Порядок применения действующих запретов и ограничений в госзакупках

192

Вопрос

Какие ограничения, запреты, а также преференции (кроме СМП) нам указать в тех.документации на закупку:1. кожаных ботинок с высокими берцами для сотрудников МЧС2. костюмов летних с символикой МЧС России3. футболок трикотажных из хлопчатобумажного полотна серо-синего цвета с символикой МЧС РоссииПП 791, 155, 1457, инвалиды и т.д.спасибо за ответ

Ответ

В рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона № 44-ФЗ) предусмотрено право Правительства РФ устанавливать запреты и ограничения на допуск иностранных товаров. Кроме того, особые условия допуска иностранных товаров может определять Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ.

В настоящее же время с целью поддержки отечественных производителей и поставщиков приняты следующие акты по импортозамещению в госзакупках (указаны в очередности их принятия):

  • постановление Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
    Принцип действия данного запрета такой - закупка для целей обороны страны и безопасности государства определенного технологического оборудования и комплектующих к нему иностранного производства допускается только в случае, если на территории России или на территории государств - членов Евразийского экономического союза отсутствуют аналоги.
  • приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
    Данный документ не запрещает закупать иностранные товары, однако поставщикам, предлагающим товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляет 15-процентную ценовую преференцию;
  • постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд";
  • постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
  • постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
  • постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Сразу следует заметить, что Постановление № 791 содержит в себе два самостоятельных положения относительно закупки товаров легкой промышленности:

  • запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • дополнительные требования к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных Приложением № 1 к Постановлению № 791, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, предусмотренных Приложением № 2 к Постановлению № 791.

Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров должны устанавливать:

  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Принцип действия запрета, установленного Постановлением № 791, заключается в следующем.

Заказчики не вправе осуществлять закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения:

  • федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Указанный запрет не распространяется на случаи, когда производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация) отсутствует.

Подтверждение отсутствия производства товаров на территории России осуществляется Минпромторгом России на основании заключения, которое выдается заказчику в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

В соответствии с указанным приказом заказчик не позднее 5-го числа текущего месяца (до опубликования извещения об осуществлении закупки) представляет в Минпромторг России заявление о выдаче заключения. В заявлении указываются:

  • наименование товара, отмеченного в Постановлении № 791;
  • полные коды в соответствии с ТН ВЭД ТС и ОКПД;
  • необходимое заказчику количество и срок поставки товара.

К заявлению также прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели:

  • зарубежный аналог закупаемого товара:
    • производитель товара (наименование производителя, страна);
    • поставщик товара на российском рынке (название поставщика, местонахождение поставщика);
  • технические характеристики закупаемого товара:
    • основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения;
    • технические характеристики товара в процессе его эксплуатации.

Минпромторг России примерно в течение одного месяца рассматривает заявление и принимает решение о выдаче заключения.

Дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности

Помимо запрета на допуск на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в Постановлении № 791 содержится указание на установление заказчиками дополнительных требований к участникам закупки, а именно использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза.

Следует отметить, что данное дополнительное требование относится к объекту закупки и устанавливается заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Дополнительное требование не устанавливается в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 Постановления № 791 подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов, осуществляется Минпромторгом России.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Из буквального толкования пункта 2 Постановления № 791 следует, что применение указанного условия обязательно только для тех закупок у единственного поставщика, по которым заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях, например, при закупке товаров легкой промышленности у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункт 2 Постановления № 791 не применяется.

Участие организаций инвалидов в закупках по Закону № 44-ФЗ

В ст. 29 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) говорится о возможности предоставления преимуществ организациям инвалидов при участии в закупках. Целями предоставления таких преимуществ являются оказание государственной или муниципальной поддержки данным субъектам, расширение возможностей их участия в закупках и стимулирование такого участия.

При этом также следует иметь ввиду, что согласно ч. 15 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае, если закупка осуществляется в соответствии со ст. 28-30 Закона № 44-ФЗ и участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

В ч. 1 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества, указанные в ч. 3 ст. 29 Закона №44-ФЗ.

При этом понятие организации инвалидов для целей Закона № 44-ФЗ определено в ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

Действие ст. 29 Закона № 44-ФЗ распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

В отношении данной нормы необходимо отметить следующее:

Общественными организациями инвалидов согласно ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Общественная организация в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Закон № 82) является одной из организационно-правовых форм общественных объединений. Под общероссийским общественным объединением согласно ст. 14 Закона № 82 понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

В ч. 3 ст. 29 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни.

В случае если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Указанный перечень вместе с Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее также – Правила) установлен Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".

Согласно указанным Правилам (п. 1), они определяют порядок предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% при осуществлении закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденным настоящим постановлением.

Действие Правил распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25% (п. 2 Правил).

Согласно п. 3 Правил для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным ч. 2 ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 4 Правил организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со ст. 29 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 5 Правил контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Согласно п. 6 Правил в случае уклонения победителя конкурса, запроса предложений от заключения контракта положения, предусмотренные п.п. 4-5 Правил, распространяются на участника закупки, соответствующего критериям, указанным в п. 2 Правил, заявке которого присвоен 2-й номер.

В соответствии с п. 7 Правил в случае уклонения победителя аукциона, запроса котировок от заключения контракта положения, предусмотренные п.п. 4-5 Правил, распространяются на участника закупки, соответствующего критериям, указанным в п. 2 Правил, который предложил такую же, как и победитель аукциона, запроса котировок цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем аукциона, запроса котировок.

Таким образом, при закупке товаров, указанных в перечне, организациям инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Краткий анализ Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) показал, что данным закупкам соответствуют следующие коды ОКПД 2:

1.Кожаные ботинки с высокими берцами для сотрудников МЧС - 15.20.13.110 (Обувь повседневная с верхом из кожи).

2. костюмов летних с символикой МЧС России - 14.12.11.120 (Костюмы мужские производственные и профессиональные)

3. футболки трикотажные из хлопчатобумажного полотна серо-синего цвета с символикой МЧС России - 14.14.30.110 (Футболки трикотажные или вязаные)

Постановление № 1457 в данном случае неприменимо (соответствующий запрет устанавливать не нужно, т.к. осуществляется закупка товара).

Краткий анализ норм Закона № 44-ФЗ показал, что для костюмов летних с символикой МЧС России необходимо предоставить соответствующее преимущество организациям инвалидов,т.к. закупаемый товар «попадает под перечень, утвержденный ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 15.04.2014 № 341.

Так же для всех закупок следует установить запрет из постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791, т.к. все три кода окпд2 «попадает» под действие данного постановления.

Порядок применения указанных выше преференций, ограничений и допусков изложен в материалах нашей системы Госзаказ, которые приложены к данному ответу.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль