Судебная практика по применению постановления правительства № 616 от 21.06.2012

118

Вопрос

Необходима вся практика по применению п. 2 постановления правительства № 616 от 21.06.2012 года, а именно осуществления закупки установленного перечня товаров у единственного поставщика. Ситуация в следующем: предприятие работает по 223-ФЗ, в положении о закупках указано право осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму не более 2 миллиона рублей, произвели закупку 2 микроавтобусов на сумму 1 370 000, ФАС вынесло решение о наложении административного наказания за неосуществление данной закупки в электронной форме, т.к. микроавтобусы входят в перечень по 616 постановлению, в данный момент, ссылаясь на п. 2 данного постановления решение ФАС обжалуется в Арбитражный суд, необходима судебная практика.

Ответ

Исходя из норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), положение о закупке не может противоречить законодательству РФ и должно распространяться на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, в том числе на закупки материалов и покупных комплектующих изделий, осуществляемые для производства продукции (работ, услуг) в рамках ведения коммерческой деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке заказчик вправе установить любые (помимо конкурса или аукциона) способы закупки, предусмотрев в положении о закупке порядок осуществления закупки указанными способами, например, заключение договоров на поставку материалов и комплектующих изделий для производства продукции (работ, услуг) без проведения конкурсов и аукционов.

Такая возможность предоставлена в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения и стимулирования возможностей участия заказчиков в закупках товаров, работ, услуг, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, нормы Закона № 223-ФЗ в части регулирования закупочных процедур базируются на принципе свободы выбора заказчиком способа закупки и предполагают возможность установления как способов закупки, указанных в Законе о контрактной системе, так и иных способов закупки, а именно открытых конкурсов, электронных аукционов, двухэтапных конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, запросы предложений, запросы котировок, закупок у единственного поставщика и любой иной способ, используемый в международной практике.

В свою очередь, согласно п. 2 Постановления № 616 закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме если в т.ч. закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Поэтому, если заказчик указал в своем Положении о закупках способы закупки у единственного поставщика, то у него нет обязанности осуществлять закупки товаров из Перечня № 616 у единственного поставщика в электронной форме.

Заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика в любой форме.

Полагаем, что в данной ситуации может вызвать вопросы возможное необоснованное ограничение конкуренции участников закупки на развитом рынке автомобилей.

Дополнительно советуем ознакомиться с прилагаемой положительной для заказчика судебной практикой и разъяснениями ФАС России

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УО от 04.06.2015 №№ Ф09-3344/2015, А76-21718/2014

«Частью 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Судами с учетом правильного применения указанных норм права отмечено, что специальная норма Закона № 223-ФЗ о закупках предоставляет обществу «Железнодорожная торговая компания» право указать в Положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. Одним из таких способов является закупка у единственного поставщика.

Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что обществом «Железнодорожная торговая компания» разработано и утверждено Положение о порядке размещения заказов общества «Железнодорожная торговая компания» (далее – Положение о закупках).

Оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раздел XIV Положения о закупках, регламентирующий размещение заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), суды пришли к правомерному выводу о том, что Положение о закупках разработано обществом «Железнодорожная торговая компания» в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ о закупках. В силу прямого указания ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках в Положении о закупках могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Кроме того, правильно применив указанные нормы права, а также с учетом надлежащей оценки имеющихся в материалах дела документов и установленных по делу фактических обстоятельств в их совокупности, суды обоснованно указали на немотивированность и недоказанность управлением в данном конкретном случае несоответствия отдельных пунктов раздела XIV Положения о закупках принципам, закрепленным в Законе № 223-ФЗ о закупках.

Судами приняты во внимание пояснения общества «Железнодорожная торговая компания» относительно возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в исключительных случаях, в интересах общества «Железнодорожная торговая компания» по решению генерального директора (иных уполномоченных лиц) общества, оформляемому отдельным распоряжением, приказом, поручением; при выполнении работ по обеспечению информационной безопасности в рамках программы информатизации общества в части (сопровождения) программно-аппаратных комплексов средств защиты информации.

Относительно возможности размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) при приобретении продуктов питания (в том числе вино-водочной продукции) для комбинатов питания, рабочих столовых общества «Железнодорожная торговая компания» и иных предприятий общества «Железнодорожная торговая компания», оказывающих услуги питания исключительно работникам общества «Железнодорожная торговая компания» и открытого акционерного общества «Российские железные дороги» судами с учетом требований п. 3 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», распоряжения открытого акционерного общества «Российские железные дороги» от 15.01.2009 № 59р «Об утверждении Положения о социально-технологическом заказе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в области оказания услуг торгово-бытового обслуживания и питания» отмечено, что при постоянном выборе способа закупки товаров в форме конкурса или аукциона общество «Железнодорожная торговая компания» создает риск невыполнения возложенных на него социально-технологическим заказом обязанностей по обеспечению нормального процесса ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что может привести к более тяжелым последствиям в области железнодорожного сообщения.

При этом судами приняты во внимание приведенные обществом «Железнодорожная торговая компания» конкретные примеры, потребовавшие применение спорного Положения о закупках при обеспечении питанием пассажиров и работников, занятых на ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при авариях, сходе, задержке в связи с этим движения поездов.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Согласно п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении Перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный названным постановлением, не осуществляется в электронной форме, в частности, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Закона № 223-ФЗ о закупках.

Суды, установив при рассмотрении спора, что в оспариваемом решении управления от 15.08.2014 по делу № 42-03-18.1/2014 приведены основания закупки, указанные в разделе XIV Положения о закупках и прямо поименованные в названном постановлении Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616, сделали правильный вывод о необоснованности соответствующего вывода управления.

Судами также принято во внимание отсутствие возражений со стороны управления относительно того, что ограничений по сумме договоров, заключаемых по результатам реализации того или иного предусмотренного Положением о закупке способа закупки, номенклатуре закупаемых товаров, работ, услуг в Законе № 223-ФЗ о закупках не содержится.»

ПИСЬМО ФАС РОССИИ от 24.12.2012 № ИА/44025/121.ЗО направлении разъяснений по вопросам применения Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"

«6. Какие способы закупки товаров, работ, услуг может устанавливать заказчик в положении о закупке

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках организации утверждают положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.

При этом, в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

Во исполнение указанной части принято постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2012 № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" (далее - Постановление № 616).

Таким образом, в случае закупки товаров, работ услуг, перечисленных в Перечне товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержденном Постановлением № 616, заказчик должен проводить такую закупку в электронной форме. При этом способ осуществления такой закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), а также порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке.

В случае, если товар, работа, услуга не включены в указанный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку таких товаров, работ, услуг в электронной форме.»

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Спросить эксперта

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль