Запрет товаров легкой промышленности из иностранных государств

171

Вопрос

Вопрос в рамках применения ПП РФ №791 от 10.09.2014.В своих коммерческих предложениях условные поставщики костюмов медицинских прописали: "при производстве костюмов медицинских использованы материалы и полуфабрикаты российского производства, костюмы произведены в Российской федерации". Является ли данное условие подтверждением владением Заказчика информации о наличии производства на территориях государств - членов Евразийского Экономического союза?

Ответ

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Сразу следует заметить, что Постановление № 791 содержит в себе два самостоятельных положения относительно закупки товаров легкой промышленности:

  • запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • дополнительные требования к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных Приложением № 1 к Постановлению № 791, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, предусмотренных Приложением № 2 к Постановлению № 791.
Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров должны устанавливать:

  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Принцип действия запрета, установленного Постановлением № 791, заключается в следующем.

Заказчики не вправе осуществлять закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения:

  • федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Указанный запрет не распространяется на случаи, когда производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация) отсутствует.

Подтверждение отсутствия производства товаров на территории России осуществляется Минпромторгом России на основании заключения, которое выдается заказчику в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

В соответствии с указанным приказом заказчик не позднее 5-го числа текущего месяца (до опубликования извещения об осуществлении закупки) представляет в Минпромторг России заявление о выдаче заключения. В заявлении указываются:

  • наименование товара, отмеченного в Постановлении № 791;
  • полные коды в соответствии с ТН ВЭД ТС и ОКПД;
  • необходимое заказчику количество и срок поставки товара.

К заявлению также прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели:

  • зарубежный аналог закупаемого товара:
    • производитель товара (наименование производителя, страна);
    • поставщик товара на российском рынке (название поставщика, местонахождение поставщика);
  • технические характеристики закупаемого товара:
    • основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения;
    • технические характеристики товара в процессе его эксплуатации.

Минпромторг России примерно в течение одного месяца рассматривает заявление и принимает решение о выдаче заключения.

Дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности

Помимо запрета на допуск на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в Постановлении № 791 содержится указание на установление заказчиками дополнительных требований к участникам закупки, а именно использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза.

Следует отметить, что данное дополнительное требование относится к объекту закупки и устанавливается заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Дополнительное требование не устанавливается в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 Постановления № 791 подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов, осуществляется Минпромторгом России.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Из буквального толкования пункта 2 Постановления № 791 следует, что применение указанного условия обязательно только для тех закупок у единственного поставщика, по которым заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях, например, при закупке товаров легкой промышленности у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункт 2 Постановления № 791 не применяется.

Ю. А. Шавылина, заместитель руководителя экспертно-консультационного центра Института госзакупок

В статье рассмотрен порядок применения запретов и ограничений в отношении товаров машиностроения, легкой промышленности и медицинских изделий, произведенных за рубежом. Автор комментирует соответствующие постановления Правительства РФ, отвечая на наиболее распространенные вопросы.

Замещение импортных товаров отечественными в последнее время набирает обороты и становится особенно актуальным, когда речь идет о государственных закупках.

Ведь госзаказ является одним из мощнейших механизмов стимулирования как макро-, так и микроэкономических процессов в современном государстве и в той или иной форме активно используется целым рядом стран, в т. ч. и странами с высокими экономическими показателям, как мера поддержки отечественных производителей и поставщиков.

Россия в данном случае не является исключением. Ранее в рамках Закона № 94-ФЗ, а ныне в рамках Закона о контрактной системе предусмотрено право Правительства РФ устанавливать запреты и ограничения на допуск иностранных товаров. Кроме того, особые условия допуска иностранных товаров может определять Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ.

Реализуя свои полномочия, еще во время действия Закона № 94-ФЗ Правительство РФ устанавливало ограничения на поставки импортных товаров (технологического оборудования) для нужд обороны страны и безопасности государства (постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 56). В свою очередь, Минэкономразвития России также еще со времен действия Закона № 94-ФЗ утверждало особые условия участия в торгах поставщиков, предлагающих поставки российских товаров: таким поставщикам предоставлялась ценовая преференция.

В настоящее же время с целью поддержки отечественных производителей и поставщиков приняты следующие акты по импортозамещению в госзакупках (указаны в очередности их принятия):

  • постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».
    Принцип действия данного запрета такой — закупка для целей обороны страны и безопасности государства определенного технологического оборудования и комплектующих к нему иностранного производства допускается только в случае, если на территории России отсутствуют аналоги;
  • приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    Данный документ не запрещает закупать иностранные товары, однако поставщикам, предлагающим отечественные товары, предоставляет 15-процентную ценовую преференцию;
  • постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 656);
  • постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее — Постановление № 791);
  • постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102).

В перспективе также планируется ввести запреты и ограничения в отношении закупок иностранных лекарственных препаратов и иностранного программного обеспечения. Механизм действия таких запретов и ограничений, скорее всего, будет аналогичным тому, который в настоящее время существует при закупке медицинских изделий (Постановление № 102).

Остановимся подробнее на порядке применения запретов и ограничений в отношении товаров машиностроения, товаров легкой промышленности и медицинских изделий, т. е. на тех постановлениях Правительства РФ, которые появились сравнительно недавно и по которым возникает больше всего вопросов.

Постановление № 656

Постановление № 656 вступило в силу 16 июля 2014 г. Следовательно, во всех извещениях и документации на закупку товаров машиностроения, размещенных в единой информационной системе с 16 июля 2014 г., обязательно должно содержаться указание на существующий запрет на допуск иностранных товаров машиностроения.

Принцип действия данного запрета такой: закупать иностранный товар машиностроения по перечню, утвержденному постановлением № 656, не допускается независимо от наличия или отсутствия отечественных аналогов. В зависимости от того, какой именно товар машиностроения приобретается заказчиком, такой товар либо должен быть произведен на территории России, Белоруссии, Казахстана, Армении, либо на территории указанных государств должно быть осуществлено определенное количество операций по сборке такого товара.

Данный документ касается всех заказчиков, которые при закупках руководствуются Законом о контрактной системе.

Кроме того, применение Постановления № 656 не зависит от того, каким способом заказчик приобретает товар машиностроения (аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т. п.). При этом конкурс на закупку товаров, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 656 (далее — Перечень), проводить нельзя в силу ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе, т. к. соответствующие товары включены в аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р.

Условия применения запрета отличаются в зависимости от того, что именно закупает заказчик. Всего можно выделить три группы товаров:

I. Товары машиностроения, указанные в пп. 1–13, 17, 19, 27–32 и 34–55 перечня, например бульдозеры, троллейбусы, автомобили пожарные и проч., которые можно закупать только в случае, если их страной происхождения является Россия, Белоруссия, Казахстан или Армения.

При осуществлении закупки товаров из первой группы в извещении и документации в обязательном порядке указывается, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и на основании Постановления № 656 установлен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Россия, Белоруссия, Казахстан или Армения (п. 7 ч. 5 ст. 63; ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Помимо этого в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке участника закупки о том, что:

  • участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Россия, Белоруссия, Казахстан или Армения;
  • для подтверждения страны происхождения товара заявка участника закупки должна содержать сертификат о происхождении товара (п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе). Если заказчик проводит электронный аукцион, то соответствующий сертификат о происхождении товара должен быть в составе второй части заявки.

Отсутствие в составе заявки сертификата о происхождении товара является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации (извещения). Такая заявка подлежит отклонению.

Сертификат о происхождении товара в России выдает Торгово-промышленная палата РФ (ТПП России). Форма сертификата о происхождении товара установлена Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (форма СТ-1).

II. Товары, указанные в пп. 14–16 и 33 аукционного перечня (в т. ч. автомобили скорой медицинской помощи), которые можно закупать для обеспечения государственных или муниципальных нужд, если они одновременно соответствуют требованиям, предусмотренным примечанием, и одному из следующих условий:

  • произведены хозяйствующими субъектами, включенными в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих в 2010 г. производство моторных транспортных средств с применением понятия «промышленная сборка» в соответствии с критериями, указанными в п. 7.1.1 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, который утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств».
    На сегодняшний день в данный перечень включены:
    — от Республики Беларусь:
    СП ЗАО «ЮНИСОН», поселок Обчак, Минская область;
    ​— от Республики Казахстан:
    АО «Азия Авто» (автосборочный завод), г. Усть-Каменогорск, ул. Бажова, 101/1;
    — от России:
    1) ОАО «ИжАвто», г. Ижевск, Республика Удмуртия;
    2) ОАО «СОЛЛЕРС — Набережные Челны», г. Набережные Челны, Республика Татарстан;
    3) ОАО «Автофрамос», г. Москва;
    4) ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», г. Нижний Новгород;
    5) ОАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», г. Тольятти;
    6) ООО «Фольксваген Груп Рус», г. Калуга;
    7) ООО «Дженерал Моторз Авто», г. Санкт-Петербург;
    8) ООО «Ниссан Мотор Рус», пос. Каменка Ленинградской области;
    9) ООО «Северстальавто-ЕЛАБУГА», г. Елабуга, Республика Татарстан;
    10) ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия», пос. Шушары Ленинградской области;
    11) ООО «Объединенные транспортные технологии», Нижегородская область;
    12) ЗАО «Форд Мотор Компани», г. Всеволжск, Ленинградская область;
    13) ОАО «АвтоВАЗ», г. Тольятти, Самарская область;
    14) ОАО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ), г. Ульяновск;
    15) ООО «МАКСУС», Нижегородская область;
    16) ООО «Хендэ Мотор СНГ», Ленинградская область;
    17) «Северстальавто-КАМА», г. Елабуга, Республика Татарстан;
    18) ЗАО «Группа Химэкс», Саратовская область;
    19) ООО «СОЛЛЕРС — Дальний Восток», Приморский край;
  • произведены российскими юридическими лицами, осуществляющими ввоз автокомпонентов для промышленной сборки моторных транспортных средств на основании соглашений о ввозе товаров, предназначенных для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД ТС, их узлов и агрегатов, заключенных с Минэкономразвития России, при условии надлежащего исполнения указанных соглашений;
  • произведены в режиме, предусмотренном абз. шестым п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010.

При осуществлении закупки товаров из второй группы в извещении и документации указывается, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и на основании Постановления № 656 установлен запрет на допуск товара, который не соответствует требованиям, предусмотренным примечанием к Постановлению № 656, и не произведен одним из вышеперечисленных производителей или в режиме, предусмотренном абзацем шестым п. 2 ст. 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010.

Помимо этого, в извещении и документации о закупке необходимо установить особые требования к заявке участника закупки о том, что:

  • участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий вышеперечисленным условиям, а именно требованиям, предусмотренным примечанием к Постановлению № 656, и одному из условий, перечисленных в абз. 2–4 подп. «б» п. 1 Постановления № 656;
  • для подтверждения соответствия товара указанным условиям заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы (п. 6 ч. 5 ст. 66, п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе). Если заказчик проводит электронный аукцион, то соответствующий акт экспертизы должен быть в составе второй части заявки.

Отсутствие в составе заявки акта экспертизы является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям документации (извещения). Такая заявка подлежит отклонению.

Соответствующий акт экспертизы выдает ТПП России в порядке, установленном приказом ТПП России от 25.08.2014 № 66. При этом акт экспертизы, выданный до 1 января 2015 г., применяется до 1 января 2016 г., но в течение не более одного календарного года со дня выдачи.

III. Товары, указанные в пп. 18 и 20–26 перечня, которые можно закупать, если они соответствую требованиям, предусмотренным примечанием к Постановлению № 656.

При осуществлении закупки товаров из третьей группы в извещении и документации указывается, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и на основании Постановления № 656 установлен запрет на допуск товара, который не соответствует требованиям, предусмотренным примечанием к Постановлению № 656. Следовательно, участник закупки в заявке может предложить только товар, соответствующий требованиям, предусмотренным примечанием. Для подтверждения соответствия товара указанному требованию заявка участника закупки должна содержать акт экспертизы, выдаваемый ТПП России (п. 6 ч. 5 ст. 66; п. 6 ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Дополнительно при решении вопроса о закупке товаров машиностроения обращают на себя внимание следующие моменты. Два товара, включенные в перечень (пп. 14 и 15 — автомобили), имеют добавление «новые». Следовательно, запрет не распространяется на закупку иностранного автомобиля, бывшего в употреблении.

Иногда заказчики закупают не сам автомобиль, а услуги, связанные с перевозкой. Предмет контракта в данном случае называется, например, «оказание транспортных услуг» или «прокат автомобиля» и т. п. К таким контрактам Постановление № 656 тоже не имеет отношения. Если участник закупки предлагает на прокат автомобиль иностранного происхождения, оснований для отказа в допуске такому участнику нет.

С одной стороны, заключение контракта, например, на прокат автомобиля или на поставку бывшего в употреблении автомобиля иностранного производства (кроме Белоруссии, Казахстана и Армении) не является нарушением ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и Постановления № 656 (тем более при условии, что оплата по таким контрактам соответствует целевым статьям КОСГУ). Однако если заказчик делает это намеренно, с целью уклонения от применения Постановления № 656, например специально переводит суммы по оплате контракта с одной статьи, предполагающей расходы на увеличение основных средств (ст. 310 КОСГУ), на другую, предусматривающую оплату за услуги по прокату (ст. 224 КОСГУ); указывает в техническом задании требование о поставке бывшего в употреблении товара, когда ранее при аналогичных закупках этого не делал, все это может быть расценено контрольными органами как злоупотребление правом и в итоге как нарушение ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.

Постановление № 791

Постановление № 791 вступило в силу 1 сентября 2014 г. Следовательно, начиная с указанной даты во всех извещениях и документации на закупку товаров легкой промышленности, включенных в него, обязательно должно содержаться указание на существующий запрет.

Сразу следует заметить, что Постановление № 791 содержит в себе два самостоятельных положения относительно закупки товаров легкой промышленности:

  • запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности;
  • дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности.

Применение этих положений отличается в зависимости от того, кто из заказчиков осуществляет закупку.

Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности

Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности должны учитывать только государственные заказчики федерального уровня, например ГКУ «Центральная поликлиника ФТС России», ФКУ «Дороги России» и проч., при закупке товаров легкой промышленности, перечисленных в приложении к Постановлению № 791, для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу.

К государственным заказчикам федерального уровня относятся государственные органы, государственные внебюджетные фонды, государственные казенные учреждения, которые при осуществлении закупок действуют от имени Российской Федерации (п. 5 ст. 3 Закона о контрактной системе). На заказчиков регионального и муниципального уровня, на бюджетные учреждения, а также на государственных заказчиков при осуществлении закупок, относящихся к государственному оборонному заказу, запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности не распространяется.

Принцип действия запрета, установленного Постановлением № 791, такой: закупка товаров легкой промышленности иностранного производства допускается только в случае, если отсутствуют аналоги, произведенные в России, Белоруссии или Казахстане (далее — отечественное производство)1.

Подтверждение отсутствия производства товаров на территории России осуществляется Минпромторгом России путем выдачи соответствующего заключения.

Такое заключение выдается государственному заказчику в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 10.09.2014 № 1776.

В соответствии с указанным приказом государственный заказчик не позднее 5-го числа текущего месяца (до опубликования извещения о проведении закупки на Официальном сайте) представляет в Минпромторг России заявление о выдаче заключения. В заявлении указываются наименование товара, отмеченного в Постановлении № 791, полные коды в соответствии с ТН ВЭД ТС и ОКПД, необходимое государственному заказчику количество и срок поставки товара. К заявлению прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели:

  • зарубежный аналог закупаемого товара:
  • производитель товара (наименование производителя, страна);
  • поставщик товара на российском рынке (название поставщика, местонахождение поставщика);
  • технические характеристики закупаемого товара:
  • основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения;
  • технические характеристики товара в процессе его эксплуатации.

Минпромторг России примерно в течение одного месяца рассматривает заявление и принимает решение о выдаче заключения.

Если Минпромторг России отказал государственному заказчику в выдаче заключения, значит, соответствующий товар легкой промышленности производится на территории России и заказчик не имеет право закупать иностранный товар. Следовательно, в извещении и документации о закупке государственный заказчик указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе и на основании Постановления № 791 установлен запрет на допуск товара, страной происхождения которого не является Россия, Белоруссия или Казахстан (п. 7 ч. 5 ст. 63; ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе). Участник закупки в заявке может предложить только товар, страной происхождения которого является Россия, Белоруссия или Казахстан. В противном случае заявка участника подлежит отклонению. При этом в отличие от применения Постановления № 656 никакие документы, подтверждающие страну происхождения товара, не допускается требовать от участника закупки в составе заявки.

Если Минпромторг России выдал заключение об отсутствии на территории Российской Федерации производства соответствующего товара легкой промышленности, то представляется, что подобные заключения заказчик должен получить также в соответствующих органах власти Белоруссии и Казахстана. И только в случае получения трех заключений об отсутствии производства (Россия, Белоруссия, Казахстан) заказчик вправе закупить иностранный товар легкой промышленности, не устанавливая при этом в извещении и документации о закупке запрет, предусмотренный Постановлением № 791, и соответствующие дополнительные требования.

Дополнительно следует отметить, что в перечень, утвержденный Постановлением № 791, вошли ткани, канаты, веревки, шпагат, сети, спецодежда, одежда из кожи, одежда верхняя, белье нательное, изделия меховые, кожа, обувь, чемоданы, сумки дамские и прочие товары, а также (!) услуги по их производству.

На практике удовлетворение потребностей государственных заказчиков в указанных товарах реализуется не только путем осуществления закупки готового товара, но и путем осуществления закупки услуг по их изготовлению. При этом Постановление № 791 распространяется как на случаи, когда заказчик закупает именно товар (например, поставка канатов, веревок, шпагата), так и на работы (услуги) по изготовлению (производству) указанных в перечне товаров легкой промышленности.

В перечень, утвержденный Постановлением № 791, вошел код 18.22 — «Одежда верхняя». В свою очередь, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034–2007 (КПЕС 2002) код 18.22 включает в себя не только куртки теплые (включая лыжные) мужские и для мальчиков трикотажные (код 18.22.11.120), но и услуги по пошиву мужской верхней одежды, выполняемые по индивидуальным заказам (код 18.22.99.111). Поэтому независимо от того, как будет звучать предмет контракта — поставка верхней одежды или оказание услуг по пошиву верхней одежды, — и на то и на другое распространяется запрет, предусмотренный Постановлением № 791.

Кроме того, применение запрета на допуск иностранных товаров легкой промышленности не зависит от того, каким способом заказчик планирует приобретать такой товар (аукцион, запрос котировок, единственный поставщик и т. п.). При этом конкурс на закупку таких товаров (кроме детской одежды) проводить нельзя, так как все товары легкой промышленности, включенные в перечень, утвержденный Постановлением № 791, за исключением детской одежды, попали в Аукционный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности

Помимо запрета на допуск иностранных товаров легкой промышленности в Постановлении № 791 содержится указание на установление заказчиками (включая закупки для обеспечения государственного оборонного заказа) дополнительного требования к участникам закупки об использовании ими при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Россия, Белоруссия или Казахстан. При этом указанное дополнительное требование не действует в случае отсутствия на территориях России, Белоруссии и Казахстана производства товаров. Напомним, что отсутствие производства должно подтверждаться соответствующими заключениями, выданными государственному заказчику Минпромторгом России и соответствующими органами власти Белоруссии и Казахстана.

Данное дополнительное требование определено Правительством РФ на основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. В соответствии с указанной нормой дополнительные требования могут быть установлены Правительством РФ, если закупка отдельных видов товаров, работ, услуг (в нашем примере — товаров легкой промышленности) осуществляется путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Учитывая, что при закупке товаров легкой промышленности, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 791, за исключением детской одежды, конкурс проводить нельзя (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе), дополнительное требование предъявляется заказчиком к участникам закупки в случае, если товары легкой промышленности закупаются путем проведения аукциона, в т. ч. электронного аукциона. При закупке товаров легкой промышленности путем проведения обычного конкурса (например, в случае закупки детской одежды), запроса котировок и запроса предложений заказчик не имеет права предъявлять к участникам закупки дополнительное требование, предусмотренное Постановлением № 791.

В случае если закупка товаров легкой промышленности будет осуществляться у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, то в силу п. 2 Постановления № 791 обязательным условием такой закупки является использование материалов или полуфабрикатов производства России, Белоруссии, Казахстана при изготовлении товаров. Указанное условие не действует в случае отсутствия на территориях России, Белоруссии, Казахстана производства товаров, материалов или полуфабрикатов, подтвержденного соответствующими заключениями. При этом из буквального толкования п. 2 Постановления № 791 следует, что применение указанного условия обязательно только для тех оснований закупок у единственного поставщика, по которым заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе), например в случае закупки товаров легкой промышленности у поставщика, определенного указом или распоряжением Президента РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе). В иных случаях, например при закупке товаров легкой промышленности у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка малого объема), п. 2 Постановления № 791 не применяется.

Алгоритм действий заказчика федерального уровня

Исходя из совокупности положений, предусмотренных Постановлением № 791, алгоритм действий государственного заказчика федерального уровня в случае закупки товаров легкой промышленности, включенных в перечень, должен быть такой:

  • направить заявление в Минпромторг России и соответствующие органы власти Белоруссии и Казахстана о выдаче заключения об отсутствии на территории России, Белоруссии и Казахстана производства соответствующих товаров (если есть основания полагать, что такое производство отсутствует);
  • в случае получения трех заключений об отсутствии производства осуществить закупку в обычном порядке без установления в извещении и документации запрета на допуск иностранных товаров легкой промышленности;
  • в случае если хотя бы одно заключение не будет получено либо если есть основания полагать, что на территории России, Белоруссии или Казахстана производят соответствующий товар легкой промышленности, требуемый заказчику, объявить закупку, предусмотрев в извещении и документации запрет на допуск товаров легкой промышленности иностранного производства (кроме Белоруссии и Казахстана). При этом, если закупка будет осуществляться путем проведения аукциона, помимо прочего, в извещении и документации на основании ч. 2 и 4 ст. 31 Закона о контрактной системе и абз. 3 п. 1 Постановления № 791 нужно установить дополнительное требование к участникам закупки об использовании при изготовлении товаров материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Россия, Белоруссия, Казахстан. Если закупка будет осуществляться у единственного поставщика по основаниям, требующим размещения в единой информационной системе извещения о закупке, то необходимо в контракт включить аналогичное условие об изготовлении товаров из отечественных материалов и полуфабрикатов.
Проблемные вопросы Постановления № 791

При реализации Постановления № 791 есть несколько сложных вопросов. Рассмотрим их.

?

Можно ли не направлять в Минпромторг России заявление о выдаче заключения, если заказчик достоверно знает, что на территории России, Белоруссии и Казахстана производство товаров отсутствует, и может доказать это иным образом?

Для целей применения Постановления № 791 отсутствие производства должны подтвердить соответствующие уполномоченные органы (в России — Минпромторг России). Поэтому, для того чтобы не устанавливать в документации запрет на закупку иностранных товаров легкой промышленности, а также соответствующее дополнительное требование, необходимо обратиться в Минпромторг России и получить заключение.

?

Можно ли объединить в состав одного лота товары легкой промышленности, включенные и не включенные в перечень, утвержденный Постановлением № 791?

По данному вопросу следует отметить, что, хотя Закон о контрактной системе не запрещает такое объединение, представляется, что так поступать нецелесообразно. Учитывая, что закупка товаров легкой промышленности, попадающих под запрет, требует большего количества времени на подготовку, объединение в один лот может поставить под угрозу своевременность обеспечения государственных нужд в товарах, не попадающих под запрет.

?

Должны ли применять Постановление № 791 федеральные бюджетные учреждения?

Как упоминается в настоящей статье, Постановление № 791 содержит в себе два самостоятельных положения относительно закупки товаров легкой промышленности:

  • запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности;
  • дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности.

Так, запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности должны соблюдать только государственные заказчики федерального уровня, к которым бюджетные учреждения не относятся.

Однако, что касается обязанности установления дополнительных требований, то исходя из буквального толкования абз. 3 п. 1 Постановления № 791 такая обязанность распространяется на федеральные бюджетные учреждения. В отличие от абз. 2 п. 1 или п. 2 Постановления № 791, в которых упомянуты именно государственные заказчики, в абз. 3 п. 1 Постановления № 791 речь идет о федеральных нуждах любых заказчиков. Учитывая, что Закон о контрактной системе понятие государственных (в т. ч. федеральных) и муниципальных нужд упоминает в т. ч. применительно к бюджетным учреждениям (ч. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 и др. Закона о контрактной системе), представляется, что абз. 3 п. 1 Постановления № 791 распространяется на бюджетные учреждения. При этом неясен механизм реализации бюджетными учреждениями своей обязанности.

В частности, заказчик не имеет права устанавливать дополнительное требование в случае отсутствия на территориях России, Белоруссии, Казахстана производства товаров. При этом в приказе Минпромторга России от 10.09.2014 № 1776 в качестве заявителей поименованы только государственные заказчики, к которым бюджетные учреждения не отнесены. Поэтому вопрос остается открытым, а для однозначного его решения требуются разъяснения Минэкономразвития России и Минпромторга России.

?

В случае проведения заказчиком электронного аукциона на поставку (изготовление) товаров легкой промышленности и установления в извещении и документации дополнительного требования к участникам закупки, предусмотренного абз. 3 п. 1 Постановления № 791, какие документы (или копии) должен предоставить участник закупки в составе заявки?

В данном случае, если закупка осуществляется путем проведения электронного аукциона и на территории России, Белоруссии или Казахстана производятся закупаемые заказчиком товары легкой промышленности, включенные в Постановление № 791, заказчик в силу ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе обязан предъявить соответствующее дополнительное требование. При предъявлении такого требования заказчик должен в извещении и документации установить исчерпывающий перечень документов, которые должен предоставить участник закупки в подтверждение своего соответствия данному требованию (п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе).

Документы (копии), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, должны быть предоставлены участником закупки в составе второй части заявки (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе). Однако в Постановлении № 791 не указанно, о каких именно документах идет речь. В нем упомянут только документ, который дает основание не применять дополнительное требование, — заключение об отсутствии производства. При этом данный документ получает не участник закупки, а заказчик.

Кроме того, учитывая, что участником закупки может быть не только производитель товаров, материалов или полуфабрикатов легкой промышленности, но и обычные поставщики, представляется, что в отношении используемых товаров, материалов или полуфабрикатов участник закупки может иметь как максимум первичные учетные документы на ткани и другие товары (накладные, акты приемки и пр.), санитарно-эпидемиологические заключения, документы, подтверждающие их соответствие требованиям технических регламентов, государственных стандартов. Вполне очевидно, что указанные документы могут подтвердить наличие товаров, материалов или полуфабрикатов у участника закупки и их соответствие требованиям правовых актов, но ни один из перечисленных документов не подтверждает фактическое использование товаров, материалов или полуфабрикатов в производстве продукции.

Более того, на момент проведения аукциона у участников, как правило, нет еще ни материалов и полуфабрикатов, ни готовой продукции (соответственно, нет и документов на них), так как массово заготавливать впрок товары, материалы или полуфабрикаты при отсутствии гарантий заключения контракта экономически нецелесообразно. Соответственно, как таковое использование товаров, материалов или полуфабрикатов начнется не ранее заключения контракта и к этому моменту лицо, с которым такой контракт заключен, будет выступать уже в качестве поставщика, а не в качестве участника закупки.

Учитывая изложенное, представляется, что участник закупки в составе второй части заявки может представить разве что саму заявку, в которой укажет страну происхождения товаров (материалов и полуфабрикатов). При этом никакие документы участником закупки не предоставляются.

Постановление № 102

Постановление № 102 вступило в силу 14 февраля 2015 г. Следовательно, во всех извещениях и документации на закупку медицинских изделий, включенных в перечень к Постановлению № 102, начиная с 14 февраля 2015 г. обязательно должно содержаться указание на существующие ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (п. 8 ч. 3 ст. 49, п. 7 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Принцип действия данного ограничения такой: если в отношении медицинских изделий, указанных в Постановлении № 102, на отечественном рынке в конкретной закупке существует конкуренция как среди поставщиков, так и среди производителей, участники закупки, предлагающие иностранные медицинские изделия, не допускаются к участию в госзакупках.

Постановление № 102 распространяется на всех заказчиков, которые при осуществлении закупок медицинских изделий руководствуются Законом о контрактной системе. К таким заказчикам относятся органы власти (например, Минздрав России), казенные и бюджетные учреждения (например, ГБУЗ «Центральная городская больница № 1») (п. 7 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В перечне к Постановлению № 102 указаны медицинские изделия, при закупке которых подлежат применению вышеуказанные ограничения, классифицированные по кодам «ОК 034–2007 (КПЕС 2002). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКПД) (принят и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст). При этом в названном перечне имеется специальная оговорка о том, что при его применении следует руководствоваться как кодом в соответствии с ОКПД, так и указанным в перечне наименованием вида медицинского изделия этого кода. Данная оговорка означает, что ограничения применяются не ко всем медицинским изделиям, относящимся к кодам ОКПД, указанным в перечне, а только к видам медицинских изделий, прямо в нем поименованным.

Пример

В перечень к Постановлению № 102 включен код ОКПД 33.20.53.320. Согласно классификатору ОКПД этот код включает «приборы аналитические, имеющие встроенные автоматические средства дозирования проб и реагентов (автоматические анализаторы), предназначенные для диагностики in vitro и лабораторных in vitro исследований», но в перечне указано только одно конкретное наименование вида медицинских изделий — «глюкометры индивидуальные» — и ко всем иным видам медицинских изделий, вошедшим в код 33.20.53.320, ограничения по допуску не применяются.

Также следует отметить, что ограничения, предусмотренные Постановлением № 102, применяются в случае, когда закупка медицинских изделий, включенных в перечень, осуществляется путем проведения конкурентных способов закупок (ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе). В случае закупки медицинских изделий у единственного поставщика, например, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Постановление № 102 не применяется.

Постановление № 102 не устанавливает запрета на закупку медицинских изделий иностранного происхождения, предусматривая лишь обязанность комиссии по осуществлению закупки отклонить заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий (по перечню), происходящих из иностранных государств (кроме Армении, Белоруссии и Казахстана, входящих вместе с Россией в Евро-азиатский экономический союз (ЕАЭС)), при условии что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно: содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан; не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Для подтверждения страны происхождения товара к заявке на участие в закупке должен быть приложен сертификат, выданный ТПП РФ.

Таким образом, заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, включенных в перечень (кроме товаров из стран ЕАЭС), отклоняются только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • помимо заявки с иностранным медицинским изделием подано не менее двух заявок с предложением медицинских изделий, происходящих из России, Армении, Белоруссии и Казахстана (далее — отечественные медицинские изделия);
  • вышеуказанные заявки с предложением отечественных медицинских изделий полностью соответствуют требованиям документации о закупке;
  • в заявках с предложением отечественных медицинских изделий указаны медицинские изделия разных производителей;
  • к заявкам с предложением отечественных медицинских изделий приложены сертификаты, подтверждающие страну происхождения товара.

Если не соблюдено хотя бы одно из вышеперечисленных условий, заявка, содержащая предложение о поставке иностранного медицинского изделия, подлежит допуску на равных условиях с заявками, в которых предложены отечественные медицинские изделия.

Требования к составу первой части заявки предусмотрены в ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе. Согласно им участник закупки может не указывать в первой части заявки производителя медицинского изделия, но обязан указать сведения о стране происхождения товара. Однако согласно п. 3 Постановления № 102 определение страны происхождения товара осуществления не по сведениям о стране происхождения товара, указанным в первой части заявки, а по сертификату о происхождении товара. В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе данный сертификат или его копию участник закупки обязан вложить во вторую часть заявки. Следовательно, принятие решения об отклонении заявки в случаях, предусмотренных п. 2 Постановления № 102, должно осуществляться при рассмотрении вторых частей заявок, т. е. при подведении итогов аукциона.

?

Как закупать расходные материалы к иностранному медицинскому оборудованию, приобретенному заказчиком до вступления в силу Постановления № 102?

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в документации о закупке могут указываться товарные знаки без указания слов «или эквивалент» в случаях несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также в случаях закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Кроме того, указание товарных знаков допускается, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В случае если медицинское оборудование совместимо исключительно со специальными расходными материалами того же производителя и между собой расходные материалы разных производителей не взаимозаменяемы, закупки данных расходных материалов должны осуществляться с указанием как минимум конкретного товарного знака медицинского оборудования, совместно с которым они будут использоваться.

Поэтому даже если расходные материалы вошли в перечень, то при закупке таких расходных материалов к конкретному медицинскому оборудованию не будут применяться ограничения на допуск товаров иностранного происхождения, поскольку не будет соблюдаться требование о наличии не менее двух заявок с предложением разных медицинских изделий отечественного происхождения разных производителей.

?

Нужно ли отклонять заявку участника, предлагающего отечественные медицинские изделия, если такой участник не вложил в состав второй части заявки сертификат о происхождении товара?

Представляется, что отсутствие в составе второй части заявки сертификата о происхождении товара должно расцениваться комиссией по осуществлению закупки как неподтверждение участником, подавшим такую заявку, статуса «отечественной» заявки. Следовательно, такая заявка не подлежит отклонению, но при этом она не учитывается при решении вопроса о применении Постановления № 102 в отношении иностранной заявки. Данный вывод подтверждается решениями контрольных органов (например, см. решение Тверского УФАС России по делу № 05–6/ 1-49-1865ВФ от 05.05.2015).

Однако следует отметить, что практика контрольных органов в отношении этого вопроса не является единообразной. Встречаются и иные противоположные решения. Например, в решении УФАС России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре от 27.03.2015 № 03/АМ отмечено, что в случае если участником в первой части заявки предложено медицинское изделие отечественного производства, то согласно Постановлению № 102 во второй части заявки участник обязан предоставить сертификат о происхождении товара. Если участник во второй части заявки не предоставляет сертификат о происхождении товара, комиссия заказчика обязана принять решение о несоответствии второй части заявки требованиям, установленным документацией об аукционе в электронной форме.

11 На момент подготовки настоящей статьи изменения в части включения Армении не были внесены в Постановление № 791, хотя, скорее всего, в ближайшем будущем это произойдет.

Письмо Минпромторг России от 02.03.2016 №ЕВ-12216/08, как и постановление Правительства РФ №791 от 10.09.2014г., не раскрывают что понимается под "владением информацией".

Полагаем, что под "владением информацией" может пониматься информация, содержащаяся в коммерческих предложениях поставщиков. Вместе с тем, официальные разъяснения данного вопроса в настоящее время отсутствуют.

За разъяснениями данного вопроса заказчик может дополнительно обратиться в Минпромторг России по телефону 495-632-88-32 или по электронной почте: GrigoryevaLU@minprom.gov.ru к ответственному секретарю Комиссии по выдаче заключений Григорьевой Людмиле Юрьевне.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль