Обоснование цены контракта с единственным поставщиком

16665
Расскажем о возможностях применения каждого из предусмотренных Законом о контрактной системе методов расчета и обоснования цены контракта при закупке у единственного поставщика, когда необходимо обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.

Из этой статьи вы узнаете:

  • когда необходимо обоснование НМЦК;
  • особенности обоснования цены контракта при формировании плана-графика;
  • метод сопоставимых рыночных цен контракта;
  • нормативный метод обоснования цены контракта;
  • тарифный метод обоснования цены контракта;
  • проектно-сметный метод обоснования цены контракта;
  • затратный метод обоснования цены контракта.

При осуществлении закупок в соответствии с Законом о контрактной системе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, осуществляется при формировании:

  • плана-графика (п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона о КС);
  • извещения о проведении запроса котировок (п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о КС);
  • документации о закупке при проведении конкурсов, аукционов, запросов предложений (п. 1 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона о КС);
  • документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупки у единственного поставщика (ч. 3 ст. 93 Закона о КС);
  • контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 4 ст. 93 Закона о КС).
Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

При этом для каждого из вышеперечисленных документов Законом о КС предусмотрены свои особенности. Вопросы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), по общему правилу регламентирует ст. 22 Закона о КС.

Случаи, когда обоснование цены необходимо, определены ст. 93 Закона о КС. Так ч. 3 ст. 93 Закона о КС содержит перечень оснований, когда не требуется подготовка документально оформленного отчета о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), содержащего в т. ч. расчет цены контракта. В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС, если заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика на основании пп. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19–21, 24–26, 28, 29, 33, 36, 42 ч. 1 ст. 93 Закона о КС, нет необходимости формировать отчет о невозможности и нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также прикладывать к контракту расчет и обоснование цены.

Особенности обоснования цены контракта при формировании плана-графика

Стоит обратить внимание заказчиков, что все закупки, осуществляемые у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом Особенностей формирования планов-графиков на 2014 и 2016 гг. подлежат включению в план-график, при этом цена контракта должна быть рассчитана в соответствии с требованиями ст. 22 Закона о КС.

При этом для случаев заключения контракта по пп. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС обоснование цены при формировании плана-графика не осуществляется, т. к. такие закупки включаются в план-график без конкретизации объекта закупки в размере годового объема денежных средств с разбивкой по кодам бюджетной классификации по каждому из перечисленных ниже объектов закупки:

  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о КС);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (в случае заключения заказчиком контракта в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о КС).

С 1 января 2016 г. вступает в силу ст. 18 Закона о контрактной системе, обязывающая заказчиков обосновывать цену контракта при формировании плана-графика. С учетом положений п. 1 ч. 3 ст. 18 Закона о КС такое обоснование цены осуществляется безотносительно к объекту закупки, т.е. без учета положений ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС. При этом необходимо отметить, что в соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона о КС порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ. Учитывая все вышесказанное, можно предположить, что с момента установления Правительством РФ порядка и формы обоснования закупок, при формировании плана-графика любая закупка у единственного поставщика, отраженная в плане-графике будет подлежать обоснованию, в т. ч. и в части цены контракта (если Правительством РФ не будут установлены иные требования).

«Техзадание без ошибок – 10 рецептов из практики ФАС»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Используйте фразу «или эквивалент» только с товарным знаком. Например, заказчик планировал отремонтировать помещение и в техзадание вписал: «грунтовка "Тифенгрунд" или эквивалент». Если поставите фразу рядом с продукцией или технологией, у которых нет товарного знака, ФАС посчитает, что вы нарушили закон. Каких еще ошибок избегать, когда составляете техзадание, читайте в рекомендации:
«Техзадание без ошибок – 10 рецептов из практики ФАС»

Форма и методы обоснования цены

Для определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан руководствоваться методами расчета, указанными в ч. 1 ст. 22 Закона о КС. А именно, для каждого случая заключения контракта с единственным поставщиком может быть использован один или несколько методов расчета и обоснования:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод;
  • иные методы, в случае невозможности применения вышеперечисленных методов с обоснованием такой невозможности (ч. 12 ст. 22 Закона о КС).

Порядок применения методов определения и обоснования цены контракта в настоящий момент отражен лишь в Приказе № 567.

Метод сопоставимых рыночных цен

Первый из предусмотренных ч. 1 ст. 22 Закона о КС методов определения и обоснования цены контракта – метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) – является приоритетным. Таким образом заказчик при определении и обосновании цены контракта в первую очередь должен рассмотреть вопрос о возможности применения именно этого метода. При этом для случаев закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) использование данного метода будет не столь обширно, как в случае проведения закупок конкурентными способами. Из обязательных случаев подготовки расчета цены контракта, определенных ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о КС, метод анализа рынка возможен к применению по основаниям, предусмотренным пп. 3, 9, 12, 17, 18, 31, 32, 34, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона о КС.

При определении и обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчик может использовать общедоступную информацию о ценах товаров, работ, услуг. Перечень источников такой общедоступной информации содержится в ч. 18 ст. 22 Закона о КС.

Нормативный метод обоснования цены

Нормативный метод определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), может быть применен, когда будут утверждены нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов в соответствии со ст. 19 Закона о КС. При этом такие нормативы должны иметь не только количественный и качественный характер, но и устанавливать предельные цены. Таким образом, как только заказчики получат нормативы затрат с установленными предельными ценами, для целей определения и обоснования цены контракта достаточно будет предельную цену умножить на объем закупаемой продукции. Обоснованием же такой цены по сути будет являться ссылка на норматив. Приведенная в Приказе № 567 формула расчета цены контракта с применением нормативного метода отражает порядок расчета, но при этом необходимо отметить, что не предусматривает включение в расчет размера налоговых платежей и не позволяет учитывать условия поставки, что, безусловно, представляет некоторую сложность с позиции корректности такого расчета. Возможно, утвержденные в будущем нормативы и предельные цены позволят осуществлять корректировку предельной цены с учетом коммерческих и финансовых условий каждой конкретной закупки.

Тарифный метод обоснования цены

Применение тарифного метода возможно, когда в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Самым очевидным основанием применения данного метода являются случаи заключения контракта на коммунальные услуги (тепло-, водоснабжение, водоотведение, передачу электрической энергии), услуги почтовой связи, некоторые услуги общедоступной электросвязи (пп. 1, 8 ч. 1 ст. 93 Закона о КС).

Проектно-сметный метод обоснования цены

Проектно-сметный метод для случаев заключения контракта с единственным поставщиком будет применяться в очень ограниченном количестве случаев, например при заключении контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о КС (при осуществлении ликвидации последствий ЧС). По общему правилу проектно-сметный метод применяется, когда объектом закупки является:

  • строительство;
  • реконструкция;
  • капитальный ремонт;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
  • текущий ремонт, если заказчик выбрал данный метод обоснования цены.

Расчетом и обоснованием цены контракта в случае применения проектно-сметного метода будет являться проектная документация.

Затратный метод обоснования цены

Затратный метод может быть применен заказчиками в случае невозможности использования всех вышеперечисленных методов или в дополнение к ним.

Затратный метод предусматривает, что заказчик самостоятельно рассчитает затраты, связанные с исполнением контракта. При этом должны быть рассчитаны как прямые, так и косвенные затраты, а также обычный для данной сферы деятельности размер прибыли. При заключении контракта в соответствии с пп. 10, 17, 34, 35 ч. 1 ст. 93 Закона о КС для расчета цены контракта может быть использован затратный метод.

Обоснование цены контракта с единственным поставщиком

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль