Расторжение контракта и взыскание неустоек

28

Вопрос

По результатам запроса предложений, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, муниципальным унитарным предприятием (далее - Заказчик) заключен договор с ООО (далее - Подрядчик) на разработку проектной документации по реконструкции предприятия, в соответствии с техническим заданием, заявленном в документации и размещенной на ЭТП «Торги 223». Срок заключения договора – 08.05.2015 год. Срок исполнения договора – 90 календарных дней со дня заключения договора. Т.е. срок исполнения договора Подрядчиком закончился в августе 2015 года. Подрядчик за указанное время (90 календарных дней) должен был выполнить проект и пройти его государственную экспертизу в Правительстве Нижегородской области. Выполненный Подрядчиком проект государственную экспертизу не прошел, для того чтобы её пройти, необходимо заменить техническое задание и переработать проект, фактически изменив предмет, сроки, цену договора. Может ли Заказчик заменить техническое задание (которое было размещено на ЭТП), предмет, сроки, цену договора, написав письмо в адрес проектантов, и заключив с ними дополнительное соглашение к договору, если все сроки и условия исполнения договора Подрядчиком нарушены? Возможно ли расторжение договора в одностороннем порядке по инициативе Заказчика и взыскание с Подрядчика фактически оплаченных ему денежных средств (авансовый платеж)? В случае расторжения договора по инициативе Заказчика, каковы его дальнейшие действия? Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию?

Ответ

Согласно ст. 761 ГК РФ подрядчик по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации и данных изыскательских работ.

При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно переделать техническую документацию и соответственно произвести необходимые дополнительные изыскательские работы, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное.

Обращаем внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 425 ГК РФ окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

Поэтому если вашим договором не было предусмотрено иное условие, чем условие указанное в п. 2 ст. 761 ГК РФ, то заказчик вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков, а в случае отказа – обратиться в суд с исковым заявлением о принуждении к исполнению обязанности.

Если было предусмотрено иное, то полагаем, что надо проводить новую закупку на новых условиях, а с предыдущего исполнителя взыскивать ущерб через суд.

Перед подачей искового заявления рекомендуем провести претензионно-исковую работу с исполнителем.

Возможно ли заключение дополнительных соглашений к действующим договорам, в части изменения количества (объемов) товаров, работ, услуг в рамках Закона № 223-ФЗ?

Как видно из норм Закона № 223-ФЗ, данный закон не содержит запрета на изменение цены договора, который уже исполняется.

Например, организацией была проведена конкурентная процедура закупки услуг, например, по поливке дорожного полотна (летние виды работ), по итогам которой и был определен победитель. К примеру, "зимние виды работ" не входили в предмет проведенной закупки, и не указывались в извещении и документации, следовательно, в рамках уже заключенного договора выполнение этих работ не представляется возможным. В ином случае, такие действия нарушат не только нормы Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), но и действующее антимонопольное законодательство РФ.

На основании вышеизложенного, рекомендуется провести новую процедуру закупки необходимых организации услуг с соблюдением Закона № 223-ФЗ и Положения о закупках. Исходя из этого, изменение предмета договора, согласно требований Закона № 223-ФЗ - невозможно.

В свою очередь, согласно ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Вместе с тем, согласно ч. 1, 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 этой же статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

  1. способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
  2. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  3. предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  4. место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  6. срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  7. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Возможно ли в рамках Закона № 223-ФЗ продление ранее заключенного договора?

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено самим ГК РФ, другими законами или договором.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета на изменение условий заключаемых в ходе закупки договоров, в том числе условий о количестве товаров (работ, услуг) и цене договора. Более того, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что информация об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, подлежит размещению в установленном Законом № 223-ФЗ порядке, что подтверждает возможность изменения договора.

При этом изменением договора, можно считать увеличение количества товаров, объема работ или услуг, изначально предусмотренное условиями заключенного договора или необходимость которого следует из причин, не зависящих от воли сторон. Когда же стороны согласовывают новое количество товара, новый объем работ или услуг, такое соглашение следует считать новым договором, а его заключение - новой закупкой.

Предметом договора является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и можно сказать, что при продлении договора стороны согласовывают совершение новых определенных действий, пусть и аналогичных выполняемым ранее. Те действия, что были определены в изначально подписанном договоре, уже совершены.

Однако, это не означает, что оно невозможно из-за необходимости проведения торгов или иных конкурентных процедур.

Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки и требования к ним, но не определяет способы закупки, условия и порядок их применения. Заказчики должны сами установить порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров в положении о закупках (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Закон № 223-ФЗ называет некоторые из возможных способов закупки (прежде всего это конкурсы и аукционы), тут же оговаривая, что в положении о закупках могут быть предусмотрены и иные способы закупки. В числе таких способов п. 2 ч. 19. ст. 4 Закона № 223-ФЗ упоминает закупку у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. При этом Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении любых условий применения тех или иных способов закупки ни по сумме, ни по виду договора, ни по каким-либо иным признакам, в том числе не устанавливает лимитов на сумму закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика.

Заказчик вправе установить в положении любые способы закупки, любые условия и порядок их применения, в том числе и возможность закупки у единственного поставщика путем продления ранее заключенного договора в зависимости от вида договора, его цены и (или) согласования ее сохранения на новый срок и т.п.

Таким образом, если в положении о закупке прописана такая возможность, то возможно продление ранее заключенного договора в рамках заключения договора с единственным поставщиком.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль