Обоснование НМЦК по минимальной цене

995

Вопрос

Подскажите пожалуйста:Правомерно ли обоснование нмцк по минимальной цене в электронном аукционе?

Ответ

Заказчик может рассмотреть возможность обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании минимальной цены, указанной в ценовой информации, применяемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, с учетом других положений Закона о контрактной системе, в частности ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Читайте также на pro-goszakaz.ruЧитайте также:

Определение НМЦК на поставку лекарств на основе коммерческих предложений

Письмо Минэкономразвития РФ "О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Экономия бюджетных средств по контрактам: инфографика

Запрос коммерческих предложений для обоснования НМЦК

Коммерческое предложение для расчета НМЦК

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Согласно ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Так, приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены "Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – Рекомендации).

Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе и п. 3.2 Рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7 - 11 ст. 22 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Также согласно ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Вместе с тем, согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

  • направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);
  • осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Рекомендациям;
  • осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе информация, содержащаяся в пп. 3.7.4.1 – 3.7.4.8 Рекомендаций.

Кроме того, в соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

А также, НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций.

При этом, в случае, если на направленные заказчиком запросы пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), он получит менее трех ответа, содержащих ценовые предложения, по нашему мнению, в соответствии с п. 3.7.3 Рекомендаций он может взять дополнительную ценовую информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.

Также, напоминаем, что согласно п. 3.18 Рекомендаций цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой, где:

  • коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t - месяц проведения расчетов НМЦК;
  • индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети "Интернет" www.gks.ru).

Таким образом, заказчик может обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании ответов на запросы о предоставлении ценовой информации не менее трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. При этом при приведении к текущему уровню цен на товары, работы, услуги прошлых периодов Вам необходимо применять коэффициент, рассчитанный в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Рекомендаций.

Кроме того, в случае отсутствия информации в реестре контрактов по закупаемому товару, работе, услуге, можно осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации в соответствии с п. 3.7.4 Рекомендаций с учетом п. 3.18 Рекомендаций, например, провести анализ рынка.

Что касается применения минимальной цены, указанной в ценовой информации, используемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, напоминаем, что методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Отметим, что согласно письму Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443 Рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цен контрактов.

По нашему мнению, данные действия заказчика могут иметь признаки ограничения конкуренции, т. к. по сути речь идет о выборе определенного ценового предложения конкретного хозяйствующего субъекта. Кроме того, формирование цены контракта по одному из ценовых предложений при наличии, например, трех коммерческих предложений, не свидетельствует об обосновании цены контракта в том смысле, который законодательно заложен в ст. 22 Закона о КС, т. к. свидетельствует только о выборе наименьшей цены, а не о ее расчете. Таким образом, такое формирование цены не отвечает целям регулирования Закона о контрактной системе.

Напомним, что согласно ст. 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в т. ч. приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Напомним также, что согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или, при их отсутствии, однородных товаров, работ, услуг.

Таким образом, данный метод не заключается в выборе наименьшей цены.

Согласно ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Такие рекомендации установлены приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Методические рекомендации).

Согласно п. 2.1 Методических рекомендаций обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в Интернете, не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншоты»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

С учетом изложенного, не рекомендуем при определении и обосновании НМЦК методом анализа рынка устанавливать такую цену равной наименьшей из полученных по запросу коммерческих предложений потенциальных участников закупки.

Может ли бюджетное учреждение снизить НМЦК соответственно размерам выделенных ему лимитов (ассигнований)? НМЦК, рассчитанная на основании предложений потенциальных участников закупки, получается выше лимитов.

Заказчик вправе снизить НМЦК до размера предоставленных ему лимитов бюджетных обязательств.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — приоритетный для определения и обоснования НМЦК. Для определения НМЦК этим методом заказчик вправе направить соответствующие запросы о предоставлении ценовой информации не менее чем пяти поставщикам (Методические рекомендаций, утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

Бюджетные учреждения закупают товары, работы, услуги за счет субсидий, предоставленных из бюджетной системы на основании плана-графика (ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Ориентировочную НМЦК заказчик формирует на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий), с учетом экспертных оценок и экспресс-анализа рыночной конъюнктуры.

Поэтому если заказчик установит НМЦК выше размера предоставленных ему ассигнований, это будет противоречить выше приведенным положениям. Следовательно, заказчик вправе снизить НМЦК до размера предоставленных субсидий.

О соответствии лимитов и НМЦК косвенно говорит и форма плана-графика. В столбце 9 формы плана-графика нужно указать ориентировочную НМЦК, которую заказчик формирует на основе лимитов бюджетных обязательств (предоставленных субсидий) с учетом экспертных оценок, экспресс-анализа рыночной конъюнктуры.

Это положение содержится в совместном приказе Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н. С учетом особенностей, которые установлены совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 31.03.2015 № 182/7н.

Эксперты справочной системы «Госзаказ» e-gz.ru

Метод анализа рынка не заключается в выборе наименьшей цены. Обоснование НМЦК выполняется путем расчета указанной цены. Определение НМЦК по наименьшей цене может ограничить конкуренцию при проведении аукциона, в связи с чем, не рекомендуем использовать для обоснования НМЦК минимальную цену. Исключение составляет лишь случай, когда минимальное предложение соответствует сумме выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль