Правомерность повторных закупок товара разными способами закупок

20

Вопрос

Имеет ли право заказчик в рамках Закона №44-ФЗ осуществлять закупку одного и того же товара, но разными способами закупки? Например необходимо приобрети 7000 кг мяса, но 5000 кг заказчик приобретает через электронный аукцион, а еще 2000 кг оставшиеся путем запроса котировок?

Ответ

Заказчик имеет право часть мяса приобрести по результатам проведения аукциона, а оставшуюся часть мяса по результатам проведения запроса котировок. Здесь лишь следует учитывать непревышение годового объема закупок, осуществленных с использованием запроса котировок.

Рекомендуем посмотреть видео Способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), содержащееся в системе.

Также отмечаем, что в ближайшее время в системе появится новая программа - Мастер выбора способа закупки.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Госзаказ

Рекомендация:

Название рекомендации

Комментарии экспертов к Закону о контрактной системе. Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Текст рекомендации

Комментируемая статья содержит общие положения о способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), т. е. о возможных процедурах, осуществляемых заказчиками, в результате проведения которых заключается государственный или муниципальный контракт.

Частью 1 данной статьи определено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 2 комментируемой статьи раскрывает перечень способов определения поставщиков, которые в рамках Закона о контрактной системе являются конкурентными. К указанным способам определения поставщиков относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион);
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

Понятие конкурса определено в ч. 3 рассматриваемой статьи, под которым понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

Часть 4 анализируемой статьи определяет основное отличие аукциона от конкурса: победителем аукциона признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, в то время как цена при проведении конкурса является лишь одним из критериев оценки заявок участников.

Согласно ч. 5 комментируемой статьи решение о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается заказчиком. При этом выбор способа определения поставщика "связан" императивными нормами Закона о контрактной системе, что означает содержащаяся в рассматриваемой норме фраза "в соответствии с положениями настоящей главы". Кроме того, данной нормой установлено, что заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Следует отметить, что ст. 7.29 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требования, установленных Законом о контрактной системе, при принятии должностным лицом заказчика решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Часть 6 рассматриваемой статьи предусматривает возможность выделения лотов при осуществлении закупок путем проведения конкурса или аукциона. Применительно к рассматриваемой норме лот означает выделение партии однородных товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых заключается отдельный контракт по итогам осуществления закупки. Соответственно, в отношении каждого лота при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона в извещении о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием или двухэтапного конкурса либо приглашении принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или закрытом аукционе в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе, сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. Участник закупки подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Необходимость выделения лотов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства. Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Рекомендация:

Название рекомендации

Последствия превышения 10% совокупного годового объема закупок при проведении запроса котировок

Текст рекомендации

При осуществлении закупок согласно ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом Заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, ст. 57, ст. 59, ст. 72, ст. 83, ст. 84 и ст. 93 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона о контрактной системе при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.

При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Чтобы не допустить нарушений, не превысить 10% совокупного годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок, прежде всего рекомендуется правильно рассчитать величину годового объем закупок, которая указывается в плане- графике закупок в виде итоговой информации о годовым объеме закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок.

Если заказчик при планировании на очередной финансовый год принял решение в пределах не более 10% совокупного годового объема закупок заключать контракты на сумму до 500 тыс. руб. согласно ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, затем внес в план-график закупки, которые планирует осуществить путем проведения запроса котировок, и рассчитанную величину годового объема закупок, и при подсчете осуществленных закупок, в конце года обнаружил, что итоговая величина годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок превысила плановую, т. е. превысила 10% совокупного годового объема закупок заказчика, то в этом случае заказчик нарушит требования ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе. Если при планировании результат расчета величины годового объема закупок превысит 100 млн. руб., то заказчик должен ограничить закупки суммой в 100 млн руб., но не более. В этом случае, при подсчете осуществленных закупок в конце года итоговая величина годового объема закупок осуществляемых путем проведения запроса котировок не должна превысить плановую, т. е. 100 млн руб.

Следует помнить, что согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.

Поэтому, если данное нарушение будет обнаружено при проверке, то должностное лицо заказчика, принявшее решение о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения запроса котировок сверх установленного годового объема закупок - 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не более 100 млн руб., может быть привлечено к административной ответственности органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.

Контроль за деятельностью заказчика на предмет соблюдения требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг проводится в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе следующими органами контроля в пределах их полномочий:

  1. федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, которым является ФАС РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района, органом местного самоуправления городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок;
  2. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовым органом субъектов РФ и муниципальных образований, органом управления государственными внебюджетными фондами;
  3. органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенным в соответствии с БК РФ.

Например, на уровне субъекта РФ контроль за деятельностью заказчика может проводиться в соответствии с возложенными полномочиями на осуществление контроля в сфере закупок службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок такого субъекта; на уровне муниципального района администрацией района, на уровне городского округа финансовым управлением администрации городского округа.

Проверки могут осуществлять назначенные контрольным органом комиссия или сотрудник такого контрольного органа, например, контролер- ревизор.

Также вправе проверить соблюдение заказчиком требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг надзорные органы (Прокуратура РФ) и выдать заказчику предписание об устранении нарушений или сообщить в контрольный орган о применении мер ответственности к такому заказчику в соответствии с законодательством РФ.

Кроме того, согласно ст. 98 Закона о контрактной системе Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований осуществляется аудит в сфере закупок.

Например, контрольно-счетной палатой муниципального образования муниципального района "Вуктыл" (Республика Коми) по результатам проведенного аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений за период 2014 год были выявлены нарушения по факту закупок "малого объема" до 100 тыс. руб.

Так в плане-графике было запланировано закупок на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на сумму 890 020 руб., а фактически осуществлено в 2,44 раз больше, чем предусмотрено планом-графиком, что составило сумму в 2 174 010 руб. по заключенным договорам.

При этом согласно первоначальным данным плана-графика стоимость закупок Администрации муниципального района "Вуктыл" и подведомственных ей учреждений на 2014 год была запланирована на общую сумму 13 329 600 руб.

В выводах по результатам аудита в сфере закупок для нужд муниципального района "Вуктыл", в том числе, выделены следующие нарушения:

  • муниципальные контракты (договора) заключаются сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;
  • неверно определены основания заключения договоров с единственным поставщиком, что ведет к нарушению требований Закона о контрактной системе в отношении договоров, заключенных с субъектами естественных монополий.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание о результатах рассмотрения настоящего Акта, имеющихся пояснениях и возражениях (с приложением копий подтверждающих их обоснованность документов) сообщить Контрольно-счетной палате МО МР "Вуктыл" в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня получения Акта.

Аналогичное нарушение было выявлено, при проведении плановой выездной проверки за 2014 год службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края главным контролером-ревизором отдела финансового контроля в отношении краевого государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Туринская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида" было выявлено превышение годового объема закупок запланированного согласно плану-графику и фактически осуществленным закупкам.

Из акта проверки от 6 марта 2015 г. следует, что по состоянию на 31 декабря 2014 г. закупки по договорам, стоимостью до 400 тыс. руб. осуществлены в общем объеме 13 251 860 руб. или 630,0% от годового запланированного согласно плану-графику объема закупок (2 103 420 руб.), при этом планом-графиком закупки по договорам стоимостью до 400 тыс. руб., не предусмотрены.

В отношении выявленных нарушений выдано предписание от 31 марта 2015 г. № СД/0428 об исправлении выявленных нарушений. За неисполнение предписания служба финансово-экономического контроля в сфере закупок Красноярского края вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Из анализа результатов аудита и плановых проверок можно сделать вывод, что органы, осуществляющие контроль в сфере закупок, и органы, осуществляющие аудит в сфере закупок, придерживаются единой позиции о том, что превышение заказчиками объемов закупок, установленных в Законе о контрактной системе, является нарушением Закона о контрактной системе.

Таким образом, если в ходе планирования заказчик принял решение осуществлять закупки до 500 тыс. руб. путем проведения запроса котировок в объеме, не превышающем 10% совокупного годового объема закупок, то такой объем закупок также не должен превышать 100 млн руб.

Кроме того, если при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок заказчик превышает плановый годовой объем закупок, то такое превышение расценивается органами, осуществляющими контроль в сфере закупок и аудит в сфере закупок, как нарушение требований и положений Закона о контрактной системе, в частности ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе.

Поэтому в отношении должностных лиц заказчика могут быть применены меры административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 30 тыс. руб.

Рекомендуем заказчику при осуществлении закупок путем проведения запроса котировок контролировать общую сумму таких закупок с целью не превышения определенной заказчиком в плане-графике закупок итоговой информации о годовом объеме закупок, которые заказчик осуществляет путем проведения запроса котировок.

В случае уменьшения совокупного годового объема закупок (уменьшения финансового обеспечения закупок заказчика) советуем пересчитывать годовой объем закупок в объеме, не превышающем 10% уменьшенного совокупного годового объема закупок с целью соблюдения требований ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе, в том числе не допускать превышения 100 млн руб., и своевременно вносить необходимые изменения в план-график закупок.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль