Действия заказчика при предоставлении поддельной банковской гарантии?

374

Вопрос

Какие действия необходимо предпринять сторонам контракта для того, чтобы работа производилась подрядчиком своевременно и на законных основаниях при подозрении, что победитель аукциона предоставил поддельную банковскую гарантию по контрактам заключенным в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ?

Ответ

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), Закон № 44-ФЗ применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 Закона № 44-ФЗ. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ, сохраняют свою силу.

Контракт заключенный в 2013 году сохраняет силу. Положения Закона № 44-ФЗ распространяются на данный контракт в части прав и обязанностей, которые возникли после вступления его в силу, то есть после 1 января 2014 года.

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона № 94-ФЗ (утратил силу, но действовал при заключении контракта до 01.01.14 г.) в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Таким образом, без предоставления обеспечения исполнения контракта, контракт заключен быть не может.

Относительно действий заказчика при описанном в вопросе случае, ни Закон № 94-ФЗ, ни Закон № 44-ФЗ прямых указаний не содержит. В отношении расторжения заключенного контракта указывается, что он может быть расторгнут (ч. 8 ст. 9 Закона № 94-ФЗ, ч. 8 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ):

  • по соглашению сторон;

  • по решению суда;

  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Что касается одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с предоставлением поддельной банковской гарантии существуют различные мнения, но необходимо учитывать, что ни Закон № 94-ФЗ, ни Закон № 44-ФЗ, ни гражданское законодательство прямо на такую возможность не указывают.

Обращаем внимание, что в соответствии с Законом № 44-ФЗ, до вступления в силу изменений, предусмотренных в Федеральном законе от 04.06.2014 № 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон № 140-ФЗ) ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ предусматривала следующее положение:

  • Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

После вступления в силу изменений, предусмотренных в Законе № 140-ФЗ часть 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно буквальному толкованию Закона № 44-ФЗ требование о предоставлении обеспечения контракта не является требованием к поставщику. Соответственно часть 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ также нельзя применить для обоснования одностороннего отказа от исполнения контракта.

Некоторые заказчики в описанном вопросе случае просили исполнителей (поставщиков) заменить обеспечение, представив надлежащее, и продолжали с ними "взаимоотношения", тем более, если исполнение по контракту производились надлежащим образом (прямых запретов на это законодательство не содержит).

Обращаем внимание, что согласно Постановлению ФАС МО от 26.12.13 г. по делу №А40-160826/12-72-977, контракт, заключенный с нарушением ч. ч. 4, 19 ст. 41.12 94-ФЗ является недействительным (ничтожным), т.е. не порождающим правовых последствий для сторон контракта. В Постановлении ФАС МО также указывает, что "данная позиция судов соответствует практике применения норм права, определенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, согласно которой, если при заключении договоров стороной по сделке было допущено злоупотребление правом, данные сделки могут быть признаны судом недействительными на основании пункта 2 ст. 10, ст. 168 Гражданского кодекса РФ (пункт 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.11.2008 г. N 127 "Обзор практики применения арбитражными судами ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации".

Необходимо иметь ввиду, что судами, для вынесения решений исследуются все значимые для дела обстоятельства.

Исходя из вышеуказанной судебной практики получается, что "расторгать нечего", так как фактически контракта не существует (он является недействительным и не порождает возникновения прав и обязанностей для его сторон).

В связи с этим, рекомендуется обратиться в суд с иском о признании контракта недействительным и взыскании с исполнителя причиненных убытков. Однако при этом очевидно, что до вступления решения суда в силу (в случае признания контракта недействительным) пройдет не мало времени.

В случае если участником, предоставлены недостоверные сведения, то необходимо обратиться в ФАС РФ с заявлением о внесении участника в Реестр недобросовестных поставщиков.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль