Дума обсуждает законопроект о банковских гарантиях

26 мая 2014 2194
Практика применения банковских гарантий выявила ряд недостатков правового регулирования

Одним из способов обеспечения исполнения обязательств в сфере закупок товаров (работ, услуг) является банковская гарантия, требования к выдаче и содержанию которой установлены Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Однако практика применения банковских гарантий в указанной сфере выявила ряд недостатков правового регулирования.

Постепенный переход на электронное делопроизводство и электронный документооборот ставит новые проблемы перед правовым регулированием отношений по банковским гарантиям, применяемым в сфере государственных закупок. Хотя действующее законодательство прямо не запрещает использование банковской гарантии в электронной форме, в нем отсутствуют нормы, которые регулируют отношения, связанные с электронной банковской гарантией. В проекте Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части банковских гарантий)» (далее - Законопроект) содержится предложение о дополнении ГК РФ нормами, дозволяющими гаранту выдать гарантию в электронной форме. В этом случае возникает вопрос о форме требования об уплате по банковской гарантии и документов, приложенных к гарантии. В соответствии с п. 1 ст. 374 ГК РФ в редакции Законопроекта в случаях, указанных в гарантии, требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено в электронной форме с приложением документов в электронной форме, указанных в гарантии.

В случае неисполнения обеспечиваемого обязательства заказчик работ или услуг (в т.ч. субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также бюджетное учреждение либо иное юридическое лицо, в т. ч. в соответствии с Законом № 44-ФЗ) вынужден предъявлять в кредитную организацию требование об оплате суммы банковской гарантии. Ранее кредитная организация достаточно часто отказывалась произвести платеж, поскольку банковская гарантия гарантом не выдавалась, либо была предоставлена в значительно меньшей сумме, либо была отозвана. Убытки заказчика товаров (работ, услуг) в этом случае приходилось покрывать из бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Для устранения указанной практики Законом № 44-ФЗ было предусмотрено создание реестра банковских гарантий (статья 45). Вместе с тем, предусмотренный Законом № 44-ФЗ механизм формирования и функционирования реестра банковских гарантий не способен обеспечить баланс интересов исполнителя госзаказа и банка, выдающего банковскую гарантию. Это может привести к ограничению круга участников аукционов и конкурсов в связи с невозможностью получения ими банковских гарантий для обеспечения госконтрактов. Чтобы обеспечить заинтересованность банков выдавать банковские гарантии в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг), Закон № 44-ФЗ предложено дополнить нормой, ограничивающая публичность реестра. В Законопроекте предусмотрено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре банковских гарантий, должен быть ограничен. Он может быть обеспечен только следующим лицам:

  •  Принципалу;
  •  Бенефициару;
  •  Гаранту;
  •  Центральному банку Российской Федерации;
  • Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок;
  •  Федеральному казначейству.

Перечень сведений, включаемых в реестр банковских гарантий, определен части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ. Эта информация является объектом охраны служебной, банковской, налоговой, коммерческой тайны, а также нормативных актов Российской Федерации в сфере защиты персональных данных. Чтобы унифицировать порядок формирования реестра банковских гарантий и исключить возможные коллизии со специальным законодательством о защите банковской, налоговой, коммерческой тайны и законодательством о защите персональных данных, Закон № 44-ФЗ предложено дополнить нормой, содержащей дозволение банкам включать в реестр банковских гарантий соответствующие сведения без согласия поставщика (подрядчика, исполнителя), иного лица. Законопроектом предлагается уточнить состав сведений, включаемых в реестр банковских гарантий. Например, в соответствии с действующей редакцией части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ в реестр банковских гарантий следует включить «копию заключенного договора банковской гарантии».

Принимая во внимание, что банковская гарантия является односторонней сделкой, а договор о предоставлении банковской гарантии заключается не всегда, указанная норма применяться не будет. По указанной причине предложено исключить норму части 9 статьи 45 Закона № 44-ФЗ.

Учитывая имеющиеся на практике споры, касающиеся порядка исполнения государственных контрактов, Законопроектом предлагается включить в государственный контракт ряд обязательных условий, подлежащих согласованию сторонами. Соответственно, статью 34 Закона № 44-ФЗ предложено дополнить частью 29. Речь идет о следующих существенных условиях государственного контракта:

  •  порядок расчета предельной денежной суммы требования по банковской гарантии;
  •  порядок, сроки и случаи возврата аванса, если контракт предусматривает авансовые платежи;
  •  сведения о документе, на основании которого установлены гарантийные сроки;
  •  порядок и сроки направления заказчиком в адрес поставщика уведомления о невыполнении условий контракта или о его расторжении, либо сведения о том, что направление указанных уведомлений не требуется;
  •  порядок и сроки направления заказчиком гаранту уведомления об освобождении от обязательства в случае надлежащего исполнения контракта.

Для повышения эффективности обеспечения исполнения обязательств в сфере государственных закупок Законопроектом предлагается дополнить Закон № 44-ФЗ нормой, дозволяющей поставщику предоставлять организатору конкурса или аукциона и государственному заказчику «смешанное» обеспечение своих обязательств - банковскую гарантию и денежные средства одновременно.

В ряде случаев вне зависимости от воли сторон правоотношения обеспечение исполнения обязательств подрядчика (поставщика, исполнителя) «удваивается», например, при замене обеспечения, при предоставлении нового обеспечения и т.п. В связи с этим Законопроект дополнен механизмом, направленным на прекращение действия ранее выданной гарантии.

Законопроектом предусматривается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией, выданной одним банком, так и банковскими гарантиями, выданными несколькими банками, включенными в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

Данные изменения позволят повысить эффективность обеспечения обязательств поставщиков в сфере государственных закупок, поскольку риски банков при выдаче банковских гарантий в обеспечение одного контракта двумя и более банками будут значительно диверсифицированы.

Включение указанной нормы не приведет к ухудшению положения государственных заказчиков, выступающих бенефициарами по банковским гарантиям. Напротив, возможность выдачи гарантий в обеспечения исполнения одного государственного контракта несколькими банками позволит повысить уровень конкурентности на рынке банковских услуг по выдаче гарантий, что приведет к расширению круга банков, выдающих гарантии в обеспечение исполнения контрактов, и, следовательно, к снижению тарифов банков за выдаваемые гарантии. Следует отметить, что в настоящее время стоимость банковских гарантий составляет от 1 до 6 процентов от суммы выдаваемой гарантии за каждый календарный год ее действия.

В свою очередь, снижение тарифов за выдаваемые гарантии приведет к уменьшению расходов поставщиков по выполнению контрактов, и, как следствие, к сокращению расходов заказчиков по контрактам и сокращению расходов бюджетов соответствующих уровней.

Важной новеллой законопроекта является норма об утверждении типовых форм банковских гарантий, что поможет стандартизировать работу с банковскими гарантиями и устранит риски госзаказчика.

Источник: tender.mos.ru

Инструменты МЦФЭР-Госзаказ для комплексного решения по организации работы в рамках 44-ФЗ:

Госзакупки.ру: Особенности исполнения контракта по Закону о контрактной системе
№ 1-5 за 2014 г. Подписка

получите демо-доступ прямо сейчас

Попробуйте Электронную систему "Госзаказ" прямо сейчас. Разъяснения экспертов по проведению электронных торгов в рамках 44-ФЗ в ЭП «Госзаказ»!

Дума обсуждает законопроект о банковских гарантиях



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Все материалы сайта доступны только зарегистрированным пользователям!

Здравствуйте! Для получения бесплатного доступа ко всем материалам сайта, необходимо зарегистрироваться. Это займет меньше минуты.

Внимание! После регистрации мы пришлем вам подарок Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль