Смета при заключении контракта, как вносить НДС

224

Вопрос

Неотъемлемой частью контракта является смета, включающая в себя НДС -18%. Что делать заказчику в данной ситуации:

1. Направить проект контракта с приложением "смета", включающей НДС-18%?,

2. Внести изменения в смету, убрав НДС. Но куда убрать НДС? И можно ли вносить изменения в смету в части НДС?

Ответ

Проблемы, с которыми сталкиваются стороны контракта в случае, когда исполнитель не является плательщиком НДС, возникают часто. Заказчики обычно справедливо полагают, что лица, которые не платят этот налог, не имеют права и на получение денежных средств в части 18% цены контракта. Исполнители контракта, которые освобождены от обязанности уплаты НДС, не менее справедливо считают, что лишены права на получение вычета по НДС, которым обладают лица, применяющие основную систему налогообложения (ОСНО), а потому находятся в менее выгодном положении, отчасти компенсируемом правом на получение 18% от цены контракта.

Нормы Закона о КС

Очевидно, что верный вектор в разрешении поставленного вопроса содержится в ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе. Указанная норма права содержит описание единственного случая, когда заказчик вправе уменьшить сумму, подлежащую уплате стороне по контракту, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, а именно если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. В иных случаях в силу положений ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе цена не может быть уменьшена заказчиком без согласия исполнителя. Кроме того, Законом о КС установлено, что контракт заключается по цене, предложенной победителем, при этом в силу положений ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Вероятно, законодатель также намеренно не перенес в Закон о контрактной системе действовавшие прежде положения, которые требовали включения в документацию о закупке порядка формирования цены контракта, в т. ч. информацию о включении или невключении в нее налоговых платежей. Таким образом, законодатель предоставил право заказчику не выделять в тексте документации о закупке (в т. ч. в тексте проекта контракта) сведения о включении в цену НДС.

В целом в пользу точки зрения, в соответствии с которой заказчик не имеет права уменьшать цену контракта, заключаемого с лицом, не являющимся плательщиком НДС, говорят и те разъяснения, которые были опубликованы в период действия Закона № 94-ФЗ.

Так, в соответствии с письмом Минфина России от 02.07.2012 № 02-11-08/2467 законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить закупки по составным частям структуры цены (в т. ч. по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС). Письмо ФАС России от 06.10.2011 № АЦ/39173 прямо указывает на то, что сумма НДС — это прибыль победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Аналогичная точка зрения содержится также в следующих разъяснениях:
— письме Минфина России от 26.01.2012 № 03-07-11/21,
— письме Минрегионразвития России от 07.07.2009 № 20943-ИП/08,
— письме Минэкономразвития России от 12.10.2011 № Д28-452,
— письме Минэкономразвития России от 30.08.2011 № ОГ-Д28-1140,
— письме Минэкономразвития России от 05.08.2011 № Д28-212,
— письме Минэкономразвития России от 21.06.2011 № Д28-80,
— письме Минэкономразвития России от 10.11.2009 № Д22-1255,
— п. 94 приложения к письму Федерального казначейства от 19.04.2013 № 42–7.4–05/6.3–432,
— п. 10 приложения к письму Федерального казначейства от 02.07.2012 № 42–7.4–05/6.3–354).

В период действия Закона о контрактной системе было опубликовано единственное письмо Минфина России (от 29.08.2014 № 02-02-09/43300), посвященное вопросу снижения цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения. В письме, в частности, отмечается, что норма ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного закона и положений гл. 24 Налогового кодекса РФ, регламентирующих уплату налога на доходы физических лиц. Там же сказано, что норма ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся частной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу. Таким образом, по мнению представителей Минфина России, Законом о контрактной системе устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений ч. 1–4 ст. 95 Закона о контрактной системе: в указанных случаях при наличии предусмотренных Законом о КС оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.

Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения по поводу исполнения контрактов, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Таким образом, по мнению автора статьи, уменьшение заказчиком в одностороннем порядке цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения противоречит Закону о контрактной системе, нормы которого являются специальными по отношению к нормам, содержащимся в иных законах, к которым, в частности, относится Налоговый кодекс РФ.

Исходя из изложенного, при расчетах с подрядчиком в случае, если подрядчик не является плательщиком НДС, а в цену контракта этот налог включен, заказчику следует выделять НДС в документах, составляемых при исполнении контракта.

При этом автор статьи исходит из следующего. Освобожденный от уплаты НДС участник процедуры определения поставщика, подписывая контракт, в котором цена указана с учетом НДС, принимает на себя обязательство уплачивать его, выставляя соответствующие счета-фактуры. Если такой подрядчик не уплачивает НДС, то соответствующая сумма не подлежит возмещению со стороны заказчика (аналогичная точка зрения содержится в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 № 03АП-4174/11, постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 № 03АП-4194/2009, постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 № 18АП-470/2011, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2012 № Ф07-1272/12, постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2011 № Ф05-9275/11, постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.02.2012 № Ф05-14026/11, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2013 № Ф01-7323/13, постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2012 № Ф04-5997/12 и пр.).

Подобный подход страхует заказчика в случаях, когда контракт заключается с лицом, которое использует общую систему налогообложения, но в процессе исполнения контракта переходит на упрощенную систему.

Встречаются ситуации, когда, например, победителем закупки признана организация, которая работает по УСН и которая в процессе выполнения строительно-монтажных работ привлекла субподрядные организации, являющиеся плательщиками НДС, а цена контракта по соглашению сторон была уменьшена на 18%. На стадии расчета за выполненные работы заказчик не обязан и не вправе компенсировать подрядчику затраты по уплате НДС, начисленного субподрядной организации.

При этом следует иметь в виду, что подрядчик вправе привлечь любого соисполнителя и при реализации указанного права должен исходить из общего правила, в соответствии с которым предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно и на свой риск.

Отметим также, что настоящее законодательство о контрактной системе, как и действовавшее до этого законодательство о размещении заказов, не позволяет проводить сравнение ценовых предложений участников закупки дифференцированно, в зависимости от применяемой участником системы налогообложения. Вместе с тем сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В указанной ситуации плательщик НДС может выиграть у участника на УСНО, при этом итоговая цена такого победителя может составить сумму, которая превышала бы цену, предложенную «упрощенцем». Указанный вариант оценки ценовых предложений участников, однако, имеет и существенный недостаток, поскольку не предусматривает ситуацию, когда победитель, подписав контракт, переходит на УСНО.

Еще раз обращаем внимание, что к сожалению, в данном случае ваш вопрос находится на стыке налогового законодательства, которое мы не комментируем и Закона № 44-ФЗ.

Поэтому в части оплаты работ и вопросов касающихся налогового законодательства советуем дополнительно проконсультироваться с вашими финансистами и бухгалтерами.

В данной ситуации полагаем, что заказчику не надо делать пересчет сметы по НДС, т.к. контракт с единственным подрядчиком должен заключаться на условиях, предусмотренных документацией о закупке (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). При этом проект контракта с приложенной сметой в которой указан НДС является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе (документации о закупке) (ч. 4 ст. 64 Закона № 44-ФЗ).

Если единственный подрядчик не является плательщиком НДС, то заказчик, например, может в локально сметном расчете (смете) зафиксировать НМЦК и предложить ему самостоятельно рассчитать смету в соответствии с письмом РОССТРОЯ от 27.11.2012 № 2536-ИП/12/ГС «О порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен».

Далее, заказчик заключает с упрощенцем контракт по предложенной единственным подрядчиком цене. При этом подрядчик может сделать пересчет в рамках НМЦК и подписать проект контракта с НМЦК, либо после пересчета предложить в протоколе разногласий свою сниженную цену.

Также, если заказчиком в документации о закупке и проекте контракта было предусмотрено снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работы, качества выполняемой работы и иных условий контракта в ходе его исполнения, то заказчик может предложить в ходе исполнения контракта снизить цену по соглашению сторон в т.ч. в размере НДС (пп. а) п.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Что касается закрытия актов, то если НДС в стоимости работ заказчиком не учитывался (не указывался) и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по нашему мнению оплата осуществляется в соответствии со стоимостью работ, указанных в КС-2 и КС-3.

Также, например, если цена была сформирована с НДС, но пересчета единственным подрядчиком -упрощенцем по НДС не проводилось и акты закрываются на основании КС-2 и КС-3, то по мнению экспертов Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий, принимать их надо от подрядчика без НДС. То есть все единичные расценки должны сохраниться такими, какими они были в смете на момент подписания контракта. Подрядчик-»упрощенец» в КС должен указывать «НДС не облагается». Таким образом, к концу завершения работ окажется, что заказчик «не доплатил» подрядчику – не произвел выплату всей цены контракта (сумма НДС так и останется не выплаченной). У подрядчика просто не будет оснований требовать от заказчика какой-либо оплаты, т.к. все КС согласно смете уже были подписаны и оплачены. Остаток суммы контракта подрядчик может попытаться взыскать, но вряд ли у него получится это сделать.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль