Размещение плана закупок без доведенных лемитов бюджетных средств

130

Вопрос

Может ли наша организация ФАУ разместить примерный план-закупок не имея доведенных лимитов бюджетных обязательств?

Ответ

сообщаем следующее:

Нормами Закона № 223-ФЗ не регламентируется порядок формирования плана закупок Заказчика.

В свою очередь, частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Т.е, порядок, сроки подготовки и согласования проекта плана закупки, порядок его утверждения, период планирования (с помесячной или квартальной разбивкой), основания (отсутствие или наличие доведенных лимитов) и порядок корректировки плана закупки, лица, ответственные за выполнение указанных процедур, должны быть определены в положении о закупке.

В ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сказано, что заказчик должен разместить В еИС план закупки на срок не менее одного года. Т.е., срок, на который формируется документ, может выходить за рамки календарного года. Сроки его подготовки заказчик определяет самостоятельно (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932). То есть заказчик может составить и утвердить этот документ, к примеру, на срок с 15 июня 2016 г. по 14 июня 2017 г.

Таким образом, для проведения закупочных процедур в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ, Вам необходимо разместить план закупок на 2016 год, пусть даже с «примерными» показателями. И в случае необходимости, Вам следует внести изменения в уже опубликованный план закупок.

Каких-либо ограничений по количеству и объему корректировки плана закупки законодательство РФ не устанавливает - они зависят исключительно от конкретной ситуации заказчика.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Рекомендация: Разработка плана закупок при работе по Закону № 223-ФЗ

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) предусматривает обязанность заказчика размещать в ЕИС план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год (ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Обязанность формировать, утверждать и публиковать на официальном сайте планы закупки товаров, работ, услуг также определена Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила).

Этап формирования плана

Согласно Правил в план должны включаться сведения о закупке товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения всех потребностей заказчика, в том числе информация о долгосрочных договорах (п. 3 Правил). В документе следует отражать все нужды Общества, возникающие как в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, так и при ведении приносящей доход деятельности. Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития, говоря о том, что Закон № 223-ФЗ распространяется на все закупочные процедуры заказчика, составляющие его хозяйственную деятельность, за исключением ряда отношений, установленных данным Законом (Письмо от 19 декабря 2011 г. № Д28-709).

Наиболее распространенной ошибкой является - включение в плановый документ лишь отдельных предметов закупки. Например, заказчики указывают только самые крупные приобретения, имеющие разовый характер (заказ на разработку проектно-сметной документации, покупка автомобиля), остальные же закупки, осуществляемые для обеспечения текущей деятельности заказчиков, не раскрываются.

Необходимость включения в план закупки всех потребностей заказчика подтверждается и положениями Правил. В п. 6 Правил перечислено несколько программ, на основании которых заказчик может формировать план закупки. Программы эти охватывают основные стороны деятельности организации (например, производство товаров, работ, услуг, проведение ремонтов).

План закупки представляет собой планирующий документ. То есть он содержит информацию о предполагаемых в течение определенного срока (как правило, года) закупках товаров, потребность в которых определяется на дату составления такого плана. Указанная потребность рассчитывается исходя из установленных показателей, нормативов, программ развития, планов ремонта, производственных программ и иных данных, а также объемов и стоимости необходимых товаров, сроков исполнения соответствующих договоров, способов закупки и других сведений.

Таким образом, "занесение неверных значений" в план закупки фактически предопределено, что обусловливается вероятностным характером указанного документа и невозможностью однозначно спланировать закупки без учета ряда обстоятельств. В том числе сюда относятся обстоятельства, не зависящие от воли заказчика (изменение условий рынка, стоимости товаров, исчезновение потребности в осуществлении закупки, корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения) и влекущие кардинальный пересмотр плана закупки и т.п.

При этом, существует группа сведений, занесение которых в план закупки не требуется:

  1. сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такая информация содержится в извещении о закупке, документации о ней или проекте договора (в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  2. сведения о закупке (перечне закупок), которые не являются государственной тайной, но по решению Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте (в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  3. сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика составляет более 5 млрд руб.) (в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

В последнем случае заказик сам решает, отражать или нет эти закупки в плановом документе. Отметим, что существует практика, когда заказчики предпочитают не пользоваться предоставленным правом и перечисляют в указанном документе даже самые мелкие закупки вроде отдельных продуктов питания и письменных принадлежностей. В результате в их планах прописывается до 100 - 200 позиций.

Необходимость включения плохо прогнозируемых приобретений в план закупки определяется заказчиком самостоятельно, поскольку не имеет значения, каким образом будет скорректирован документ, когда та или иная потребность будет определена однозначно, - путем внесения соответствующих изменений в план закупки (при первоначальном планировании) или посредством его дополнения соответствующими закупками при возникновении такой потребности.

Каких-либо ограничений по количеству и объему корректировки плана закупки законодательство РФ не устанавливает - они зависят исключительно от конкретной ситуации заказчика.

Таким образом, порядок, сроки подготовки и согласования проекта плана закупки, порядок его утверждения, период планирования (с помесячной или квартальной разбивкой), основания и порядок корректировки плана закупки, лица, ответственные за выполнение указанных процедур, должны быть определены в положении о закупке либо локальном акте учреждения (например, в положении о формировании плана закупок заказчика, утверждаемом его руководителем).

Согласно п. 8 Правил корректировка плана закупки должна осуществляться в следующих случаях:

  1. Изменилась потребность в товарах (работах, услугах), в том числе сроки их приобретения, способ осуществления закупки и срок исполнения договора. В рассматриваемой ситуации, связанной с закупкой продуктов питания, корректировать план необходимо, когда появилась потребность в новых продуктах, не указанных в плане (например, возникла потребность в молочных продуктах), или исчезла потребность в товарах, уже заложенных в план, изменились объемы потребности, сроки приобретения продукции, необходимые сроки поставки.
  2. Более чем на 10% изменилась стоимость планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), что было выявлено в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки. Вследствие этого осуществить закупку в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки, стало невозможно. Соответственно, если, например, фактическое изменение стоимости закупки молочных продуктов составит менее 10%, новая стоимость должна обозначаться заказчиком лишь в извещении и документации о конкретной закупке, а цифры в плане закупки могут оставаться прежними.
  3. В иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика. Например, таким случаем, может быть, внесение дополнений в план из-за того, что стоимость какой-либо закупки стала превышать 100 тыс. руб. и, следовательно, ее нужно отразить в плане. Важно отметить, что подобные случаи должны быть определены в положении о закупке, ведь если они в положении не обозначены, то и оснований для корректировок плана не имеется.

Следует обратить внимание на тот факт, можно ли вообще не составлять план закупки, если Общество не намерено включать в него сведения о закупках, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а других закупок не планируется. Такой случай не предусмотрен нормативно-правовыми документами - от Общества прямо требуется наличие плана закупок. Поэтому в данной ситуации во избежание претензий контрольных органов рекомендуется все-таки формировать план закупки минимум из одной закупки, стоимость которой не превышает 100 тыс. руб.

Ошибочно предполагать возможность произвольного заполнения учреждением формы плана закупки. Однако, нередко случается, что Общества, которые взяли за основу утвержденную форму плана закупки, нередко допускали неточности. Так, заказчики не применяли поквартальную или помесячную разбивку плана, что предусмотрено п. 7 Правил. Или крайне расплывчато определялись сроки осуществления процедур закупки (например, по большинству позиций плана "январь - декабрь"), в то время как пп. 9, 10 п. 1 Правил предписывают указывать планируемый период размещения извещения о закупке и срок исполнения договора в формате "год, месяц".

Срок, на который формируется документ, может выходить за рамки календарного года. В ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сказано лишь то, что заказчик должен разместить на официальном сайте план закупки на срок не менее одного года. Сроки его подготовки заказчик определяет самостоятельно (п. 10 Правил). То есть заказчик может составить и утвердить этот документ, к примеру, на срок с 15 января 2014 г. по 14 января 2015 г. или с 1 декабря 2013 г. по 31 декабря 2014 г.

Этап формирования "инновационного" плана

У заказчиков существует обязанность вести два плановых документа - ежегодный план закупки и отдельный план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. С 1 января 2013 г. отдельный план закупки необходимо формировать, утверждать и размещать на официальном сайте на трехлетний период (ч. 9 ст. 8 Закона № 223-ФЗ), а с 1 января 2015 г. - на период от пяти до семи лет (ч. 2 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

Прежде всего, потребность в инновационной и лекарственной продукции прежде всего возникает у учреждений здравоохранения, социального обслуживания и образования.

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции, необходимые для формирования отдельного плана утверждаются отдельными нормативными актами:

Приказ ФМС России от 15 апреля 2014 г. № 330 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"

Приказ Минкомсвязи России от 10 октября 2013 г. № 286 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"

Приказ Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 514н "Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"

Приказ МЧС России от 14 декабря 2012 г. № 768 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"

Приказ Минобрнауки России от 1 ноября 2012 г. № 881 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции"

Приказ Минпромторга России от 1 ноября 2012 г. № 1618 "Об утверждении критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции по отраслям, относящимся к установленной сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации"

При разработке данного плана заказчикам, согласно положениям п. 1 Правил, нужно использовать утвержденную форму, при этом не указывая в ней часть сведений (о количестве закупаемых товаров, начальной (максимальной) цене договора, способе закупки и др.).

Этап утверждения и размещения плана

Следует помнить, что согласно п. 14 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 (далее - Положение), опубликовать план закупки на следующий период необходимо не позднее 31 декабря текущего календарного года. При этом с даты утверждения документа не должно пройти более 10 календарных дней.

Неразмещение на официальном сайте утвержденного в надлежащей форме плана закупки является нарушением действующего законодательства, предусмотренного ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Работа с планом

Правилами предусмотрена возможность внесения изменений в план закупки, после его утверждения и публикации на официальном сайте закупок.

Случаи, в которых возможна корректировка плана закупки, перечислены в п. 8 Правил, к ним отнесены:

  1. изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  2. изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществить закупку в соответствии с объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  3. иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика.

Как следует из норм пп. 5, 6 Положения, коррективы в размещенную на официальном сайте информацию вносятся посредством опубликования документа, содержащего перечень внесенных изменений. Однако, на сайте сохраняются и остаются в открытом доступе все предыдущие редакции измененных документов. Кроме того, п. 18 Положения прямо устанавливает, что заказчик для размещения информации о внесении изменений в план закупки вносит изменения в структурированный вид плана закупки и (или) размещает измененный электронный вид плана закупки либо вносит изменения в структурированный вид плана закупки и размещает измененный графический вид плана закупки, а также размещает электронный вид документа.

Таким образом, нормами Закона № 223-ФЗ не регламентируется порядок формирования плана закупок Заказчика.

В свою очередь, частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Т.е, порядок, сроки подготовки и согласования проекта плана закупки, порядок его утверждения, период планирования (с помесячной или квартальной разбивкой), основания (отсутствие или наличие доведенных лимитов) и порядок корректировки плана закупки, лица, ответственные за выполнение указанных процедур, должны быть определены в положении о закупке.

В ч. 2 ст. 4 Закона № 223-ФЗ сказано, что заказчик должен разместить на официальном сайте план закупки на срок не менее одного года. Т.е., срок, на который формируется документ, может выходить за рамки календарного года. Сроки его подготовки заказчик определяет самостоятельно (п. 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932). То есть заказчик может составить и утвердить этот документ, к примеру, на срок с 15 июня 2016 г. по 14 июня 2017 г.

Таким образом, для проведения закупочных процедур в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ, Вам необходимо разместить план закупок на 2016 год, пусть даже с «примерными» показателями. И в случае необходимости, Вам следует внести изменения в уже опубликованный план закупок.

Каких-либо ограничений по количеству и объему корректировки плана закупки законодательство РФ не устанавливает - они зависят исключительно от конкретной ситуации заказчика.

С уважением,

Ирина Дмитриенко,

эксперт Системы Госзаказ

Ответ утвержден Сергеем Кичановым,

руководителем экспертной поддержки

Системы Госзаказ

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль