Закупки за счет средств от приносящей доход деятельности

264

Вопрос

Имеет ли право государственное бюджетное учреждение субъекта РФ вносить в план-график и в план закупок по Закону №44-ФЗ закупки, осуществляемые за счет средств от приносящей доход деятельности, и на нужды вне выполнения государственного задания, но на цели, в соответствии с которыми создано такое учреждение (например дополнительное оздоровление детей вне государственного задания) совместно с закупками для выполнения государственного задания (например необходимо 1000 кг сыра твердого для оздоровления детей в рамках государственного задания и еще столько же вне государственного задания)?

Ответ

Бюджетное учреждение вправе включить в план закупок, план-график, формируемые в рамках Закона № 44-ФЗ, любые закупки, осуществляемые за счет иной приносящей доход деятельности, только в том случае, если заказчик до начала очередного года (2017 год) примет решение отказаться от осуществления закупок на основании Положения о закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2017 году.

При наличии размещённого в ЕИС Положения о закупке на очередной год (2017) бюджетное учреждение будет обязано осуществлять закупки за счет иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию) только в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

В 2016 году бюджетное учреждение может осуществлять закупки за счет иной приносящей доход деятельности только в случае, если до начала 2016 года (в 2015 году) оно не принимало решения осуществлять закупки на основании Положения о закупке в соответствии с Законом № 223-ФЗ и не размещало в ЕИС такое Положение.

Необходимо учитывать, что решение бюджетного учреждения о применении в течение 2016 года Положения о закупке не может быть изменено (ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки за счет средств. перечисленных в ч.2 ст.15 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

То есть, если, бюджетное учреждение, например, в 2014 г. приняло, утвердило и разместило до 1 апреля 2014 г. положение о закупках/приняло решение об осуществлении указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках, то такие закупки (за счет перечисленных средств) в 2014 г. должны осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и положением о закупках. И по тому, и по другому закону указанные средства одновременно расходоваться, по мнению экспертов, в таком случае не могут.

При этом остальные закупки (за счет каких-то иных внебюджетных средств, не указанных в п.п. 1-3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, если они предполагаются и имеются у бюджетного учреждения) могут при этом осуществляться по Закону № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 15 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг бюджетным учреждением при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, при осуществлении им закупок:

  1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
  2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
  3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона о контрактной системе принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе закупок в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.

При этом в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение.

Согласно ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ в отношении закупок, предусмотренных ч. 2 ст.15 Закона о контрактной системе и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.

Таким образом, краткий анализ действующего законодательства РФ показывает, что для бюджетных учреждений не установлено требования о ежегодном переутверждении органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения положения о закупке. При этом, по нашему мнению, бюджетное учреждение ежегодно, на основании ч. 3 ст. 15 Закона о контрактной системе должно принимать решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Учитывая изложенное, в случае если закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году уже осуществлялись, положение о закупке было утверждено в соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещено до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также было принято решение об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ в 2014 году, и бюджетное учреждение собирается осуществлять закупки в рамках Закона № 223-ФЗ в 2015 году, то им должно быть принято на основании ч. 3 ст. 15 Закона № 223-ФЗ соответствующее решение об этом.

При этом, если органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения не установлен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то бюджетное учреждение может принять соответствующее решение самостоятельно без переутверждения положения о закупке у органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в том числе, например, путем издания приказа.

Если же указанный порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ предусматривает обращение к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения для согласования такого решения, в том числе путем переутверждения положения о закупке, то бюджетному учреждению необходимо обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя.

Обращаем внимание, что, например, в 2014 году учредителями бюджетных учреждений г. Москвы было принято решение не переводить соответствующие бюджетные учреждения (не утверждали положения о закупке), при осуществлении ими закупки для собственных нужд, под сферу действия Закона № 223-ФЗ, т.е. данные бюджетные учреждения в 2014 году осуществляют закупки в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Поэтому, если у бюджетного учреждения не определен порядок принятия решения об осуществлении закупок за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 15 Закона о контрактной системе, в соответствии с Законом № 223-ФЗ на 2015 год, то бюджетному учреждению следует обратиться к органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя для соответствующего разъяснения порядка и возможности осуществления закупок в 2015 году в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ и необходимости переутверждения положения о закупке.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль