Правомерно ли не устанавливать ограничения постановления 791

160

Вопрос

Заказчик осуществил закупку хоз.товаров. Часть товаров попала под перечень преимуществ организациям инвалидов, что вынудило разбить аукцион 2 аукциона - один с преимуществами для инвалидов, другой без преимуществ. Но, в обоих этих закупках попали еще и единичные товары, попадающие под действие постановления Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 "Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд". При этом объем этих товаров около 10% и в одной, и в другой закупке. Правомерно ли будет не устанавливать ограничения постановления 791, если объем товаров, попадающих под его действие меньше половины, а именно 10% от общего объема?

Ответ

Положения Закона № 44-ФЗ и Постановления № 791 не содержит информации по порядку применению запрета на допуск товаров (услуг) легкой промышленности, в случае, когда часть товара (услуг) предусмотрена в перечне, а часть нет.

Вместе с тем, полагаем, что в целях применения национального режима к осуществляемой закупке, заказчику необходимо осуществить закупку таких товаров (услуг) отдельно.

Что касается вопроса: «Были разъяснения, что если устанавливаются преимущества для организаций инвалидов, то другие ограничения и преимущества не вправе устанавливать.», то отмечаем следующее. Что письма с подобными разъяснениями мы не встречали. Если у Вас есть реквизиты такого письма, мы будем благодарны за предоставленную информацию.

Вместе с тем, по вышеуказанному вопросу мы предложить свою позицию.

При осуществлении закупки участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Так, если товар, который планирует закупить заказчик предусмотрен в перечне, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 341, то заказчик обязан предоставить преимущества организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.

В свою очередь, если для данного товара установлен, к примеру, запрет на допуск товаров (услуг) легкой промышленности в соответствии с Постановлением № 791, то заказчику необходимо применить такой запрет. Следует отметить, что положения Закона № 44-ФЗ и нормативные правовые акты, принятые в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, не содержат исключений по их применению в случае установления преимущества для организаций инвалидов и (или) учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.

Также, следует учитывать, что победителем закупки может быть и не организация, которому в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ предоставляются преимущества. Соответственно, если заказчиком не был установлен соответствующий запрет, то оснований для применения такого запрета у заказчика нет, хотя, к примеру, соответствующими положениями нормативно-правового акта установлен такой запрет.

Таким образом, если заказчиком осуществляется, к примеру, закупка комплектов постельного белья из хлопчатобумажных тканей (код ОКПД2 13.92.12.114), то, полагаем, что заказчику необходимо будет установить как преимущество для организаций инвалидов, так и запрет на допуск товаров (услуг) легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, так как данный товар предусмотрен как в Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 341, так и в Постановлении Правительства РФ от 11.08.2014 № 791.

В случае если заказчик осуществляет закупку на поставку мебели, который соответствует, например, коду ОКПД2 31.01.12.132, то в извещении об осуществлении такой закупки должна быть указана информация о предоставлении преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Обоснование вышеуказанного вывода следует исходя из следующих положений.

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в установленном Правительством РФ порядке и в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт по требованию победителя заключается по предложенной им цене с учетом преимущества в отношении цены контракта, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта" утвержден перечень товаров (работ, услуг) в соответствии с которым при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов.

Анализ перечня товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов показывает, что в данном перечне имеются товары группы кода ОКПД2 31.01.1 "Мебель для офисов и предприятий торговли", которая включает в свою очередь товары кода ОКПД2 31.01.12.132 "Шкафы архивные деревянные".

Таким образом, при размещении закупок товаров, которые относятся к коду ОКПД2 31.01.12.132, заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%.

Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 (далее - Постановление № 791) установлен запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Сразу следует заметить, что Постановление № 791 содержит в себе два самостоятельных положения относительно закупки товаров легкой промышленности:

  • запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд;
  • дополнительные требования к участникам закупки товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, в том числе в рамках государственного оборонного заказа, предусмотренных Приложением № 1 к Постановлению № 791, товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, предусмотренных Приложением № 2 к Постановлению № 791.

Запрет на допуск иностранных товаров легкой промышленности

Запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров должны устанавливать:

  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • заказчики, осуществляющие закупки таких товаров и (или) услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Принцип действия запрета, установленного Постановлением № 791, заключается в следующем.

Заказчики не вправе осуществлять закупки товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), и (или) услуг по прокату таких товаров для обеспечения:

  • федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, по перечню согласно Приложению № 1 к Постановлению № 791;
  • нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд согласно Приложению № 2 к Постановлению № 791.

Внимание:

Указанный запрет не распространяется на случаи, когда производство товаров на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация) отсутствует.

Подтверждение отсутствия производства товаров на территории России осуществляется Минпромторгом России на основании заключения, которое выдается заказчику в порядке, предусмотренном приказом Минпромторга России от 10 сентября 2014 г. № 1776.

В соответствии с указанным приказом заказчик не позднее 5-го числа текущего месяца (до опубликования извещения об осуществлении закупки) представляет в Минпромторг России заявление о выдаче заключения. В заявлении указываются:

  • наименование товара, отмеченного в Постановлении № 791;
  • полные коды в соответствии с ТН ВЭД ТС и ОКПД;
  • необходимое заказчику количество и срок поставки товара.

К заявлению также прикладывается информация о технических и эксплуатационных характеристиках товара, оформленная в табличном виде и включающая следующие показатели:

  • зарубежный аналог закупаемого товара:
    • производитель товара (наименование производителя, страна);
    • поставщик товара на российском рынке (название поставщика, местонахождение поставщика);
  • технические характеристики закупаемого товара:
    • основные технические характеристики для каждого товара и методы их определения;
    • технические характеристики товара в процессе его эксплуатации.

Минпромторг России примерно в течение одного месяца рассматривает заявление и принимает решение о выдаче заключения.

Дополнительные требования к участникам закупки товаров легкой промышленности

Помимо запрета на допуск на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в Постановлении № 791 содержится указание на установление заказчиками дополнительных требований к участникам закупки, а именно использование при производстве товаров и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза.

Следует отметить, что данное дополнительное требование относится к объекту закупки и устанавливается заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ во исполнение требований части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Внимание:

Дополнительное требование не устанавливается в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 3 Постановления № 791 подтверждение отсутствия на территории Российской Федерации производства товаров, материалов или полуфабрикатов, осуществляется Минпромторгом России.

В случае осуществления закупки товаров и (или) услуг у единственного поставщика заказчики при описании в извещении об осуществлении закупки характеристики товаров и (или) услуг устанавливают условие об использовании материалов или полуфабрикатов при производстве товаров. Указанное условие не действует в случае, если на территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство товаров, материалов или полуфабрикатов.

Из буквального толкования пункта 2 Постановления № 791 следует, что применение указанного условия обязательно только для тех закупок у единственного поставщика, по которым заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях, например, при закупке товаров легкой промышленности у единственного поставщика на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункт 2 Постановления № 791 не применяется.

Журнал «Госзакупки.ру» - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.
Подписаться по акции >>
Журнал «Госзаказ в вопросах и ответах» - уникальный журнал, материалы в котором представлены в формате «вопрос-ответ».
Подписаться по акции >>


Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Самый полный банк информации для специалистов по закупкам!

Зарегистрируйтесь и получите бесплатный доступ к полному банку информации в сфере закупок на территории РФ (к самым важным новостям в сфере госзакупок).

Каждый день на портале pro-goszakaz.ru последние новости, решения проблемных вопросов, полезные статьи, шаблоны документов и многое другое.

А Вам подарок! После регистрации Вы получите доступ к лучшим видеотренингам по теме государственных закупок



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок запись вебинара «Ключевые проблемы в сфере госзакупок в 2016 году и их решения!»


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль