НМЦК на закупку школьных автобусов

29

Вопрос

Проводится централизованная закупка школьных автобусов через электронный аукцион. Нам необходимо определить НМЦК, используя метод сопоставимых рыночных цен. В наше учреждение поступило три коммерческих предложения с одинаковой ценой: 4 950 000,00 руб. Лимит - 4 950 000, 00 руб. Можем ли мы принять эти предложения для расчета НМЦК. Если "да", не нарушаем ли мы закон? Если нельзя их использовать, то каким образом нам получить другие коммерческие предложения? Если к нам поступят другие коммерческие предложения с ценой, превышающей лимит, можем ли мы их использовать для расчета НМЦК?

Ответ

Вы можете использовать указанные в вопросе коммерческие предложения для расчета НМЦК, при условии, что информация о ценах получена заказчиком у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных (или при их отсутствии однородных) товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам. Но для обоснования НМЦК можно использовать и «другие источники информации» (п. 3.7 Рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567)

Например, дополнительно, Вы можете осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.

И с учетом этой информации обосновать НМЦК.

В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ.

Исходя из вышесказанного следует, что, если установленная в документации НМЦК превысит лимиты бюджетных обязательств, то действия заказчика могут быть признаны нарушением Бюджетного кодекса РФ, согласно которому контракты заключаются и оплачиваются в пределах таких лимитов.

Таким образом, по нашему мнению, даже если при обосновании НМЦК «получится» выше доведенных лимитов, она должна быть снижена до размера лимита бюджетного обязательства. В таком случае Заказчик следует установить в извещении о проведении электронного аукциона, что НМЦК рассчитана выбранным методом и указать, какую составляет сумму, но в пределах выделенных лимитов.

Можно ли использовать минимальное значение при расчете начальной (максимальной) цены контракта?

Заказчик может рассмотреть возможность обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании минимальной цены, указанной в ценовой информации, применяемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, с учетом других положений Закона о контрактной системе, в частности ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Согласно ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Так, приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены "Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – Рекомендации).

Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе и п. 3.2 Рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7 - 11 ст. 22 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Также согласно ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Вместе с тем, согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

  • направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);
  • осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Рекомендациям;
  • осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе информация, содержащаяся в пп. 3.7.4.1 – 3.7.4.8 Рекомендаций.

Кроме того, в соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

А также, НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций.

При этом, в случае, если на направленные заказчиком запросы пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), он получит менее трех ответа, содержащих ценовые предложения, по нашему мнению, в соответствии с п. 3.7.3 Рекомендаций он может взять дополнительную ценовую информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.

Также, напоминаем, что согласно п. 3.18 Рекомендаций цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой, где:

  • коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t - месяц проведения расчетов НМЦК;
  • индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети "Интернет" www.gks.ru).

Таким образом, заказчик может обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании ответов на запросы о предоставлении ценовой информации не менее трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. При этом при приведении к текущему уровню цен на товары, работы, услуги прошлых периодов Вам необходимо применять коэффициент, рассчитанный в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Рекомендаций.

Кроме того, в случае отсутствия информации в реестре контрактов по закупаемому товару, работе, услуге, можно осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации в соответствии с п. 3.7.4 Рекомендаций с учетом п. 3.18 Рекомендаций, например, провести анализ рынка.

Что касается применения минимальной цены, указанной в ценовой информации, используемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, напоминаем, что методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Отметим, что согласно письму Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443 Рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цен контрактов.

Так методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее Методические рекомендации) установлены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567.

В соответствии с п. 1 ст. 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п. 2 ст. 72 БК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 72 БК РФ государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ.

Исходя из вышесказанного следует, что, если установленная в документации НМЦК превысит лимиты бюджетных обязательств, то действия заказчика могут быть признаны нарушением п.1 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому контракты заключаются и оплачиваются в пределах таких лимитов.

Таким образом, по нашему мнению, НМЦК должна быть снижена до размера лимита бюджетного обязательства. Заказчик вправе установить в извещении о проведении запроса котировок, что НМЦК рассчитана выбранным методом и указать, какую составляет сумму (в пределах выделенных лимитов).

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль