Заключение контракта на компенсацию эксплуатационных расходов

74

Вопрос

На основании какого пункта ст. 93  Закона № 44-ФЗ заказчик может заключить контракт на компенсацию эксплуатационных расходов?

Ответ

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Как указывает Минэкономразвития в Письме № Д28и-734 от 30.04.2014г. - заключение договоров на возмещение коммунальных и эксплуатационных расходов заказчик может осуществлять на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Необходимо заключить договор аренды на половину помещения каждого этажа в трехэтажном здании. Каким образом оплачивать коммунальные услуги и охрану в арендуемом помещении?

При осуществлении закупки услуг аренды нежилого помещения на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе компенсировать арендодателю оплату коммунальных услуг и услуг охраны в рамках заключенного договора аренды.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются в т. ч. приобретение недвижимого имущества или аренда имущества, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Отсюда следует, что контракты, заключаемые на аренду имущества, подпадают под действие Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о КС закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренды жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства.

Поэтому закупку услуг аренды нежилого помещения заказчик вправе осуществить на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о КС законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, ГК РФ, БК РФ и состоит из Закона о КС и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о КС. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.

Напоминаем, что отношения между сторонами при сдаче имущества в аренду регулируются главой 34 ГК РФ. Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В соответствии с п. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Поэтому в договоре аренды необходимо четко определить, кто несет расходы по содержанию арендованного помещения, чтобы впоследствии не возникало конфликтных ситуаций между арендатором и арендодателем.

Также обращаем внимание, что согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 «без обеспечения нежилых помещений электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания общество не могло реализовать право пользования арендуемыми помещениями, необходимыми ему для осуществления своей деятельности. Следовательно, это обслуживание неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, а порядок расчетов между арендатором (в данном случае обществом) и арендодателем за названные услуги значения не имеет».

Поэтому обеспечение нежилого помещения электроэнергией, водой, теплоэнергией, другими видами коммунального обслуживания, охрана помещений неразрывно связано с предоставлением услуг по аренде, т. е. предоставление таких услуг должно содержаться в договоре аренды.

При этом порядок расчета между арендатором (в данном случае заказчиком) и арендодателем за названные услуги значения не имеет и должен, по нашему мнению, также устанавливаться в договоре.

Так, например, в соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 «согласно п. 4.5 договоров, имеющихся в деле, арендатор производит возмещение затрат за водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение по тарифам снабжающих организаций, а также производит расчет за услуги по передаче электроэнергии, оказываемые арендодателем, по соответствующим тарифам». Таким образом, заказчик может предусмотреть порядок возмещения затрат на коммунальные услуги.

Кроме того, аналогичный вывод содержится и в п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»: заключенное арендодателем и арендатором соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения. При этом ВАС РФ указал, что такое соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендуемых им помещениях и является частью договора аренды.

Таким образом, расходы по коммунальным услугам и эксплуатационным расходам следует включать в договор аренды (например, в состав арендной платы) и устанавливать в таком договоре порядок расчета между арендатором (в данном случае заказчиком) и арендодателем за названные услуги (в т. ч. порядок возмещения затрат на коммунальные услуги). Поэтому обращаем внимание, что правоприменительная практика (судебная практика) не предусматривает заключения отдельного договора на возмещение затрат на коммунальные услуги и охрану.

Соответственно, заказчик может заключить контракт на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, включив условия о возмещении расходов за коммунальные услуги и услуги охраны помещений в контракт на аренду помещений.

Если в вопросе речь идет о договоре аренды, то возмещение расходов можно включить в договор аренды, заключаемый на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Если в вопросе речь идет о нежилом помещении, переданном заказчику в безвозмездное пользование, то возмещение расходов можно включить в условия контракта, заключаемого на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль