Закупка "одним лотом"

69

Вопрос

Правомерна ли закупка "одним лотом" оборудования лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов? Может ли это быть признано закупкой технологически и функционально не связанных товаров?

Ответ

Да, заказчик может обосновать объединения товаров в один лот тем, что они необходимы для оснащения хоть и разных функциональных кабинетов, но во исполнение порядка оснащения медицинских кабинетов, а также все это оборудование необходимо медицинскому учреждению для полноценного оказания медицинской помощи человеку.

Но невозможно с уверенностью сказать, что контрольный орган, в случае подачи жалобы, откажет его в удовлетворении.

При установлении требований к закупаемым товарам рекомендуем заказчикам избегать установления характеристик, которым соответствует товар единственного производителя, когда на рынке существуют аналоги по сути с такими же характеристиками иных производителей.

Проблема:

Правомерна ли закупка "одним лотом" оборудования лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов? Может ли это быть признано закупкой технологически и функционально не связанных товаров?

Решение:

Обращаем внимание, что действующее законодательство РФ не содержит определения "технологически и функционально связанных/не связанных товаров".

При этом ч.4.1.ст. 7.30 КоАП РФ устанавливает, что включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тыс. руб. и не более пятидесяти тысяч рублей.

Внимание:

Ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), регулирующая описание объекта закупки, также прямо не указывает на запрет включать в "один лот" технологически и функционально не связанные товары.

Так по одной из закупок (Извещение № 0121200000314001498), ФАС России признала правомерным объединение в одном лоте медицинского оборудования для проведения лучевой терапии и оборудования для предлучевой подготовки пациентов, приняв по жалобе одного из потенциальных участников Решение по делу К–1296/14 от 03.09.14 г.

Согласно техническому заданию предметом закупки являлась "поставка комплекса оборудования для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов":

  1. Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри и радиохирургии;
  2. Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри;
  3. Система трехмерного дозиметрического планирования;
  4. Единая информационно-управляющая онкологическая система;
  5. Комплекс абсолютной и относительной дозиметрии;
  6. Комплект фиксирующих приспособлений;
  7. Комплекс оборудования для проведения дистанционной рентгенотерапии;
  8. Комплекс оборудования для проведения контактной гамма-терапии.

На доводы об объединении в одном лоте указанного оборудования при рассмотрении жалобы заказчик пояснил, что "комплекс оборудования для лучевой терапии включает в себя дистанционные, поверхностные, внутриполостные методы лечения, некоторым пациентам показана сочетанная лучевая терапия, совместное использование различных методов лучевой терапии. Оборудование для различных методов представляет собой не отдельные независимые установки, осуществляющие завершенный лечебный процесс, а единую технологичную систему, взаимосвязь и координация которой происходит посредством информационно-управляющей системы отделения лучевой терапии (далее – ИУС). Для автоматизации процесса облучения и общей оптимизации работы отделения каждый из перечисленных аппаратов должен иметь интерфейс для подключения к ИУС и оснащаться рабочей станции, производить прием и передачу данных ИУС по используемым универсальным протоколам. При невозможности совмещения оборудования в единую систему процесс лечения будет неэффективен".

ФАС России в Решении указала, что: "заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов.

Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов, не нашел своего подтверждения".

Таким образом, допускается закупка "одним лотом" оборудования для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов. При этом, заказчику следует иметь обоснование (соответствующие объяснения) такой закупки, как, например, в вышеуказанном случае.

При этом, напомним, что следует избегать закупки оборудования, производимого "одним производителем", в том числе, когда это следует из "характеристик" закупаемого оборудования.

Напомним, что в соответствии с ч.3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно п.1ч.1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Так в вышеуказанном случае, жалоба была признана обоснованной в части установления требований к оборудованию по позициям № № 1, 2 Технического задания документации об аукционе, которые, как было указано в Решении, ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя.

То есть, если на рынке "обращаются" иные аппараты для лучевой терапии, следует составлять техническое задание на закупку с учетом возможности предложений к поставке оборудования и иных производителей.

При этом, потенциальные участники закупок могут представлять при рассмотрении жалоб технические паспорта оборудования, которые могут подтвердить, что закупаемому заказчиком оборудованию соответствует оборудование только одного производителя.

При объединении в один лот закупок товаров, работ и услуг заказчику необходимо руководствоваться следующими нормами законодательства в сфере закупок:

  1. Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) описание объекта закупки должно носить объективный характер. Кроме указания функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
  2. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок;
  3. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений;
  4. Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 135-ФЗ нарушение правил, установленных ст. 17 Закона № 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
  5. Как следует из формулировки п.1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, ни о какой технологической и функциональной взаимосвязанности товаров в ней не говорится и не содержится запрета на включение в предмет закупки таких товаров. При этом, ничего и не говорится об ОКДП2.

При этом анализ практики УФАС России показывает, что жалобы потенциальными участниками закупок с такими доводами подаются повсеместно (о неправомерном включении в один лот технологически и функционально не связанных товаров).

Так, например, по одной из таких жалоб 19 февраля 2014 г. Курганским УФАС России было вынесено решение № 05-02/23-14, которым жалоба была признана необоснованной. Жалоба участника была подана на положения документации о закупке, в которой при описании объекта закупки в техническом задании на поставку расходных материалов и изделий медицинского назначения для стационара круглосуточного пребывания указывались разноименные группы товаров – инструменты колющие (шприцы), дезинфицирующие средства, перевязочные средства, стерилизационные товары, товары для рентгенкабинетов, что, по мнению заявителя, противоречит ч.3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении жалобы, Курганское УФАС указало следующее: "все товары, указанные в техническом задании документации о закупке, являются изделиями медицинского назначения и сгруппированы по принципу их функциональной и технологической взаимосвязи в целях возможности обеспечения непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Наличие всего комплекса изделий медицинского назначения обязательно для непрерывного процесса оказания медицинской помощи в стационаре. Отсутствие поставки какого-либо из изделий может нарушить процесс оказания медицинской помощи как единой технологической цепочки. Таким образом, разбивка сформированного аукциона является не только нецелесообразной, но и может привести к снижению качества оказываемой больницей медицинской помощи".

Из Закона № 44-ФЗ в сфере закупок следует, что заказчик в зависимости от своих потребностей самостоятельно принимает решение в отношении предмета закупки и устанавливает в документации об аукционе требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики деятельности в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств с учетом ограничений, предусмотренных законодательством.

Таким образом, прямого запрета в Законе № 44-ФЗ нет, однако объединяя в одном лоте закупку разных расходных материалов, заказчик может столкнуться с тем, что такая закупка может обжаловаться потенциальными участниками.

При этом, если заказчик может обосновать объединение в одном лоте разных расходных материалов, в удовлетворении таких жалоб, как показывает анализ практики УФАС России, может быть отказано.

При этом, при установлении требований к закупаемым расходным материалам рекомендуем заказчикам избегать установления характеристик, которым соответствует товар единственного производителя, когда на рынке существуют аналоги по сути с такими же характеристиками.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией





Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль