Правомерность отклонения заявки

375

Вопрос

В техническом задании документации об аукционе указаны максимальные и минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. Например, плотность плиты ЛДСП должна быть от 550 кг/м3 до 820 кг/м3; ручки должны быть сделаны из металла матового хрома с гальваническим покрытием.

Заявка участника аукциона не содержит конкретного значения показателей, т.е. в заявке такого участника эти параметры указаны через диапазон, а именно: плотность плиты ЛДСП от 550 кг/м3 до 820 кг/м3; ручки сделаны из металла матового хрома с гальваническим покрытием.

Правомерно ли отклонение такой заявки?

Ответ

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего закона и инструкция по ее заполнению.

В силу п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на поставку товара:

  • согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Таким образом, заказчик самостоятельно описывает объект закупки в учетом положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ и устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом заказчик указывает максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

При этом в силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ в документации об аукционе заказчик обязан предусмотреть инструкцию по заполнению заявки на участие в таком аукционе.

В Решении ФАС России от 18 марта 2015 г. по делу № К-195/15 отмечается: "Предложение участника электронного аукциона (сведения о предлагаемом для поставки товаре) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов "от" и "до", "более" и "менее", "или" и "либо", "не менее" и "не более", "не ниже" и "не выше", "должно быть" и "не должно быть", "не должно быть более" и "не должно быть менее", "или эквивалент".

При указании конкретных показателей поставляемого товара, используемого для выполнения работы, участник закупки вправе воспользоваться формой "Приложения № 2 к информационной карте документации об электронном аукционе".

Следовательно, документация об Аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе".

В Постановлении ФАС России от 25 марта 2015 г. по делу № К-829/14/АК034-14 указано: "В разделе 3 "Инструкция по заполнению заявки участником аукциона" документации об Аукционе Заказчиком установлено, в том числе: "Участник закупки представляет информацию о конкретных показателях используемого товара в соответствии с требованиями, установленными в Приложении № 4 к настоящей Документации об электронном аукционе. В случае, если в Приложении № 4 указаны максимальные (не более,менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "<", ">", "/", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или".".

Вместе с тем, установленная Заказчиком в документации об Аукционе "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет корректно заполнить заявку на участие в Аукционе и определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие в Аукционе.

Так, например, в соответствии с приложением № 4 "Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ" документации об Аукционе пунктом 8 Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к используемым при проведении работ товарам "Щебень из природного камня для строительных работ": "Марка 800, фракция 10 - 20 мм"; "Горячекатаная арматурная сталь, Диаметр 8 - 16 мм".

Таким образом, установление в составе документации об Аукционе "Инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме" не позволяет определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать в диапазоне, какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.

Отсутствие в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе".

Обращаем внимание, что в рассматриваемом случае ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" допускает указание фракции в виде диапазона. Поэтому требования заказчика по предоставления в заявке участника аукциона конкретного значения нарушают положения указанного ГОСТ.

Таким образом, заказчик должен четко прописать в каких случаях указывает конкретное значение показателей, а когда диапазонное с учетом действующего законодательства.

С учетом изложенного, если в инструкции по заполнении заявки на участие в аукционе содержится указание по предоставлению конкретных значений в рамках установленных диапазонов, то заявка участника аукциона, не содержащая указанную информацию, подлежит отклонению.

Если в инструкции по заполнении заявки на участие в аукционе содержится указание по предоставлению диапазонных значений или отсутствует требование по предоставлению конкретных значений в рамках установленных диапазонов, то заявка участника аукциона, содержащая диапазонные значения, не подлежит отклонению.

Дополнительно к рекомендации выделяем решение арбитражного суда Пермского края по делу № А50-25962/2014 от 05.02.2015 г.: «…По утверждению заказчика, количество товара является конкретным показателем товара, который установлен аукционной документацией, и, следовательно, должен был быть указан в первой части заявки.

Как следует из ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Однако в законе определение понятия «конкретный показатель» не дано.

Вместе с тем, по смыслу положения ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ данные показатели предназначены для конкретизации товара, предлагаемого участниками аукциона, для сравнения с требованиями к закупаемому товару, установленными заказчиком.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон № 44-ФЗ запрет на использование иных показателей описания объекта закупки не содержит, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного исполнения работ.

Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. 8

Вместе с тем, количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

Заказчик в п. 1.2 раздела 4 информационной карты определил требования к товару путем указания на установление его функциональных, технических и качественных характеристик в Спецификации (техническом задании) главы V. То есть заказчик прямо указал, что требованиями к товару являются его функциональные, технические и качественные характеристики, указанные в Спецификации (техническом задании) главы V.

В инструкции по заполнению заявки указано на необходимость соответствия показателей, характеризующих товар, показателям, установленным в спецификации.

Положения названной инструкции не содержат требований об указании количества поставляемого товара. Само по себе наличие в спецификации сведений о количестве товара, которое функциональной, технической или качественной характеристикой товара не является, о том, что количество товара должно быть обязательно указано в первой части заявки, не свидетельствует.

Считая обязательным указание в первой части заявки количества товара, заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ не включил в аукционную документацию надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара, его количества».

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ» Оформить подписку



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль