Объем финансового обеспечения в плане закупок

964

Вопрос

Под объемом финансового обеспечения в плане закупок следует понимать не цену закупки, а объем средств, доведенных до заказчика на осуществление конкретной закупки? 

Ответ

Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок и установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, с федеральными законами о внесении изменений в федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период, с законами субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), законы субъектов Российской Федерации о внесении изменений в законы о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и с муниципальными правовыми актами о внесении изменений в муниципальные правовые акты о местных бюджетах на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период);

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента Российской Федерации, решений, поручений Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

5) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.

Из статьи журнала «Госзаказ в вопросах и ответах», № 3, март, 2016
Название статьи

Планирование: готовимся к формированию плана закупок на 2017 год и последующий период
Текст статьи со ссылками

Трудности не измеряют в абсолютных показателях, но планировать закупки заказчикам стало сложнее примерно в два раза. Теперь есть два документа, которые надо заполнять и размещать. План-график стал сложнее: его раздробили на большее количество позиций. А план закупок — пока terra incognita. Правда, и готовить его нужно только к 2017 году.

С 1 января 2016 г. вступили в силу положения главы 2 Закона № 44-ФЗ, касающиеся планирования закупок. Это означает, что в 2016 г. заказчики начинают готовить планы закупок на 2017—2019 гг. и планы-графики на 2017 г. согласно требованиям, установленным ст. 17 и 21 Закона № 44-ФЗ.

Стоит обратить внимание, что планирование закупок предусматривает необхо

димость принятия ряда подзаконных актов, которыми и будут руководствоваться заказчики.

Требования к порядку формирования планов закупок и планов-графиков для федеральных бюджетных учреждений установлены следующими нормативными правовыми актами:

  • в отношении плана закупок — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — постановление № 552);
  • в отношении плана-графика — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 553 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд» (далее — постановление № 553).

Заказчикам субъектов РФ и муниципалам

Заказчики субъектов Российской Федерации, муниципальные заказчики при формировании планов закупок и планов-графиков руководствуются соответствующими актами субъекта Российской Федерации, местных администраций, которые разрабатываются в соответствии с требованиями следующих постановлений Правительства Российской Федерации:

  • в отношении плана закупок — постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг» (далее — постановление № 1043);
  • в отношении плана-графика — постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее — постановление № 554).

На уровне субъектов РФ, муниципальных образований отдельные требования к планированию закупок могут быть скорректированы.

Такие требования корректируются в части:

  • сроков формирования, утверждения планов закупок и планов-графиков;
  • оснований для внесения изменений в такие планы;
  • формы плана закупок, плана-графика с учетом необходимости включения дополнительных сведений, установленных в конкретном субъекте, муниципальном образовании.

Хронометраж

Проекты планов

Порядки формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков, принятые на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должны быть размещены на официальном сайте в течение 3 дней с момента их утверждения (вкладка официального сайта «Нормативно-методическая и справочная информация по регулированию контрактной системы в сфере закупок»).

Для составления планов закупок и планов-графиков с учетом требований соответствующих порядков учредители бюджетных учреждений должны установить сроки формирования, корректировки и уточнения планов закупок и планов-графиков, а также порядок уведомления об утверждении планов закупок.

Согласно ст. 17 Закона № 44-ФЗ планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т. е. стандартно речь идет о трехлетнем планировании. Подготовкой плана закупок на 2017—2019 гг. заказчики должны заняться уже в 2016 г.

Государственные заказчики должны подготовить проекты планов закупок не позднее 1 июля 2016 г. и направить своим главным распорядителям бюджетных средств (далее — ГРБС).

ВАЖНО!
С 1 января 2016 г. вступили в силу положения о нормировании закупок в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ, а следовательно, объекты закупок в проекты планов закупок должны включаться государственными органами, казенными учреждениями с учетом нормативных затрат, утвержденных соответствующим ГРБС.

Бюджетные учреждения в сроки, установленные учредителем, но не позднее 1 июля 2016 г. должны направить учредителю сформированный проект плана закупок на 2017—2019 гг. Проект плана должен быть учтен при формировании обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Корректировка проектов

Сформированные проекты планов закупок могут корректироваться в процессе подготовки бюджетных смет. План закупок бюджетного учреждения в ходе составления плана финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) может быть скорректирован только по согласованию с учредителем, т. е. добавить, изменить отдельные позиции можно только по согласованию с учредителем. К моменту утверждения плана ФХД можно уточнить сведения, содержащиеся в плане закупок в части информации по включенным позициям.

Государственные заказчики должны утвердить планы закупок в течение 10 рабочих дней с момента доведения лимитов бюджетных обязательств, а бюджетные учреждения — после утверждения плана ФХД. При этом государственные заказчики должны уведомить об утверждении плана закупок главного распорядителя, а бюджетные учреждения — учредителя в соответствии с порядком уведомления, утвержденным учредителем. После утверждения планы закупок должны быть размещены на официальном сайте в течение 3 рабочих дней. Таким образом, план закупок должен содержать распределение полного объема планируемых закупок на весь плановый период.

План закупок формируется на период утверждения закона о соответствующем бюджете, т. е. фактически можно говорить о плане закупок на 3 года. Поэтому план закупок является стратегическим плановым документом, который определяет направления расходования средств на закупки товаров, работ, услуг.

Укрупнение позиций

В план закупок закупки включаются укрупненно по позициям в привязке к идентификационному коду закупки. Требования о порядке формирования идентификационного кода закупки утверждены приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. № 422. Данный код представляет собой 36-значный цифровой код, который содержит:

  • год размещения извещения;
  • код заказчика;
  • порядковый номер закупки, включенной в план закупок;
  • порядковый номер закупки, включенный в план-график. Для целей формирования плана закупок по этой позиции необходимо указать «0»;
  • код объекта закупки в соответствии с ОКПД 2 с раскрытием до группы товаров, работ, услуг, т. е. четыре знака ХХ.ХХ;
  • код бюджетной классификации (далее — КБК).

Укрупнение позиций для включения в план закупок нужно проводить с учетом кода ОКПД 2. Так, например, каждый заказчик приобретает ГСМ, масла, прочие специальные жидкости, при этом нет необходимости отдельными позициями указывать виды бензина, масел, жидкостей. План закупок в таком случае должен предусматривать позицию «Нефтепродукты», код ОКПД 2 19.20, и указание о годовом объеме финансирования на текущий год, а также об объемах финансирования на плановый период.

Аналогично при необходимости закупки мебели в план закупок будет укрупненно включаться мебель для офисов и предприятий, код ОКПД 31.01. При этом каждая позиция указывается в размере объема годовых закупок. Даже если закупку товара, работы, услуги нужно проводить несколько раз в течение года или трех, такая закупка включается в план закупок одной позицией. При этом в столбце 12 плана закупок нужно указать срок и периодичность осуществления такой закупки.

Например, по позиции ГСМ, если заказчик планирует осуществлять закупку каждый квартал, необходимо указать срок «на квартал», а периодичность — «ежедневно» при условии, что автотранспорт заказчик планирует заправлять ежедневно.

В части объема планируемых платежей по столбцу 7 необходимо указать именно объем денежных средств, который планируется потратить на осуществление закупки. Данный объем не является начальной (максимальной) ценой, начальная (максимальная) цена будет формироваться на этапе подготовки плана-графика.

Постановлением № 552 предусмотрено указание по каждой позиции плана закупок, планируется ли проведение конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов в формате информации «да/нет».

В плане закупок указываются все планируемые заказчиком закупки, в том числе все закупки у единственного поставщика, которые будут осуществлены в плановом периоде.

Стоит обратить внимание, что перечень закупок, которые указываются в планах укрупненно, должен быть расширен с учетом текущей редакции совместного приказа Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н.

Закупки лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии (в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ), а также закупки у единственного поставщика до 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), до 400 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), услуги, предусмотренные п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, а также преподавательские услуги, услуги экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) указываются в годовом объеме (с разбивкой по годам) по каждому КБК.

Итоги плана закупок должны содержать общий объем финансового обеспечения по каждому КБК, предусмотренному планом закупок. Именно эти цифры должны контрольно соответствовать бюджетной смете заказчика, плану ФХД бюджетного учреждения.

Завершает план закупок итоговый объем финансового обеспечения (суммы всех КБК) по каждому году планируемого периода.

С 1 января 2016 г. вступило в силу постановление Правительства от 29.10.2015 № 1168 «Об утверждении Правил размещения в единой информационной системе в сфере закупок планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которое закрепляет формирование планов закупок и планов-график для целей размещения на официальном сайте только в структурированной форме, при этом:

  • федеральные заказчики будут формировать планы на официальном сайте ЕИС интеграцией этой информации с информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
  • заказчики уровня субъектов РФ и муниципального уровня — только на официальном сайте ЕИС.

Как вносить изменения

Изменить план закупок возможно лишь в случаях, определенных соответствующими порядками.

По общему правилу согласно постановлению № 1043 изменить план закупок можно в 6 случаях, при этом порядками могут быть предусмотрены иные основания внесения изменений в план закупок.

Так, постановлением № 552 установлено, что федеральные заказчики вправе изменять план закупок в случае:

  • выдачи предписания органами контроля, определенными статьей 99 Закона № 44-ФЗ, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • изменения сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • возникновения иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Последнее из оснований представляется наиболее интересным, учитывая практику внесения изменений при осуществлении планирования в настоящий момент.

ВАЖНО!
Любые внесенные в план закупок изменения должны быть размещены на сайте ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня внесения таких изменений.

Формирование плана-графика на 2017 г. бюджетные учреждения также начнут в 2016 г. Согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ именно план-график является основанием для осуществления закупок, а закупки, не включенные в план-график, не могут быть осуществлены. План-график формируется на финансовый год и должен соответствовать плану закупок.

Сроки формирования, уточнения плана-графика для заказчиков должны быть определены ГРБС, учредителями бюджетного учреждения для бюджетных учреждений. Формирование плана-графика осуществляется после внесения проекта бюджета на рассмотрение. Бюджетное учреждение должно утвердить план-график в течение 10 рабочих дней со дня утверждения плана ФХД, а разместить на официальном сайте в течение 3 рабочих дней с даты утверждения план-графика.

Что включать

В план-график включаются все закупки, которые будут осуществлены заказчиком в течение финансового года, в т. ч. все закупки у единственного поставщика.

Форма плана-графика существенно расширена по сравнению с требованиями к планам-графикам на 2016 г.: теперь 32 столбца по сравнению с текущим вариантом в 14 столбцов. Это связано с разбивкой сведений по отдельным столбцам. Например, в отдельных столбцах указывается размер аванса, преимущества участника, сведения о закупках у СМП и СОНКО, применение национального режима, дополнительные требования, этапы оплаты и т. д.

Кроме того, отдельными столбцами предусмотрено указание информации об уполномоченном органе, уполномоченном учреждении, организаторе совместных конкурсов или аукционов. Принципиальных изменений по порядку заполнения столбцов плана-графика на 2017 г. правительством не предусмотрено. Исключено требование об указании кодов ОКПД и ОКВЭД. Отсутствие данных кодов в плане-графике будет компенсировано наличием идентификационного кода закупки, структура которого предусматривает указание ОКПД 2.

Неурегулированным остается вопрос единиц измерения, в которых будет указываться размер обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракт (% или тыс. рублей).

Кроме того, в отношении описания объекта закупки включение функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки осуществляется при необходимости.

Отдельными позициями плана-графика по каждому КБК указываются закупки:

  • лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии (в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);
  • у единственного поставщика до 100 тыс. рублей (п.4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • у единственного поставщика до 400 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг, предусмотренных п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
  • преподавательских услуг (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • услуг экскурсовода (гида) (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Итоговая информация плана-графика должна содержать:

  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов в отношении запроса котировок;
  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов по закупкам у СМП и СОНКО;
  • сумму начальных (максимальных) цен контрактов по каждому КБК;
  • общую сумму начальных (максимальных) цен контрактов, включенных в план-график.

При этом совокупный годовой объем закупок в обобщающей информации плана-графика не указывается, а справочно вносится в шапку план-графика.

На каких основаниях

Отдельным сложным моментом являются основания для внесения изменений в план-график. Эти сложности обусловлены требованием законодателя о полном соответствии информации, содержащейся в плане-графике, и информации в извещении о проведении закупки. Так, например, план-график необходимо изменить, если изменилась начальная (максимальная) цена контракта. Причем в отличие от действующих в настоящий момент требований о необходимости вносить изменения, если начальная (максимальная) цена изменилась более чем на 10%, начиная с 2017 г. любое изменение цены требует корректировки плана-графика.

Кроме того, план-график необходимо изменить, если изменились:

  • планируемая дата начала осуществления закупки;
  • сроки и (или) периодичность приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • этапы оплаты;
  • размер аванса;
  • срок исполнения контракта.

То есть, по сути, изменение ключевых условий закупки требует обязательного изменения плана-графика.

ВАЖНО!
По аналогии с планом закупок изменения в план-график должны быть внесены в течение 3 рабочих с даты внесения таких изменений. При этом любые изменения должны быть осуществлены по общему правилу не позднее 10 дней до дня размещения извещения или заключения договора с единственным поставщиком.

И обосновать

Кроме того, приложением к плану закупок и плану-графику бюджетные учреждения должны сформировать обоснование, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования».

Данным постановлением утверждены:

  • правила обоснования закупок;
  • форма обоснования для случая формирования плана закупок;
  • форма обоснования для случая формирования плана-графика.

При формировании плана закупок обоснованию подлежит каждый объект закупки, включенный в план.

Для этого заказчику необходимо указать цель осуществления закупки, в частности наименование конкретного мероприятия государственной программы, конкретные функции и полномочия, предусматривающие осуществление закупки, а также реквизиты акта о нормировании, принятого согласно ст. 19 Закона № 44-ФЗ, либо указание на его отсутствие (для бюджетных учреждений).

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

  • НМЦК. Необходимо указать метод расчета и обоснования, а также привести сам расчет;
  • способ определения поставщика;
  • дополнительные требования к участникам закупки.

Сроки подготовки обоснования закупки для федеральных заказчиков должно определять Правительство Российской Федерации, для заказчиков субъекта Российской Федерации — высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, для муниципальных заказчиков — местная администрация.

СОВЕТ
Для закупок, которые проводятся в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, обоснованием является решение врачебной комиссии.

Для закупок, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 26 и 33 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, обоснованию подлежит годовой объем закупок.

Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Объем финансового обеспечения это не цена и не НМЦК и не обязательно это объем денежных средств, доведенных до заказчика. Так на плановый период, средства должны быть запланированы, например, государственными (муниципальными) программами и по согласованию с ГРБС, учредителем включаться в план закупок на плановый период. Однако, объем финансового обеспечения на текущий год должен быть доведен до заказчика на стадии планирования закупок. Объем финансового обеспечения может быть запланирован с учетом нормативных затрат, требований.

В связи с образовавшейся экономией вносить изменения в план закупок можно, в том числе, можно добавлять новую закупку.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль