• Главная страница
  • » Ответы на вопросы
  • » В какие органы государственной власти возможно обратиться с целью осуществления проверки участника размещения заказа на факт его принадлежности к субъектам малого предпринимательства и какие сведения правомерно запросить в ходе такой проверки?

В какие органы государственной власти возможно обратиться с целью осуществления проверки участника размещения заказа на факт его принадлежности к субъектам малого предпринимательства и какие сведения правомерно запросить в ходе такой проверки?

161

Вопрос

В какие органы государственной власти возможно обратиться с целью осуществления проверки участника размещения заказа на факт его принадлежности к субъектам малого предпринимательства и какие сведения правомерно запросить в ходе такой проверки?

Ответ

В какие органы государственной власти возможно обратиться с целью осуществления проверки участника размещения заказа на факт его принадлежности к субъектам малого предпринимательства и какие сведения правомерно запросить в ходе такой проверки?

В ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) содержится закрытый перечень сведений, которые заказчик, уполномоченный орган вправе запросить у соответствующих органов и организаций при осуществлении допуска участника размещения заказа к торгам. Среди этих сведений отсутствуют сведения, подтверждающие принадлежность участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.

Наряду с этим, в соответствии с совместным письмом Минэкономразвития России от 18.08.2009 № 13497-АП/Д05, ФАС России от 17.08.2009 № АЦ/27510 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в части размещения заказов у субъектов малого предпринимательства» при размещении заказов в соответствии со ст. 15 Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа должны соответствовать следующим требованиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ):

- для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

- средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующего предельного значения средней численности работников для субъектов малого предпринимательства - сто человек включительно;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для субъектов малого предпринимательства.

Соответственно заказчиком при проведении торгов (открытого конкурса, открытого аукциона) должны соблюдаться следующие требования:

- в извещении о проведении открытого конкурса, открытого аукциона, конкурсной документации, документации об аукционе должна содержаться информация о том, что участниками таких торгов могут являться только субъекты малого предпринимательства и участники размещения заказа должны соответствовать требованиям Закона № 209-ФЗ;

- с целью проверки сведений о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства указать в конкурсной документации или документации об аукционе требование о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе или аукционе копии учредительных документов (устав, учредительный договор), заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям;

- с целью проверки численности работников участника размещения заказа (средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно) заказчик должен указать в конкурсной документации, документации об аукционе необходимость соответствия участника размещения заказа данным требованиям;

- с целью проверки выручки участника размещения заказа от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовую стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год (не должна превышать предельные значения, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 556, 400 млн. рублей) заказчик должен указать в конкурсной документации и в документации об аукционе необходимость соответствия участника данным требованиям.

Для подтверждения соответствия требованиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ, участник размещения заказа должен представить учредительные документы и продекларировать в заявке на участие в конкурсе, заявке на участие в аукционе соответствие требованиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Дополнительной проверки участника размещения заказа на соответствие установленным заказчиком требованиям не требуется.

При проведении запроса котировок заказчик должен указать в извещении о запросе котировок необходимость соответствия участника размещения заказа требованиям п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Участник размещения заказа декларирует в котировочной заявке соответствие требованиям, установленным ст. 4 Закона № 209-ФЗ (о размере уставного (складочного) капитала (паевого фонда) субъектов малого предпринимательства, о численности работников за предшествующий календарный год, о выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год). Требовать от участника размещения заказа при проведении запроса котировок копии учредительных документов не допускается.

В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок установлены в форме заявки требования п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, участник торгов обязан в составе заявки на участие в торгах продекларировать соответствие данным требованиям. Если в заявке на участие в торгах участник размещения заказа не продекларировал соответствие требованиям п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, такой участник не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в торгах. В случае, если в конкурсной документации (документации об аукционе), извещении о запросе котировок в форме заявки не содержится требование о соответствии п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, заказчик не вправе отклонять заявку участника размещения заказа, в которой не продекларировано соответствие указанным требованиям.

Обращаем внимание на особенности участия малого бизнеса в спецторгах при проведении электронных аукционов.

Так в настоящее время, по вопросам декларирования участником размещения заказа соответствия требованиям Закона № 94-ФЗ при проведении открытого аукциона в электронной форме, ФАС России на официальном сайте разъяснено, что в соответствии с ч. 5 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме (далее - электронный аукцион) должна содержать, в том числе, требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со ст. 11 указанного закона, в частности о соответствии участников размещения заказа положениям п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ.

В случае размещения заказов у субъектов малого предпринимательства, документация об электронном аукционе, кроме требования о соответствии участников размещения заказа положениям п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ, также должна содержать требование о том, что участниками размещения заказа могут быть исключительно лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.

При этом подача заявки на участие в электронном аукционе является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником размещения заказа своего соответствия требованиям, установленным в документации об электронном аукционе.

Контролирующий орган обращает внимание, что Законом № 94-ФЗ не предусмотрено дополнительного декларирования участником размещения заказа в составе заявки на участие в электронном аукционе своего соответствия указанным выше требованиям.

Следовательно, документация об электронном аукционе не должна содержать указание о необходимости декларирования участниками размещения заказа или подтверждения иным способом в составе заявки своего соответствия требованиям п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ, а также подтверждения об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства.

Установление в документации об электронном аукционе требования о необходимости декларации участниками размещения заказа в составе заявки на участие в аукционе своего соответствия указанным выше требованиям является нарушением ч. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ, а также является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Вместе с тем ФАС России считает, что в случае, если при проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией будет установлен факт несоответствия участника требованиям, установленным п. 2-4 ч. 1 ст. 11 Закона о размещении заказов, данный участник размещения заказа в соответствии с ч. 4 ст. 12 Закона о размещении заказов должен быть отстранен от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Также, в случае, если при проведении электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства будет установлено, что участник размещения заказа, подавший заявку, не является субъектом малого предпринимательства, заявка данного участника размещения заказа подлежит отклонению на основании ч. 4 ст. 15 Закона о размещении заказов.

Обращаем внимание, что 07.09.2010 г. Государственная Дума в первом чтении приняла поправки в Закон № 94-ФЗ, касающиеся установления порядка декларирования принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства при участии его в электронных аукционах и размещения сведений об отнесении участника размещения заказа к субъектам малого предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Законом № 209-ФЗ при аккредитации такого участника на электронной торговой площадке.

Таким образом, Закон № 94-ФЗ не содержит требований по дополнительной проверке и требования к участникам, являющимся субъектами малого предпринимательства, основываются на презумпции невиновности. Если заказчик хочет дополнительно убедиться в принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства, то он может посмотреть информацию в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, которые в соответствии со ст.8 Закона № 209-ФЗ ведут Федеральные органы исполнительной власти, а также территориальные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Информация, содержащаяся в реестрах субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, является открытой для ознакомления.

Обращаем внимание, что отсутствие в реестре проверяемого участника не говорит о том, что он не является субъектом малого предпринимательства, т.к. включение в данный реестр осуществляется на заявительном порядке обращения субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки, а наличие, наоборот, подтверждает его статус.

Также органы исполнительной власти в соответствии со ст. 19 Закона № 209-ФЗ могут оказывать информационную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Например, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы. К нему можно обратиться и посмотреть дополнительно наличие участника в данном реестре.

Напоминаем, что данные реестры формируются также на заявительной основе и отсутствие в них участника при соблюдении всех условий, не может являться поводом в отклонении участника от спецторгов.

Возможно в дальнейшем, в связи с предлагаемым уменьшением до 2% обеспечения заявки для субъектов малого предпринимательства при участии в электронных аукционах будут предложены механизмы проверки этих субъектов.

Редактор-эксперт Сергей Кичанов



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль