Госзакупки по-европейски: немецкая практика

16 августа 2012 1988
Германия как член ЕС следует положениям европейского законодательства о госзакупках. Удовлетворение государственных нужд рассматривается здесь в контексте принципов рыночной экономики.

Пожалуй, немного найдется у нас в стране законопроектов, которые обсуждались бы так тщательно, как проект федеральной контрактной системы. Готовящийся документ должен сделать государственные закупки прозрачными, очистить их от коррупции, обеспечить равный доступ участников рынка к торгам. А как организован процесс госзакупок в Европе? На этот вопрос мы попросили ответить руководителя представительства ТПП России в Германии Сергея Никитина.

Германия как член ЕС следует положениям европейского законодательства о госзакупках. Удовлетворение государственных нужд рассматривается здесь в контексте принципов рыночной экономики.

Создание конкурентной среды и пресечение дискриминации – как инструменты содействия рациональному расходованию средств. Адаптация национального законодательства к нормам ЕС и управление процессом госзакупок ведется в ФРГ под руководством федерального министерства экономики. В госучреждениях назначаются независимые ответственные за размещение госзаказов. Этих сотрудников не могут уволить, а их работа контролируется органами надзора и Счетной палатой.

Директивы ЕС предусматривают раздельную систему правил размещения госзаказов, а также контроля и обжалования действий заказчика в зависимости от пороговых величин в денежном измерении. Тендеры выходят на уровень ЕС, если объем заказа федерального уровня превышает 130 тыс. евро. Для других заказчиков порог составляет 200 тыс. евро, для заказов в строительстве – от 5 млн евро.

Процесс закупок децентрализован. Федеральные, региональные и местные органы власти, а также частные структуры, работающие в секторах жизнеобеспечения, проводят конкурсы в соответствии с европейским и национальным законодательством под собственную ответственность. В противодействие дискриминации большие заказы делятся на лоты меньшего размера, с тем чтобы дать возможность малым и средним предприятиям участвовать в выполнении отдельных видов работ. В тендерах могут участвовать все зарегистрированные и допущенные к выполнению работ европейские предприятия. Допускается также проведение тендера с ограниченным числом отобранных в ходе «конкурса участия» предприятий.

Нельзя сказать, что дорога на рынок госзакупок жестко закрыта для неевропейских организаций. Они могут участвовать в тендере через дочерние или совместные предприятия. Обо всех торгах сообщается публично в строго предписанные сроки. Конкурсные процедуры организуют, как правило, инженерные или проектные фирмы, отобранные также по конкурсу. Они подотчетны государству и несут материальную ответственность за нарушение установленных правил. Политическая ответственность остается на стороне властей, но в договорах фиксируются гарантии планировщикам и другим партнерам.

Система контроля процедуры госзакупок распространяется на все организации, приравненные к государственным заказчикам в соответствии с дефиницией Евросоюза, включая в оговоренных законом случаях и частные структуры. Контроль осуществляют две инстанции: апелляционная (независимое учреждение) и судебная. Для них установлен ускоренный порядок рассмотрения жалоб на действия заказчика или его представителя. Возможность оспаривать решение о размещении госзаказа в суде, а также публикация решений, выносимых обеими инстанциями, служат дальнейшему развитию открытости в сфере госзакупок.

Интересен опыт Германии по упрощению процедур подтверждения способности компании выполнять конкретные виды работ. Подрядчик обязан один раз в три года (а не всякий раз при получении заказа, как было прежде) подтвердить свою квалификацию, с тем чтобы претендовать на соответствующие заказы без дополнительной проверки. При прохождении предтендерной квалификации учитываются материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение компании, а также ее налоговая чистота и объемы ранее выполненных работ.

В 2008 году Европейская комиссия решила упростить систему госзаказов для предприятий, особенно малых и средних, и в рамках программы конкурентоспособности и инноваций инициировала проект по объединению электронных систем госзакупок стран – членов ЕС. Единые IT-стандарты призваны избавить от лишних бумаг и обеспечить прозрачность процедур, а интернационализация и рост числа участников тендеров – повышению эффективности всей системы госзакупок в Европе.

Дальнейшему развитию права в сфере госзакупок служит общественная организация экспертов и ученых «Форум госзаказа», в рамках которой происходит обмен мнениями, формируется отношение к новым явлениям в сфере госзакупок внутри страны и за рубежом, в частности, к внедрению системы обеспечения качества у госзаказчика и подрядчиков, призванной помочь в борьбе с коррупцией. Точка зрения специалистов и ученых, сформулированная в рабочих органах форума, доводится до сведения правительства. Форум ежегодно присуждает премию за лучшую научную работу в сфере государственных закупок.

Автор: Станислав Козак
Источник: www.tpp-inform.ru

Госзакупки по-европейски: немецкая практикаЧитайте также:

В какие сроки должна быть произведена экспертиза выполненных работ по контракту силами заказчика?

Региональные и муниципальные системы закупок: выполнение требований законодательства Российской Федерации по защите информации

Некоторые практические особенности защиты прав участников отношений, регулируемых Законом № 223-ФЗ

Применение затратного метода определения НМЦК по Закону о контрактной системе

Когда проводится электронный аукцион?



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль