Компании с госучастием пугают законом о госзакупках

27 марта 2012 3348
С 1 апреля компании с государственным участием, не опубликовавшие годового плана закупок в Интернете, рискуют подпасть под первые санкции.

У компаний с государственным участием осталось меньше недели на то, чтобы в соответствии с федеральным законом 223 разработать и принять внутренние положения о закупках, определиться с их годовым планом и разместить соответствующие документы на своем сайте или сайте электронной торговой площадки. Если до 1 апреля они эти требования не выполнят, то дальнейшая их деятельность подпадет под действие закона о госзакупках (94-ФЗ), что, по словам экспертов, будет иметь для компаний плачевные последствия.

Специальный Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вовлекший в сферу электронных закупок все компании с госучастием, вступил в силу с 1 января 2012 года. Он регулирует торгово-закупочную деятельность госкомпаний, госкорпораций, естественных монополий, организаций в сфере электро-газо-тепло-водоснабжения (ЖКХ), водоотведения, а также ГУПов, МУПов, автономных учреждений. По различным оценкам, под этот закон подпадает от 200 до 400 тысяч предприятий.

По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, закон призван решить ряд важных задач: превратить закупочные бюджеты госкомпаний в инвестиционный стимул, а также сделать прозрачными расходы естественных монополий, что должно привести к снижению издержек и последующему уменьшению тарифов на соответствующие услуги. Однако эксперты констатируют, что у многих компаний могут возникнуть серьезные сложности, поскольку они не смогут выполнить все требования закона.

Многие крупные предприятия — госкомпании, такие, как «РусГидро», «Транснефть», «Газпром» — еще до вступления закона в силу разработали положение о закупках и опубликовали его. Однако участники рынка электронных торгов опасаются не за крупный бизнес, а за средние и малые предприятия.

«Коммерческая компания не сможет работать по закону о госзакупках»

Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро в интервью BFM.ru поделился мнением, что федеральный закон 223 не до конца доработан и нуждается в корректировке. Из-за того, что многие компании не обладают достаточными ресурсами и их собственные сайты зачастую не приспособлены для размещения подобной информации, у них могут возникнуть различные проблемы.

«Наверняка, будут и такие игроки рынка, которые не опубликуют информацию вовремя. Допускаю, что некоторые из этих компаний не осознают себя субъектами закона и не знают, какие требования им необходимо исполнять. На сегодняшний день у части госкомпаний нет даже собственных сайтов, и, пожалуй, веб-страницы действительно нужны не всем. Создавать сейчас с нуля информационную инфраструктуру, тратить государственные деньги на массу плохо работающих интернет-ресурсов, на мой взгляд, было бы неразумно. Но Федеральная антимонопольная служба будет вправе инициировать дополнительные проверки этих организаций», — отмечает Сергей Габестро.

По его словам, пока не понятно, кто и в каком порядке будет принимать решение о распространении действия 94-ФЗ на нарушителей, — рынок ждет прецедента. При этом четкие санкции за нарушение 223 закона все еще не разработаны и соответствующие поправки в КоАП не внесены. «Создается ощущение, что решение снова отдается на откуп вниз, и возникает потенциально коррупциогенная ситуация», — полагает руководитель Fabrikant.ru.

Сергей Габестро считает, что необходимо убрать из нового закона императивы и жесткие сроки: «Важно стремиться к диспозитивности, рекомендательному характеру норм. Подход не должен быть формальным, иначе сложится ситуация, чреватая бесконечными очередями в Федеральном казначействе и дополнительными проверками госкомпаний. Представители власти это понимают, соглашаются, но почему-то в законодательных актах мы по-прежнему видим жесткие сроки, предписания и наказания».

Эксперт при этом подчеркнул, что эффективно работать по 94-ФЗ, ни в чем не нарушая закон, практически невозможно: «Это знают все участники торгово-закупочной деятельности. Даже если ты будешь соблюдать требования вплоть до запятой, все равно ты его в том или ином виде нарушишь. И госкомпании сейчас поставлены перед выбором: либо действовать в соответствии с 223-м законом и создавать свои положения, публикуя их в Интернете, либо работать по 94-му закону. Но никакая коммерческая компания не сможет работать по этому закону. Этой компании не будет в ближайшем будущем на рынке, и это очевидно».

По словам начальника управления госзаказа ФАС Михаила Евраева, к настоящему времени санкции за непубликацию данных действительно не разработаны. «Они будут внесены в Кодекс об административных правонарушениях, но пока они не готовы. Хотя и сама по себе вероятность работы по 94-ФЗ — для компаний уже будет лучшей санкцией», — считает он.

«Пока еще ничего не утверждено»

Коммерческий директор электронной площадки B2B-Center Андрей Бойко в беседе с BFM.ru отметил, что зачастую ФГУПы, МУПы, фирмы, работающие в сфере ЖКХ, закупаются произвольно, не делая долгосрочного планирования. «Однако если они не разработают свое положение о закупках, в котором пропишут удобные для них правила проведения закупочного процесса, они подпадут под действие 94-ФЗ. Поэтому им придется в авральном режиме адаптироваться к жестко регулируемым процедурам закона о госзакупках, в котором не берутся во внимание ни специфика деятельности организации, ни особенности сложившихся хозяйственных отношений. Поскольку у многих предприятий нет опыта работы с этим законом, скорее всего, они будут неправильно составлять закупочную документацию и проводить закупочные процедуры. Пока ФАС будет разбираться с нарушениями, закупочная деятельность предприятия будет парализована», — отметил Бойко.

По словам коммерческого директора B2B-Center, в целом закон 223 можно оценить как более современный инструмент регулирования закупочной деятельности по сравнению с 94-ФЗ. Он отметил, что закон дает компаниям полную свободу в выборе электронной площадки, способах проведения торговых процедур и в определении правил проведения торгово-закупочной деятельности.

«Однако в 223-ФЗ есть свои недостатки, — считает Бойко. — Компании обязаны опубликовать свой годовой план закупок. По новому закону, у плана закупок должна быть строго определенная форма, которая должна быть утверждена правительством, однако пока еще ничего не утверждено».

По второму кругу

Те компании, которые все же успеют выполнить требования 223-ФЗ и опубликовать свой «план действий» до 1 апреля, будет поджидать еще одно испытание. Следующий этап наступит 1 июля 2012 года, когда компании с госучастием должны будут публиковать информацию о закупках уже не только на своих сайтах или торговых площадках, но и на едином официальном интернет-ресурсе. И если на сайте zakupki.gov.ru вовремя не будет создана инфраструктура, соответствующая запросам бизнеса, могут возникнуть значительные трудности, отмечают эксперты.

В настоящее время официальный сайт представляет собой информационную среду для работы по 94-ФЗ. По этому закону возможные виды закупочных процедур для заказчика ограничены всего тремя вариантами (электронный аукцион, запрос котировок и конкурс), что слабо соотносится с реальными рыночными отношениями. Госкомпания в своей закупочной практике может использовать гораздо большее число возможных процедур. «Кем и когда будет доработан официальный сайт под потребности госкомпаний и будет ли это вообще сделано, пока остается вопросом», — говорит Сергей Габестро.

«Этот сайт уже сейчас работает с перебоями, — отмечает Андрей Бойко. — С 1 июля, когда на него придут все ГУПы, МУПы и прочие предприятия с госучастием, нагрузка вырастет многократно. Сложно сказать, справится ли с этой нагрузкой zakupki.gov.ru. А если не справится, то остается под вопросом, освободят ли компании от обязанности пользоваться неработающим сайтом».

Автор: Леонид Полозов

Источник: www.bfm.ru



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль