Уровни централизации закупок в Законе о контрактной системе

1195

Вопрос

Какие уровни централизации закупок предусмотрены Законом о контрактной системе?

Ответ

Вопросы централизации государственных и муниципальных закупок регламентируются ст. 26 Закона о контрактной системе. В отличие от Закона № 94-ФЗ по Закону о КС централизация закупок может осуществляться не только посредством органа или нескольких органов власти или местного самоуправления, но могут быть также задействованы и казенные учреждения (далее — уполномоченный орган, уполномоченное учреждение). Также расширяется функциональное наполнение понятия «уполномоченный орган», «уполномоченное учреждение». В соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе они вправе выполнять функции по планированию закупок, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключению и исполнению контрактов. Конкретные функции уполномоченного органа, уполномоченного учреждения закрепляются в соответствующем нормативном правовом акте. Также Законом о контрактной системе предусмотрена возможность централизации уполномоченным органом, уполномоченным учреждением субъекта РФ закупок, осуществляемых муниципальными образованиями, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ.

Положения ст. 26 Закона о контрактной системе позволяют ввести определенную классификацию уровней возможной централизации государственных и муниципальных закупок.

Базовая централизация закупок (или централизация функций определения поставщиков)

Это предусмотрено ч. 1 ст. 26 Закона о контрактной системе. В рамках этой модели создается или используется уже существующий государственный или муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений. Функционал таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений наиболее узкий — они только определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для ряда заказчиков, установленных решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. При этом контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители). Нормативно не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в т. ч. на определение НМЦК и подписание контракта.

Предметная централизация закупок

Это предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 26 Закона о контрактной системе. Президент РФ, Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация могут принять решение централизовать ряд закупок органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений. В этом случае определяется уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, на которые будет возложена часть функций таких заказчиков. К этим функциям относятся планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. приемка поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты. Это именно предметная централизация, т. к. по всем закупкам, не упомянутым в соответствующем нормативном акте, заказчики реализуют весь спектр задач и функций, предусмотренных законодательством о контрактной системе сами. Например, по решению Правительства РФ Минкомсвязи России может определить поставщика услуг мобильной связи для всех федеральных органов исполнительной власти ( т. е. провести централизацию по предмету закупки). Это своего рода альтернатива совместным торгам.

Ведомственная централизация закупок

Нормативным основанием такого вида централизации являются ч. 5 ст. 26 и ч. 4 ст. 112 Закона о контрактной системе. До 1 января 2017 г. каждый федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений). После наступления указанной даты данное право заказчиков становится их обязанностью. При этом предусмотрено несколько способов осуществления полномочий заказчика:

  • осуществление данными органами полномочий на:
    • определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
    • планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков;
  • наделение уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или несколько уполномоченных органов, уполномоченных учреждений полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в т. ч. с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков;
  • осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно.

Таким образом, каждое ведомство имеет возможность самостоятельно централизовать закупки своих подведомственных учреждений, выбирая наиболее оптимальную модель и исходя из специфики отрасли.

Необходимо отдельно подчеркнуть, что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, применяются все положения закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.

Уровни централизации закупок в Законе о контрактной системе

О других важных вопросах по данной теме вы можете узнать, подписавшись на  журнал "Госзаказ в вопросах и ответах"

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль