Имеет ли право заказчик самостоятельно сформировать расчеты на основании прайса поставщика и использовать их

92

Вопрос

В случае, если коммерческие предложения не поступают, для расчета НМЦК при организации закупки товара, имеет ли право заказчик самостоятельно на основании прайса, размещенного на сайте поставщика, сформировать расчеты и использовать их в дальнейшем для расчета НМЦК?

Ответ

Прайсы использовать можно. Вместе с тем, представленная на официальном сайте информация может быть устаревшей - поэтому рекомендуем изучить рынок. В дополнение к общедоступной информации (прайсам, каталогам, ценам, содержащимся в рекламе) для обоснования НМЦК рекомендуем использовать информацию, содержащуюся в реестре контрактов.

Рекомендация:

Название рекомендации

Можно ли использовать минимальное значение при расчете начальной (максимальной) цены контракта?

Текст рекомендации

Заказчик может рассмотреть возможность обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании минимальной цены, указанной в ценовой информации, применяемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, с учетом других положений Закона о окнтрактной системе, в частности ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Согласно ч. 20 ст. 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Так, приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567 утверждены "Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее – Рекомендации).

Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 22 Закона о контрактной системе и п. 3.2 Рекомендаций метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных чч. 7 - 11 ст. 22 Закона о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

Также согласно ч. 3 ст. 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Вместе с тем, согласно п. 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:

  • направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет");
  • разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС) (до ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт);
  • осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Рекомендациям;
  • осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится, в том числе информация, содержащаяся в пп. 3.7.4.1 – 3.7.4.8 Рекомендаций.

Кроме того, в соответствии с п. 3.19 Рекомендаций в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

А также, НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций.

При этом, в случае, если на направленные заказчиком запросы пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), он получит менее трех ответа, содержащих ценовые предложения, по нашему мнению, в соответствии с п. 3.7.3 Рекомендаций он может взять дополнительную ценовую информацию из реестра контрактов, заключенных заказчиками, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.

Также, напоминаем, что согласно п. 3.18 Рекомендаций цены прошлых периодов, используемые в расчетах в соответствии с Рекомендациями, могут быть приведены к текущему уровню цен путем применения коэффициента, рассчитанного в соответствии с формулой, где:

  • коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;
  • срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;
  • t - месяц проведения расчетов НМЦК;
  • индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети "Интернет" www.gks.ru).

Таким образом, заказчик может обосновать цену контракта на осуществление закупки определенных товаров, работ, услуг, например, на основании ответов на запросы о предоставлении ценовой информации не менее трех поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. При этом при приведении к текущему уровню цен на товары, работы, услуги прошлых периодов Вам необходимо применять коэффициент, рассчитанный в соответствии с формулой, указанной в п. 3.18 Рекомендаций.

Кроме того, в случае отсутствия информации в реестре контрактов по закупаемому товару, работе, услуге, можно осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации в соответствии с п. 3.7.4 Рекомендаций с учетом п. 3.18 Рекомендаций, например, провести анализ рынка.

Что касается применения минимальной цены, указанной в ценовой информации, используемой заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта, напоминаем, что методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется по формуле, указанной в п. 3.21 Рекомендаций. Вместе с тем, согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Отметим, что согласно письму Минэкономразвития России от 8 апреля 2014 г. № Д28и-443 Рекомендации не носят нормативного характера и не являются обязательными при определении цен контрактов.

Рекомендация:

Название рекомендации

Как обосновать цену контракта, если при исследовании рынка выяснилось, что только одно учебное заведение осуществляет оказание услуг по проведению требуемого семинара?

Текст рекомендации

В обосновании цены контракта заказчик может указать, что при исследовании рынка выяснилось, что только одно учебное заведение осуществляет оказание услуг по проведению требуемого заказчику семинара. При этом следует рекомендуется иметь подтверждение "проведения такого исследования", обращения к потенциальному исполнителю услуг (ответ учебного заведения об определенной стоимости его услуг (или, например, прайсы заведения и т.д.). Соответственно цена контракта будет формироваться исходя из цены, указанной этим учреждением.

Согласно ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Положения ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не распространяются на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, при закупке услуг на проведение семинара по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не требуется.

При этом заказчику все же следует обосновать цену контракта, заключаемого с единственным исполнителем, согласно ст. 22 Закона № 44-ФЗ, так как ст. 22 Закона № 44-ФЗ не содержит исключений.

Рекомендуем хранить данный документ вместе с контрактом.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль