Разница между должностной регламентом и должностная инструкцией

696

Вопрос

Почему у государственного заказчика и у бюджетного учреждения названия документов, регламентирующие работу контрактного управляющего, которые представлены в Вашей системе "Госзказ", отличаются: для госзаказчика он называется "Должностной регламент....", а для бюджетного учреждения - "Должностная инструкция..."?

Ответ

Специальных нормативных требований к локальным нормативным актам, регулирующим должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время не существует. При этом законодательством о контрактной системе не установлено никаких исключений в отношении регулирования трудовых отношений с контрактным управляющим. Поэтому при разработке таких нормативных актов необходимо опираться на общие требования к подобным документам и те сведения о круге полномочий контрактного управляющего, которые дает на сегодня Закон о контрактной системе.

По общему правилу, должностные обязанности сотрудника фиксируются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции. Трудовой договор с контрактным управляющим должен содержать все существенные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Если же на должность контрактного управляющего переводится сотрудник, уже состоящий в штате заказчика, то дополнительное соглашение к трудовому договору, заключаемое с таким сотрудником, также необходимо оформить с соблюдением всех требований трудового законодательства.

В частности, в трудовом договоре или в допсоглашении, которым сотрудник переводится на должность контрактного управляющего, необходимо зафиксировать ссылку на его должностную инструкцию. Сама должностная инструкция утверждается приказом руководителя организации-заказчика, а контрактный управляющий должен быть ознакомлен с ней под роспись.

Обращаем ваше внимание, что в системе размещены примеры должностных регламентов контрактного управляющего государственного заказчика и муниципального заказчика, а также пример должностной инструкции контрактного управляющего бюджетного учреждения.

Должностная инструкция должна охватывать все полномочия, предусмотренные ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), и при необходимости конкретизировать их, поскольку действующим законодательством и подзаконными нормативными актами эти полномочия не конкретизированы, а формулировка перечня ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ допускает его расширительное толкование. По той же причине представляется возможным возложить на контрактного управляющего обязанности, прямо не предусмотренные ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Однако при этом главное, чтобы дополнительные обязанности не мешали контрактному управляющему выполнять все то, что он обязан делать по ст. 38 Закона № 44-ФЗ, а потому желательно расширять его функционал лишь дополнительными обязанностями, прямо связанными с основной деятельностью.

Впрочем, некоторые нормы придется переписать из ст. 38 Закона № 44-ФЗ буквально. Например, пункт об образовании в трудовом договоре и должностной инструкции лучше сформулировать так, как он изложен в ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ: "высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок". Пока невозможно сказать, каким именно должно быть это высшее или дополнительное профессиональное образования, а потому на сегодня допустимым представляется расширительно толковать эту формулировку и считать таким образованием любое образование соответствующего уровня, имеющее прямое отношение к закупкам (причем, судя по формулировке Закона о контрактной системе, не обязательно именно к госзакупкам). Согласно ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 2016 года контрактным управляющим может быть и лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Вероятно, к 2016 году планируется разработать новую федеральную учебную программу, по которой в будущем и предстоит переучиться контрактным управляющим.

Кроме того, в должностной инструкции необходимо отразить, что информация о контрактном управляющем размещается в конкурсной документации (п. 12 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ), документации об электронном аукционе (п. 10 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ), извещении о проведении запроса котировок (п. 4 ч. 1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ), документации о проведении запроса предложений (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

В качестве определенного ориентира для начала работы над должностной инструкцией контрактного управляющего можно использовать проект типового положения (регламента) контрактной службы, подготовленный и опубликованный Минэкономразвития России. Частью 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ на контрактного управляющего и контрактную службу возложены идентичные функции и полномочия, но даже с учетом этого необходимо настоятельно рекомендовать не копировать нормы названного проекта в должностной инструкции контрактного управляющего, поскольку эти нормы пока еще оставляют широкий простор для совершенствования.

В свою очередь, контрактный управляющий – это должностное лицо Заказчика (ч.2 с. 38 Закона № 44-ФЗ). По общему правилу, должностные обязанности сотрудника фиксируются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Если же Заказчиком создана контрактная служба, то уже регламент ее работы регулируется положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.3 с. 38 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому, считаем, что полномочия и функции контрактного управляющего могут быть отражены в должностной инструкции. Но если это согласовано с внутренним распорядком документооборота Заказчика, то документом, «отражающим» функции контрактного управляющего может быть и регламент. Тогда в трудовом договоре (или в приложении к трудовому договору) следует сделать «ссылку» на такой регламент работы контрактного управляющего.

Специальных нормативных требований к локальным нормативным актам, регулирующим должностные обязанности контрактного управляющего, в настоящее время не существует. При этом законодательством о контрактной системе не установлено никаких исключений в отношении регулирования трудовых отношений с контрактным управляющим.

В свою очередь, контрактный управляющий – это должностное лицо Заказчика (ч.2 с. 38 Закона № 44-ФЗ). По общему правилу, должностные обязанности сотрудника фиксируются в трудовом договоре и конкретизируются в должностной инструкции.

Если же Заказчиком создана контрактная служба, то уже регламент ее работы регулируется положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (ч.3 с. 38 Закона № 44-ФЗ).

Поэтому, считаем, что полномочия и функции контрактного управляющего могут быть отражены в должностной инструкции. Но если это согласовано с внутренним распорядком документооборота Заказчика, то документом, «отражающим» функции контрактного управляющего может быть и регламент. Тогда в трудовом договоре (или в приложении к трудовому договору) следует сделать «ссылку» на такой регламент работы контрактного управляющего.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль