Корректировка цены контракта в условиях кризиса

1091
В условиях ускоренного повышения цен на целый ряд товаров, работ и услуг особенно актуальным является вопрос о том, как такое увеличение может сказаться на исполнении уже подписанных государственных и муниципальных контрактов. Добросовестный заказчик стремится не допустить перерасхода бюджетных средств, но при этом заинтересован в своевременной поставке продукции, необходимой для осуществления вверенной ему функции. О предложенных правительством механизмах поиска компромиссов мы поговорим в этой статье.

Антикризисные меры Правительства РФ

Во исполнение, в т. ч. ч.1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в марте этого года Правительством РФ был принят пакет антикризисных постановлений, посвященных регулированию контрактной системы. В этот пакет входят следующие документы:

  • постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 г.»;
  • постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»;
  • постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 г. отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Совокупность их положений призвана установить легальную возможность облегчить бремя финансовых обязательств поставщика по государственным и муниципальным контрактам. Ключевым в этом пакете является Постановление № 198, которое предусматривает возможность устанавливать в доп. соглашениях к контракту новую цену, отражающую возросшие издержки подрядчика. Мера эта здравая, поскольку в условиях девальвации национальной валюты и резко выросших инфляционных показателей механическое сохранение цены контракта грозит банальной невозможностью его исполнения. Оставшиеся два постановления, по сути, дополняют эту меру на стадии заключения контракта и на стадии его исполнения: в первом случае заказчик получает право не обременять поставщика предоставлением обеспечения контракта, а во втором случае – не торопить его с уплатой санкций, если проблемы с исполнением контракта уже возникли.

Порядок корректировки цены контракта

Инициатором корректировки цены согласно п. 5 Правил является поставщик. Он направляет в адрес заказчика обращение в письменной форме с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

На основании этого обращения заказчик в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о внесении изменений в контракт и направляет поставщику уведомление о принятом решении. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:

  • из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
  • необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений;
  • объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
  • утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 г. обязательств по контрактам.

Корректировка цены: основные ограничения и направления совершенствования

Не стоит забывать и о документарных ограничениях, предусмотренных Правилами.

Во-первых, изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения обязательств по контрактам в 2015 г. (п. 2 Правил).

Во-вторых, увеличение количества продукции в дополнительном соглашении не допускается (п. 10 Правил).

В-третьих, изменение срока исполнения контракта может быть осуществлено по соглашению сторон в пределах 2015 г. (п. 11 Правил).

В-четвертых, увеличение цены контракта допускается только в пределах значения, рассчитанного по формуле согласно п. 12 Правил. Исключение составляют контракты, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, т. к. для них предусмотрено особое регламентирование (пп. 17–19 Правил).

В-пятых, увеличение цены единицы продукции допустимо только в пределах значения, рассчитанного по формуле, указанной в п. 15 Правил, при учете необходимости уменьшить количество продукции (п. 14 Правил), а цена контракта соответственно меняется в пределах значения, рассчитанного по формуле п. 16 Правил.

Можно предположить, что идея правительственных новелл нуждается в некотором развитии. Так, для оперативной реакции контрактной системы на кризисные явления целесообразным представляется сформулировать параметры «автоматической» корректировки цен пропорционально увеличению издержек поставщика и по крайней мере расширить круг тех контрактов, корректировка которых происходит в уже установленном режиме. Ведь такая корректировка может потребоваться не только в 2015 г. и затронуть значительную часть государственных и муниципальных контрактов, неисполнение которых повлечет высокий риск снижения качества государственных и муниципальных услуг. Само Правительство РФ или Минэкономразвития России могли бы установить по крайней мере минимальный перечень продукции, цену которой заказчик обязан скорректировать по предложению поставщика, а также предельные минимальные и максимальные значения индекса такой корректировки.

Автор: Д.А. Казанцев; статья опубликована в журнале "Госзаказ в вопросах и ответах"

Корректировка цены контракта в условиях кризиса

Подробнее о возможности корректировки цены контракта в условиях кризиса Вы можете прочитать в постоянной рубрике «Комментарии специалистов» журнала "Госзаказ в вопросах и ответах"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль