе, а потом планирует некачественно выполнить свою работу, он должен будет сначала обосновать, почему указана столь низкая цена.

Поэтому мы поддерживаем этот законопроект. Есть ряд вопросов по некоторым организационным моментам, но, в целом, это соответствует тем запросам, которые годами посылали нам образовательные и научные учреждения.

Юрий Росляк 

заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике

94-ый Федеральный закон правильнее, всё-таки, считать прорывом, хотя к нему и накопилось немало претензий. Предложение о формировании федеральной контрактной системы позволило не только заполнить пустоты, которые не регулировал 94-й ФЗ и среди которых главенствовало планирование заказа и мониторинг результата в зависимости от заявленных целей, но и исправить выявленные проблемы процедур закупок.

Со временем этот закон, думаю, превратится в целый кодекс, который будет регулировать сферу государственных закупок. Думаю, появится немало законов, которые будут регулировать самые тонкие нюансы. Однако нам уже сегодня надо делать шаги в развитии этой системы, сейчас мы обсуждаем основные принципы, на которых она будет строиться.

Один из важнейших принципов — обязательная стадийность, обязательное предварительное планирование. Мы активно внедряем целевой метод, поэтому нам необходим этап планирования госзакупок. Поможет такое планирование и предпринимателям, которые смогут планировать свою деятельность, исходя из потребностей государства в закупках.

Ещё одна тема, которая тоже была затронута, но которая, на наш взгляд, заслуживает более внимательного обсуждения, — введение единой системы кодификации товаров и услуг, реализуемых в рамках госзаказа.

Практика работы показывает, что богатство и разнообразие русского языка позволяет государственным заказчикам один и тот же вид товаров или работ называть десятком разных слов. Поэтому мы считаем разумным создание реестра товаров и услуг, которые должны иметь соответствующий номер.

Для того, чтобы эффективно работал контроль над всеми тремя стадиями жизни закупки, необходимо создать систему, которую можно будет легко контролировать. Только создав информационную систему, которая позволяла бы на основе классификатора регистрировать все этапы жизни контракта, мы получим возможность эффективно анализировать эти данные. Поэтому мы считаем её создание оправданным.

Станислав Прокофьев 

заместитель руководителя Федерального казначейства

Большим достижением 94-ого Федерального закона стало создание общероссийского официального сайта госзакупок. Только количество выданных цифровых подписей на портале превышает на сегодняшний день 300 тысяч. Что интересно, примерно треть обращений приходит из-за рубежа, видимо, готовятся к вступлению нашей страны в ВТО. Сегодня данный сайт представляет собой огромный информационный ресурс. Сумма размещённых на нём контрактов превышает 6 триллионов рублей.

Одним из важнейших коррупционных факторов при госзакупках является определение начальной цены контракта. Широко известна история с закупкой томографов. Это сложно, но мы должны выработать механизмы определения репрезентативной цены, по крайней мере, для высокотехнологичного оборудования. И единое информационное пространство необходимо для активизации этой работы.

Вторая сфера, для которой необходимо единое информационное пространство, это поиск аномальных контрактов — тех самых золотых унитазов и кроватей, о которых так часто говорят. Мы своими путями, с помощью уже имеющихся у нас методов аналитики, проводим анализ. И обнаруживаются не только закупки предметов роскоши, но и совсем необъяснимые случаи вроде колонии, на несколько сот тысяч рублей закупающей разные сорта пива. Этот анализ должен стать системным, проводится главными распорядителями по всей подведомственной системе. Единое информационное пространство необходимо для такой работы.



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль