Запрос лицензии при закупке путем запроса котировок

47

Вопрос

Проводя закупку путем запроса котировок необходимо устанавливать требование к участникам закупки о наличии лицензии в соответствии с ФЗ № 99-ФЗ?

Ответ

В ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ указано, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В свою очередь п. 5 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" гласит:

  • Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:
    -Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, если утилизация предусматривает лицензирование, то согласно п. 1 ч. 1. ст. 73 Закона № 44-ФЗ, в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, в том числе, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 30 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.

При этом согласно ст. 4.1. ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

  • I класс - чрезвычайно опасные отходы;
  • II класс - высокоопасные отходы;
  • III класс - умеренно опасные отходы;
  • IV класс - малоопасные отходы;
  • V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ФЗ № 396-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической,радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством РФ, на следующие классы:

  1. класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  2. класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
  3. класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  4. класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  5. класс "Д" - радиоактивные отходы.

Исходя их ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные ч. 3 ст. 73 Закона № 44-ФЗ. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В свою очередь п.5 ч.4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" гласит:

Особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности:

-Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности.

Соответственно, утилизация отходов I - IV классов опасности предполагает наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности.

Согласно Письма Росприроднадзора от 24.12.2014 № АА-03-04-32/21113 "О применении Критериев отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды", код каждого вида отходов в утвержденном федеральном классификационном каталоге отходов имеет 11-значную структуру. При этом последний знак 11-значного классификационного кода вида отходов определяет класс опасности отхода для окружающей среды.

Если утилизируются, например, принтеры или системный блок, то возможны следующие варианты:

4 81 202 01 52 4 принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства
4 81 201 01 52 4 системный блок компьютера, утративший потребительские свойства

Таким образом, при утилизации, например, принтеров, сканеров, образуются отходы I - IV классов опасности (четвертый), соответственно, это предусматривает лицензирование (данное условие отражается в извещении). При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

Если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, то согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ такой участник будет отстранен от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (т.е. до заключения контракта с таким победителем, заказчик вправе в любой момент до заключения контракта отказаться от заключения контракта с ним). Или, если контракт с таким участником заключен, но в ходе исполнения контракта будет установлено, что исполнитель (подрядчик) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе на основании ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ от 21.12.2015 № Д28и-3745

«…В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация в том числе о единых требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Положения статьи 31 Закона № 44-ФЗ распространяются на все осуществляемые заказчиком закупки. В извещении о проведении запроса котировок заказчик обязан устанавливать к участникам единые требования в соответствии со всей статьей 31 Закона № 44-ФЗ, а исчерпывающий перечень документов - в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Согласно части 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии, например, лицензии, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.

Порядок проведения котировочной комиссией проверки соответствия участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом № 44-ФЗ не регламентирован.

Следовательно, котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

Необходимо отметить, что согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляются в любой момент до заключения контракта, если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Кроме того, согласно части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки.

В связи с тем, что Законом № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых в составе заявки участником запроса котировок, Департамент не рекомендует проводить закупки путем проведения запроса котировок в случае установления требований к участнику закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ…»

При утилизации, например, принтеров, сканеров, образуются отходы I - IV классов опасности (в данном случае четвертый), соответственно, это предусматривает лицензирование, такое условие отражается в извещении (согласно п.1 ч.1 ст. 73 Закона № 44-ФЗ).

К заявке на участие в запросе котировок участник может приложить соответствующую лицензию (или ее копию). При этом котировочная комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанному требованию.

Котировочная комиссия при отсутствии в составе заявки на участие в запросе котировок подтверждения соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) таким требованиям может осуществить проверку посредством доступных способов, в том числе путем использования общедоступных баз данных соответствующих компетентных органов власти, реестров и других официальных источников информации.

Если заказчик или котировочная комиссия обнаружат, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, то согласно части 9 статьи 31 Закона № 44-ФЗ такой участник будет отстранен от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (т.е. до заключения контракта с таким победителем, заказчик вправе в любой момент до заключения контракта отказаться от заключения контракта с ним). Или, если контракт с таким участником заключен, но в ходе исполнения контракта будет установлено, что исполнитель (подрядчик) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок требованиям к участникам закупки, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе на основании ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Данный вывод основан, в том числе на позиции Минэкономразвития, изложенной в письме № Д28и-3745 от 21.12.2015, которое приложено в файле к ответу.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Обращались ли вы в консалтинговые фирмы для решения вопросов по закупкам?

  • Да, опыт положительный 25%
  • Да, опыт отрицательный / Нет, справляемся сами 50%
  • Писали только официальные запросы в Минэкономразвития 25%
Другие опросы


Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль