Корректировка цены контракта в условиях кризиса

1122
В условиях ускоренного повышения цен на целый ряд товаров, работ и услуг особенно актуальным является вопрос о том, как такое увеличение может сказаться на исполнении уже подписанных государственных и муниципальных контрактов. Добросовестный заказчик стремится не допустить перерасхода бюджетных средств, но при этом заинтересован в своевременной поставке продукции, необходимой для осуществления вверенной ему функции. О предложенных правительством механизмах поиска компромиссов мы поговорим в этой статье.

Антикризисные меры Правительства РФ

Во исполнение, в т. ч. ч.1.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в марте этого года Правительством РФ был принят пакет антикризисных постановлений, посвященных регулированию контрактной системы. В этот пакет входят следующие документы:

  • постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 198 «Об утверждении Правил изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами, срок исполнения которых завершается в 2015 г.»;
  • постановление Правительства РФ от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»;
  • постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 г. отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Совокупность их положений призвана установить легальную возможность облегчить бремя финансовых обязательств поставщика по государственным и муниципальным контрактам. Ключевым в этом пакете является Постановление № 198, которое предусматривает возможность устанавливать в доп. соглашениях к контракту новую цену, отражающую возросшие издержки подрядчика. Мера эта здравая, поскольку в условиях девальвации национальной валюты и резко выросших инфляционных показателей механическое сохранение цены контракта грозит банальной невозможностью его исполнения. Оставшиеся два постановления, по сути, дополняют эту меру на стадии заключения контракта и на стадии его исполнения: в первом случае заказчик получает право не обременять поставщика предоставлением обеспечения контракта, а во втором случае – не торопить его с уплатой санкций, если проблемы с исполнением контракта уже возникли.

Порядок корректировки цены контракта

Инициатором корректировки цены согласно п. 5 Правил является поставщик. Он направляет в адрес заказчика обращение в письменной форме с обоснованием невозможности исполнения контракта без изменения его условий в связи с существенным изменением обстоятельств в соответствии со ст. 451 ГК РФ.

На основании этого обращения заказчик в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о внесении изменений в контракт и направляет поставщику уведомление о принятом решении. Заказчик принимает решение о внесении изменений в контракт, исходя:

  • из необходимости исполнения в первоочередном порядке контрактов, предметом которых является поставка товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства);
  • необходимости достижения результатов мероприятий государственных (муниципальных) программ, федеральных целевых программ либо непрограммных направлений деятельности (функций, полномочий) органов государственной власти (органов местного самоуправления), а также принятых в установленном порядке решений о предоставлении средств бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений;
  • объема фактически исполненных обязательств, предусмотренных контрактом, на дату принятия решения о внесении в него изменений;
  • утвержденного и доведенного до заказчика объема финансового обеспечения на принятие и (или) исполнение в 2015 г. обязательств по контрактам.

Корректировка цены: основные ограничения и направления совершенствования

Не стоит забывать и о документарных ограничениях, предусмотренных Правилами.

Во-первых, изменение условий контрактов допускается в пределах доведенных заказчикам объемов финансового обеспечения обязательств по контрактам в 2015 г. (п. 2 Правил).

Во-вторых, увеличение количества продукции в дополнительном соглашении не допускается (п. 10 Правил).

В-третьих, изменение срока исполнения контракта может быть осуществлено по соглашению сторон в пределах 2015 г. (п. 11 Правил).

В-четвертых, увеличение цены контракта допускается только в пределах значения, рассчитанного по формуле согласно п. 12 Правил. Исключение составляют контракты, предметом которых являются строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной и муниципальной собственности, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов РФ, т. к. для них предусмотрено особое регламентирование (пп. 17–19 Правил).

В-пятых, увеличение цены единицы продукции допустимо только в пределах значения, рассчитанного по формуле, указанной в п. 15 Правил, при учете необходимости уменьшить количество продукции (п. 14 Правил), а цена контракта соответственно меняется в пределах значения, рассчитанного по формуле п. 16 Правил.

Можно предположить, что идея правительственных новелл нуждается в некотором развитии. Так, для оперативной реакции контрактной системы на кризисные явления целесообразным представляется сформулировать параметры «автоматической» корректировки цен пропорционально увеличению издержек поставщика и по крайней мере расширить круг тех контрактов, корректировка которых происходит в уже установленном режиме. Ведь такая корректировка может потребоваться не только в 2015 г. и затронуть значительную часть государственных и муниципальных контрактов, неисполнение которых повлечет высокий риск снижения качества государственных и муниципальных услуг. Само Правительство РФ или Минэкономразвития России могли бы установить по крайней мере минимальный перечень продукции, цену которой заказчик обязан скорректировать по предложению поставщика, а также предельные минимальные и максимальные значения индекса такой корректировки.

Автор: Д.А. Казанцев; статья опубликована в журнале "Госзаказ в вопросах и ответах"

Корректировка цены контракта в условиях кризиса

Подробнее о возможности корректировки цены контракта в условиях кризиса Вы можете прочитать в постоянной рубрике «Комментарии специалистов» журнала "Госзаказ в вопросах и ответах"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль