Отклонение по первым частям участника электронного аукциона по конкретным ГОСТам

94

Вопрос

Правомерно ли отклонение по первым частям участника электронного аукциона по конкретным ГОСТам, если в аукционной документации указанно, что качество товара должно соответствовать требованиям действующих ГОСТов и технических условий.

Ответ

Выписка из решения ФАС России от 4 июля 2014 г. по делу № К-1023/14 «…..в пунктах 1.1.1.1 и 1.1.2.1 Технического задания документации об Аукционе установлена необходимость указать в соответствии с требованиями ГОСТ 8267-93 конкретные характеристики зернового состава щебня, в том числе полные остатки на ситах 1,25 Д, Д, 0,5 (Д + d), d с указанием диаметров сит. При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, каким образом необходимо производить расчет полных остатков на ситах 1,25 Д, Д, 0,5 (Д + d), d и диаметров сит, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует требование о соответствии товара требованиям ГОСТ 8269.0-97, на основании которого Аукционной комиссией принято решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

Таким образом, неустановление Уполномоченным органом, Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе нарушает пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.».

Выписка из постановления Арбитражного суда Московского округа от 16 июля 2015 г. по делу № А40-137984/2014 «…судами первой и апелляционной инстанции установлено, что ОАО "ВОЛГОМОСТ" отказано в допуске к участию в аукционе в связи с несоответствием представленных сведений требованиям ГОСТ 8269.0-97.

Вместе с тем, в документации об аукционе условия о соответствии товара требованиям ГОСТ 8269.0-97 не было, что указывает на формальный и необоснованный характер отказа участнику в допуске к участию в проводимых торгах.

Доводы кассационной жалобы сводятся к указанию на возможность для ОАО "ВОЛГОМОСТ" самостоятельно обратиться к требованиям ГОСТ 8269.0-97 как к содержащимся в иных ГОСТах.

Указанные доводы не принимаются судом кассационной инстанции как не опровергающие выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии в документации об аукционе требования о соответствии товара, используемого при выполнении работ, непосредственно положениям ГОСТ 8269.0-97, и понятной инструкции по порядку производства расчета полных остатков на ситах 1,25Д, Д, 0,5 (Д + d), d и диаметров сит, что создало для участника - ОАО "ВОЛГОМОСТ" препятствия по заполнению заявки на участие в аукционе.

Таким образом, судами правомерно установлено наличие в действиях общества нарушений п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. При этом предписание, выданное на основании решения от 04.07.2014 по делу № К-1023/14, которым установлены соответствующие нарушения, обоснованно признано судами законным.».

Ненадлежащая инструкция по заполнению первой части заявки в аукционной документации. Практика Закона о контрактной системе

В настоящее время в силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. Как и ранее, требований к полноте инструкции Закона № 44-ФЗ не устанавливается.

Неясно, показатели каких товаров указывать в заявке

Как показывает практика рассмотрения жалоб участников закупок, позиция ФАС России по вопросу надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не изменилась.

Например, рассматривая жалобу участника закупок на необоснованное решение аукционной комиссии об отказе заявителю в допуске к участию в аукционе (см. решение ФАС России от 30 мая 2014 г. по делу № К-870/14), ФАС России признала действия аукционной комиссии неправомерными по причине того, что в документации об аукционе отсутствовала надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе: участники закупки, в т. ч. заявитель, не имели возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в аукционе. В аукционной документации было установлено, что описание товаров, предлагаемых участником закупки для поставки, производится по полному перечню показателей, установленных в технической части, и должно содержать указание на товарный знак таких товаров, не допуская двойного толкования и употребления словосочетания "или эквивалент".

На заседании Комиссии ФАС России было установлено, что в технической части содержится перечень работ с использованием товаров, например: "п. 27. Установка стальной гильзы и фартука при обделке мест примыкания мягкой кровли". При этом из установленной в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки не представляется возможным определить, показатели каких именно товаров, содержащихся в приложение № 2 "Сметная документация", необходимо указать в заявке на участие в аукционе. Таким образом, отсутствие в документации об аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ.

Неясно, какие характеристики указывать в диапазоне, какие – конкретным значением

Аналогичный вывод об отсутствии в документации об аукционе на выполнение подрядных работ надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе был сделан в решении ФАС России от 26 мая 2014 г. по делу № К-829/14. Так, в разделе 3 "Инструкция по заполнению заявки участником аукциона" документации об аукционе заказчиком было установлено в т. ч. следующее: "Участник закупки представляет информацию о конкретных показателях используемого товара в соответствии с требованиями, установленными в приложении № 4 к настоящей документации об аукционе. В случае если в приложении № 4 указаны максимальные (не более, менее) и (или) минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом", участником данные показатели должны быть конкретизированы, т. е. без указания слов "не менее" ("не более"), "менее" ("более"), "максимальное значение", "минимальное значение", "от", "до", "<", ">", "/", "должен", "не выше", "не ниже" или их производные, "от", "до", "или".

Однако установленная заказчиком в документации об аукционе инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме не позволяет корректно заполнить заявку на участие в нем и определить, какие сведения необходимо указать участнику закупки при формировании первой части заявки на участие. Так, например, в соответствии с приложением № 4 "Перечень материальных ресурсов (товаров), используемых при выполнении работ" документации об аукционе в п. 8 заказчик установил в т. ч. следующие требования к используемым при проведении работ "Щебень из природного камня для строительных работ": "Марка 800, фракция 10–20 мм"; "Горячекатаная арматурная сталь, диаметр 8–16 мм".

При рассмотрении жалобы в ФАС России представители заказчика пояснили, что показатели по фракции щебня должны быть конкретизированы в диапазонном промежутке, а по диаметру стали необходимо указать конкретный показатель.

Таким образом, инструкция участникам размещения аукциона в электронной форме не позволяет определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в нем необходимо указывать в диапазоне, какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.

Указанное конкретное значение не соответствует требованиям документации об аукционе

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ в случае непредставления информации или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации требованиями документации первая часть заявки должна быть отклонена. При этом с позиции ФАС России отклонение первой части заявки по названным Законом № 44- ФЗ причинам возможно при наличии в документации надлежащей инструкции по заполнению заявки.

Для примера рассмотрим решение ФАС России от 27 мая 2014 г. по делу № К-847/14. Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе в связи с представлением в заявке на участие в аукционе сведений о товаре, не соответствующих требованиям документации. Признавая жалобу заявителя на действия аукционной комиссии необоснованной, ФАС России указала, что в п. 3 раздела IV документации об аукционе установлено следующее требование к плитам минераловатным: "Плиты обладают высокими водоотталкивающими свойствами (степень водопоглощения – не более 1,5%†)".

Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе в случае, если указанный диапазон (в т. ч. показатели, сопровождающиеся словосочетаниями и знаками "в пределах", "не более", "не менее", "не хуже", "+/-", "не выше", "не ниже", "от", "до", "или", "/", "≤", "≥", а также при перечислении показателей через запятую) взят в круглые скобки, и знак "†" заключен в скобки вместе с диапазоном, поставленный в скобки диапазон является конкретным показателем.

Вместе с тем заявка содержала следующие сведения в отношении степени водопоглощения: "степень водопоглощения 1,5%†".

Следовательно, в заявке заявителя указано конкретное значение степени водопоглощения, что не соответствует требованиям документации об аукционе.

С учетом сложившейся административной практики можно сделать следующий вывод: подготавливая аукционную документацию, заказчикам, уполномоченным органам следует обратить внимание на инструкцию по заполнению первой части заявки таким образом, чтобы потенциальным участникам закупкам было возможным определить, какие характеристики участникам закупки в заявке на участие в аукционе необходимо указывать в диапазоне, а какие характеристики необходимо указывать конкретным значением.

Дополнительно к рекомендации отмечаем следующую практику.

В решении арбитражный суд Пермского края по делу № А50-25962/2014 от 05.02.2015 г. делает следующие выводы: «…По утверждению заказчика, количество товара является конкретным показателем товара, который установлен аукционной документацией, и, следовательно, должен был быть указан в первой части заявки.

Как следует из ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, первая часть заявки должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Однако в законе определение понятия «конкретный показатель» не дано.

Вместе с тем, по смыслу положения ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ данные показатели предназначены для конкретизации товара, предлагаемого участниками аукциона, для сравнения с требованиями к закупаемому товару, установленными заказчиком.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Правила описания объекта закупки установлены в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон № 44-ФЗ запрет на использование иных показателей описания объекта закупки не содержит, заказчик самостоятельно устанавливает показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом заказчик вправе включить в документацию о закупке только те требования к используемым для выполнения работ товарам, которые, по мнению заказчика, являются значимыми для качественного исполнения работ.

Таким образом, заказчик в зависимости от своих потребностей должен установить конкретные требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара в целях определения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Вместе с тем, количество закупаемого товара функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара как объекта закупки не является, не конкретизирует товар и его свойства, а определяет объем закупки, который установлен заказчиком и не может быть изменен участником аукциона. Участник, подавая заявку на участие в аукционе, дает согласие на поставку товара в требуемом объеме.

Заказчик в п. 1.2 раздела 4 информационной карты определил требования к товару путем указания на установление его функциональных, технических и качественных характеристик в Спецификации (техническом задании) главы V. То есть заказчик прямо указал, что требованиями к товару являются его функциональные, технические и качественные характеристики, указанные в Спецификации (техническом задании) главы V.

В инструкции по заполнению заявки указано на необходимость соответствия показателей, характеризующих товар, показателям, установленным в спецификации.

Положения названной инструкции не содержат требований об указании количества поставляемого товара. Само по себе наличие в спецификации сведений о количестве товара, которое функциональной, технической или качественной характеристикой товара не является, о том, что количество товара должно быть обязательно указано в первой части заявки, не свидетельствует.

Считая обязательным указание в первой части заявки количества товара, заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ не включил в аукционную документацию надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара, его количества».

Если в документации перечислены просто конкретные ГОСТы и (или) указана формулировка о том, что качество товара должно соответствовать требованиям действующих ГОСТов и технических условий, то участнику достаточно выразить согласие на поставку товара. При наличии такого согласия – отказ в допуске к участию в аукционе будет необоснован.

Если в документации содержатся максимальные и минимальные показатели товаров, сформированные на основании ГОСТов, надлежащая инструкция по заполнению заявки, и участник не выполнил требования инструкции – необходимо отказать в допуске к участию в аукционе.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы

Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль