Ответственность за отсутствие План графика на 2015год

32

Вопрос

Обязан ли заказчик был вести план-график закупок в 2015 или данное требование вступает в свою силу только с 01.01.2016 года согласно ФЗ-44 ст. 112-114

Ответ

сообщаем следующее:

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Рекомендация: Обязан ли заказчик формировать и размещать в ЕИС план закупок, план-график закупок на 2016 год?

Текст рекомендации

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) планирование закупок осуществляется заказчиками исходя из определенных с учетом положений ст. 13 Закона № 44-ФЗ целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  1. планов закупок (ст. 17 Закона № 44-ФЗ);
  2. планов-графиков (ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

Несмотря на тот факт, что ст. 16, ст. 17 Закона № 44-ФЗ, устанавливающие необходимость формирования и размещения планов закупок, планов-графиков закупок, вступили в силу с 1 января 2016 г., при планировании на 2016 год план закупок, план-график закупок заказчиком не формируется. План закупок, план-график закупок в соответствии со ст. 16 Закона № 44-ФЗ будут формироваться и размещаться заказчиками в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) при планировании на 2017 и последующие годы.

Согласно ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, заказчики осуществляют планирование на 2016 год посредством формирования и размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов по правилам, утвержденным совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н, с учетом особенностей, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31 марта 2015 г. (далее – Приказ № 182/7н).

Таким образом, при осуществлении планирования на 2016 год, заказчик обязан руководствоваться положениями ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ и осуществлять планирование на 2016 год посредством формирования и размещения в ЕИС плана-графика размещения заказов в соответствии с Приказом № 182/7н.

Пунктом 2 Приложения к Приказу № 182/7н установлено, что планы-графики подлежат размещению в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

С 1 января 2016 г. вступило в силу большинство положений главы о планировании в КС. Это означает, что планирование закупок на 2017 г. нужно проводить уже полностью в новом формате. К следующему году заказчики должны будут подготовить не только планы-графики, но и планы закупок. Чем похожи эти документы и чем они отличаются друг от друга, расскажет автор статьи.

Планы-графики на 2014–2016 гг. заказчики формировали и размещали с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Казначейством России. Планируя свои закупки на 2017 г., заказчики будут обязаны заполнять не только планы-графики, но и планы закупок. Какую информацию в них указывать, в какие сроки утверждать и как вносить в них изменения, проиллюстрируем на примере удобных таблиц.

До введения контрактной системы планирование закупок было «завязано» только на одном обязательном документе — плане-графике размещения заказов. В рамках Закона № 94-ФЗ такого понятия, как план закупок, просто не существовало. Однако финансовые подразделения некоторых заказчиков в добровольном порядке вели так называемый план закупок, составляя его на тот же срок, на который действуют законы о бюджетах — федеральном и субъектовом.

Целью ведения такого факультативного плана закупок было, как правило, планирование НМЦК предстоящих в очередном финансовом году закупок (с учетом обязательств по контрактам, заключенным в текущем финансовом году и подлежащим оплате в очередном). После заключения контрактов НМЦК по каждой закупке исправлялась на фактическую цену контракта с учетом снижения в ходе процедур. Такой механизм позволял своевременно просчитать экономию бюджетных средств, за счет которых впоследствии проводились закупки, изначально не запланированные в текущем финансовом году.

Контрактная система внесла существенные коррективы в планирование закупок, значительно усложнив этот процесс. Если ранее планирование регламентировал Закон № 94-ФЗ и лишь один подзаконный акт, то сейчас существенно возросла роль подзаконных источников правового регулирования в планировании, что обусловлено наличием ряда отсылочных норм в тексте Закона о КС.

Устанавливаем понятия
Форма плана закупок, плана-графика, требования к ним, а также правила формирования, утверждения и ведения плановых документов введены постановлениями Правительства РФ от 05.06.2015 № 552 и 553 (далее — Постановление № 552, Постановление № 553).

План закупок и план-график очень схожи между собой и служат единой цели, но в то же время имеют коренные различия по структуре.

По замыслу законодателя план закупок — это документ, предшествующий плану-графику. Информация, содержащаяся в плане закупок, носит более общий характер, в то время как план-график призван детализировать сведения о запланированных закупках.

План закупок приводит наглядную информацию об основных потребностях государства, о сроках или периодичности обеспечения таких потребностей и объеме средств, выделяемых на их обеспечение в пределах лимитов бюджетных обязательств, о необходимости общественного обсуждения закупок. В соответствии с планами закупок заказчиками формируются планы-графики.

Суть плана-графика осталась неизменной: этот документ по-прежнему играет роль некой «афиши» запланированных закупок, призванной заранее дать необходимую информацию потенциальным участникам госзакупок. План-график раскрывает способ обеспечения потребностей государства, подробности процесса закупки и конкретизирует сведения о ее объекте с указанием законодательно обоснованных преимуществ поставщиков и дополнительных требований заказчика к ним.

Сведения для включения
В таблице 1 перечислены сведения, которые заказчики обязаны вносить в планы закупок и планы-графики. Таблица наглядно показывает, какие данные у двух документов дублируются, а какие — вносятся для каждого свои.

Таблица 1
Информация, необходимая для включения в планы закупок и планы-графики

Необходимая для включения информация План закупок План- график
Идентификационный код закупки + +
Цель осуществления закупки + -
Наименование объекта закупки + +
Описание объекта закупки, количество товара, единица измерения и объем работы или услуги, срок и периодичность поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - +
Объем финансового обеспечения для осуществления закупки по финансовым годам либо НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, планируемые по годам платежи + +
Сроки проведения закупки + +
Обоснование закупки + +
Информация о закупках товаров, работ, услуг, которые оказать только поставщики (подрядчики, исполнители) с необходимым уровнем квалификации, либо дополнительные требования к участникам закупки + +
Информация об обязательном общественном обсуждении закупки + +
Размер обеспечения заявки и исполнения госконтракта - +
Применение критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта - +
Банковское сопровождение контракта - +
Особенности обоснования закупки

Обоснование закупок требуется от заказчиков при формировании как плана закупок, так и плана-графика. Однако есть существенное различие. При составлении плана закупок устанавливается соответствие планируемой закупки целям осуществления закупок. При формировании плана-графика обоснованию подлежит НМЦК или цена контракта с единственным поставщиком, способ определения поставщика (конкурентный способ или закупка у единственного поставщика) и дополнительные требования к участникам закупки.

Рассмотрим подробнее, что включает в себя каждое определение.

Цели закупки

Напомним, что согласно ст. 13 Закона о контрактной системе закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд могут осуществляться исключительно в следующих целях:

  • достижение и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ, государственными программами субъектов РФ и муниципальными программами в современных условиях использования программно-целевых методов бюджетного планирования;
  • исполнение международных обязательств России, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Россия;
  • выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

НМЦК

Порядок определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, прописан в Законе № 44-ФЗ. Кроме того, приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения НМЦК. Между тем в самом сочетании слов «приказ» и «рекомендации» заложено глубокое противоречие. Практика закупочной деятельности показывает, что, будучи утвержденными приказом федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, эти методические рекомендации выступают, скорее, в роли конкретных указаний и носят императивный характер.

Дополнительные требования

Заказчик вправе установить только следующие дополнительные требования к участникам:

финансовые ресурсы для исполнения контракта;
оборудование и другие материальные ресурсы для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;
опыт работы, связанный с предметом контракта, и деловая репутация;
необходимое количество специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Предъявляемые к участникам дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений)1.

Важно помнить, что установление дополнительных требований является обязанностью, а не правом заказчика, но такая обязанность возникает у заказчиков только при следующих способах определения поставщика:

  • аукцион;
  • конкурс с ограниченным участием;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс.

О применении дополнительных требований к участникам читайте в письме Минэкономразвития России № 23275-ее/Д28и, ФАС России № АЦ/45739/15 от 28.08.2015.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, установлены постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Соответствующее обоснование каждой закупки прикладывается к плану закупок и плану-графику и является их неотъемлемой частью.

Сроки планирования
Развернутыми и жесткими являются требования к срокам планирования закупок (табл. 2).

Таблица 2
Сроки формирования, утверждения и размещения планов закупки и планов-графиков

  План закупок План-график
На какой срок формируются 3 года 1 год
Срок формирования в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в Госдуму
Срок утверждения Закон № 44-ФЗ + постановление Правительства РФ № 552 Закон № 44-ФЗ + постановление Правительства № 553
государственные заказчики, бюджетные учреждения — в течение 10 рабочих дней после доведения объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств
федеральные государственные бюджетные учреждения (ФГБУ) (за искл. закупок в соотв. с ч. 2 и ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ) — в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности
федеральные государственные автономные учреждения (ФГАУ), ФГУП (имущество которых принадлежит на праве собственности РФ) — в течение 10 рабочих дней после заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капвложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимости в госсобственность РФ. В план закупок и план-график закупок включаются только закупки, которые планируется осуществлять за счет субсидий
ФГБУ, ФГАУ, ФГУП (имущество которых принадлежит на праве собственности РФ) — в течение 10 рабочих дней со дня доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств
Срок размещения в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого планового документа

В соответствии со сроками составления, уточнения и утверждения плановых документов, установленными законодательством о контрактной системе, все структурные подразделения, инициирующие государственные закупки, должны представлять ответственным работникам заказчика детальные сведения о предстоящих закупках.

Кто утверждает планы

И план закупок, и план-график утверждают руководители или иные уполномоченные должностные лица заказчика. Кроме того, каждый документ подписывает ответственный исполнитель. Законодательство не содержит запретов на утверждение указанных документов одним и тем же должностным лицом. Заказчик должен издать соответствующий нормативный акт, назначающий лиц, ответственных за процесс планирования госзакупок, и делегирующий им необходимые права и обязанности.

Согласно п. 2 ст. 72 БК РФ заключение контракта поставлено в зависимость от закупочной позиции в плане-графике. С 1 января 2017 г. в соответствии с ограничением ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ в зависимость от включения закупочной позиции в план-график будет ставиться уже непосредственно осуществление закупки. План-график является основанием для осуществления закупок. Причем вся информация по закупке, содержащаяся в извещении и документации об осуществлении закупки, должна в полной мере соответствовать плану-графику закупок. В свою очередь, план закупок и план-график должны соответствовать федеральному закону о бюджете (если речь идет о государственных заказчиках).

Цепочка планирования

С учетом планового характера закупок контрактной системы процесс планирования предполагает согласованность и корректность информации, идущей по документарной цепочке заказчика: план закупок → план-график закупок → извещение об осуществлении закупки.

В связи с тем, что начиная с 2016 г. утвержденный план-график закупок размещается заказчиками (кроме федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, федеральных казенных учреждений) в ЕИС только в структурированном виде, проверка на предмет соответствия извещения об осуществлении закупки данным плана-графика осуществляется автоматически. Размещение закупки, не нашедшей свое отражение в плане-графике, стало технически невозможным.

Согласно письму Минэкономразвития России от 09.06.2015 № Д28и-1643 публикация планов-графиков в неструктурированной форме не позволяет ЕИС осуществлять передачу по информационно-телекоммуникационным сетям или обработку в информационных системах информации, содержащейся в планах-графиках закупок.

Внесение изменений
Государственные нужды и государственные закупки добавляют в план закупок (и в план-график) не по мере возникновения необходимости в закупке, а согласно заранее известной потребности. Делается это в пределах доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и исполнение обязательств.

Как правило, в течение текущего финансового года новые закупки могут добавляться при появлении экономии бюджетных средств, полученной на проведенных процедурах, либо при возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок и (или) плана-графика не представлялось возможным.

При отмене заказчиком закупки из плана-графика могут исключаться закупочные позиции. По общему правилу изменения в план-график вносятся при внесении изменений в план закупок.

Перечень иных случаев, подразумевающих внесение изменений в план-график, содержится в ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ и п. 8 постановления Правительства РФ № 553. По аналогии с планом-графиком изменения в план закупок вносятся в случаях, оговоренных в ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ и п. 11 Постановления Правительства РФ № 552 (табл. 3).

Таблица 3
Внесение изменений в план закупок и план-график

Случаи внесения изменений    План закупок    План-график
Приведение в соответствие в связи с изменением определенных целей осуществления закупок и установленных требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов    +    +
Приведение в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов РФ о внесении изменений в законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов РФ о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период)    +    +
Реализация федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете    +    +
Реализация решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения    +    +
Использование экономии, полученной при осуществлении закупки    +    +
Увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком    -    +
Изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса    -    +
Изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки    ±    +
Иные случаи, установленные порядком формирования, утверждения и ведения плановых документов, предусмотренным постановлением Правительства РФ    +    +
Изменение доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий    +    +
Выдача предписания органами контроля, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)    +    +
Изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг    +    +
Изменение даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, способа определения поставщика, этапов оплаты и (или) размера аванса и срока исполнения контракта    ±    +
Возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно    +    +
С одной стороны, закон прямо установил только для плана-графика возможность редактирования документа при изменении даты начала осуществления закупки, сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, этапов оплаты контракта или отмене заказчиком закупки. С другой стороны, план-график формируется в строгом соответствии с планом закупок. Это означает, что в указанном случае редактированию подлежат как план закупок, так и план-график. Так, например, отмена закупки в плане-графике неправомерна без исключения такой позиции из плана закупок.

Перечень ситуаций, когда в плановые документы заказчика вносятся изменения, является закрытым, однако установленный законом случай с абстрактной формулировкой «возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения планового документа было невозможно» создал почву для его свободной трактовки заказчиком.

В состав идентификационного кода закупки входит код бюджетной классификации. По новой редакции Бюджетного кодекса начиная с 2016 г. и в плановый период 2017–2018 гг. КОСГУ применяться не будет. Код классификации расходов бюджетов, как и ранее, состоит из 20 разрядов, расшифрованных в актуальной редакции приказа Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Между внесением изменений в план-график закупок, в т. ч. добавлением новых закупок, и размещением в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки должно пройти не менее 10 дней. Обращаем внимание, что указанный срок исчисляется не со дня размещения плана и (или) плана-графика в ЕИС, а именно со дня внесения в него изменений и утверждения этих изменений!

При внесении любых изменений в план закупки или план-график, в т. ч. при добавлении новой закупочной позиции заполняется столбец «Обоснование внесения изменений», где указывается дата, содержание и обоснование вносимых в ранее утвержденный план или план-график закупок изменений со ссылкой на один из поименованных в законе случаев.

Нарушения и меры ответственности
Счетная палата регулярно выявляет многочисленные нарушения порядка планирования. Пожалуй, самой распространенной ошибкой государственных заказчиков при составлении планов-графиков остается указание НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не в тысячах рублей, а в рублях. Такая ошибка, как правило, вызвана простой невнимательностью, но приводит к тому, что запланированные расходы на оплату государственных контрактов становятся сопоставимыми с расходами федерального бюджета.

Нередки случаи нарушения заказчиками сроков размещения планов-графиков, что ведет к ограничению доступа потенциальных участников к информации о запланированных торгах.

Лица, нарушившие требования правовых актов в сфере закупок, несут ответственность в соответствии с КоАП РФ. Однако в КоАП РФ не установлены основания привлечения к ответственности за нарушение порядка формирования и ведения планов закупок. Контролирующий орган самостоятельно расценивает события правонарушений в сфере планирования госзакупок, привлекая заказчиков к ответственности по общим основаниям, предусмотренным КоАП РФ.

Практика контрольных мероприятий позволяет сформировать примерный классификатор административной ответственности при нарушении сроков и порядка формирования, утверждения и размещения плановых документов. Заказчик может быть привлечен к ответственности в рамках:

  • ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ за размещение должностным лицом заказчика в ЕИС информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований законодательства о контрактной системе (штраф на должностных лиц — 15 тыс. руб.; на юридических лиц — 50 тыс. руб.).
  • ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ за неразмещение должностным лицом заказчика в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством о контрактной системе (штраф на должностных лиц — 50 тыс. руб.; на юридических лиц — 500 тыс. руб.).

11Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
 

Требование о том, что заказчик должен формировать и утверждать план закупок (статья 17 Закона № 44-ФЗ), план-график закупок (статья 21 Закона № 44-ФЗ) вступает в силу 01.01.2016г. То есть, по общему правилу заказчики обязаны формировать план закупок, план-график в 2016 году на 2017 год и плановый период.

В 2014-2016г.г. заказчики формируют план-график размещения заказов в соответствии с Особенностями, утвержденными приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31 марта 2015 г.

Вместе с тем, заказчик в 2015 обязан был вести план-график закупок, если Правительство Российской Федерации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и исполнительно-распорядительные органы муниципальных районов и городских округов МОГЛИ установить обязанность планирования закупок.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль