Экспертиза и приемка результатов исполнения контракта в Законе № 44-ФЗ

69

Вопрос

Обязательно ли заказчику создавать и приемочную комиссию и экспертную комиссию  и могут ли это быть одни и те же сотрудники?

Ответ

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. *

В соответствии с ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

1) предусмотренных п. 1 - 9, 14, 15, 17 - 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 26, 28 - 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;

2) осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3) если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 41 Закона о контрактной системе заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе. *

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, не могут быть допущены:

1) физические лица:

а) являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя); *

б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Таким образом, из смысла ст. 41 Закона о контрактной системе следует, что в случае привлечения экспертов на основании Закона о контрактной системе к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги на основании пп. а) п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе экспертами не могут быть физические лица, являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы.

В отличие от положений ст. 41 Закона о контрактной системе, определяющей требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, Закон о контрактной системе не устанавливает требований к лицам, которые могут быть включены в состав приемочной комиссии заказчика.

Следует учитывать, что приемка результатов исполнения контракта включает в себя в том числе и проведение экспертизы (п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе), а при проведении экспертизы силами заказчика, заказчик может провести такую экспертизу силами приемочной комиссии. *

При этом в должностных обязанностях работников, которые будут проводить экспертизу должно быть закреплено проведение экспертизы результатов исполнения контрактов.

Кроме того, в соответствии с функциями, которые будут выполняться этими работниками, разумно включать в состав такой комиссии лиц, обладающих специальными знаниями в отношении поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Для объективной оценки членом приемочной комиссии соответствия поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги товару, работе, услуге, предусмотренным контрактом, рекомендуем заказчику в состав приемочной комиссии не включать лиц, имеющих имущественную либо иную заинтересованность в принятии товара, результата работы, услуги.

В случае выявления какой-либо заинтересованности, а также близкого родства с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту необходимо принять незамедлительные меры, направленные на замену таких лиц иными незаинтересованными лицами.

Следует обратить внимание на то, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам. В отдельных случаях экспертиза может быть проведена работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам. Т.е., при проведении экспертизы силами заказчика, заказчик может провести такую экспертизу силами «своей» приемочной комиссии. Отдельно приемочную и экспертную комиссию создавать не обязательно.

В ряде случаев, указанных в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации.

Согласно пп. а) п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона № 44-ФЗ, экспертами (привлеченными) не могут быть физические лица, являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы.

Т.е., если для экспертизы привлекаются эксперты, то они не могут быть действующими сотрудниками заказчика.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль