Положения Закона о контрактной системе, вступившие в силу с 1 января 2015 г.

301
С 1 января 2015г. начали действовать положения Закона о контрактной системе, регулирующие планирование закупок, формирование планов закупок и их обоснование, нормирование, формирование планов-графиков, применение в составе планов, планов-графиков и других документах идентификационных кодов закупки, а также отдельные полномочия контрактной службы (контрактного управляющего).

Обратившись к ч. 2 ст. 114 Закона о контрактной системе, мы видим, что с 1 января 2015 г. вступают в силу следующие нормы:

п. 16 ч. 3 ст. 4 (информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок);ст. 16 (планирование закупок);ст. 17 (планы закупок);ст. 18 (обоснование закупок);ст. 19 (нормирование в сфере закупок);ст. 21 (ч. 1–10, 12–15) (планы-графики);ч. 1 и 2 ст. 23 (идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд);п. 1.1 ч. 2 ст. 25 (совместные конкурсы и аукционы);пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 (контрактная служба).

Рассмотрим подробнее эти и другие указанные нововведения.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Информационное обеспечение КС

С 1 января 2015 г. введена необходимость включения в единую информационную систему (далее — ЕИС) информации о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона о контрактной системе запросах цен товаров, работ, услуг (п. 16 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе).

Такая информация будет включаться в ЕИС в целях содействия заказчикам в определении и обосновании начальных (максимальных) цен контрактов с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Планирование закупок

Существенно изменился и конкретизировался порядок планирования закупок, составления и утверждения планов закупок (ст. 16, 17 Закона о контрактной системе).

В частности, ст. 16 Закона о контрактной системе устанавливает, что планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:

планов закупок;планов-графиков.

То есть на 2016 г. заказчикам необходимо будет готовить, помимо планов-графиков, планы закупок на срок действия соответствующего бюджета.

Статьей 17 Закона о контрактной системе устанавливается, что планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, определенных с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, а также с учетом установленных ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Указывается также то, какая информация включается в план закупок, в т. ч. идентификационный код закупки. В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, наименование объектов закупки, сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона о контрактной системе). План закупок будет формироваться в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждаться в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). План закупок бюджетного учреждения формируется при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.

Следует иметь в виду, что с 1 января 2015 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг».

При этом также ч. 9, 10 ст. 17 Закона о контрактной системе устанавливается, что утвержденный план закупок подлежит размещению в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Заказчики также вправе размещать планы закупок на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях.

Обоснование закупок

Положения контрактной системы, начинающие действовать с 2015 г., коснулись и необходимости обоснования закупки (ст. 18 Закона о контрактной системе).

Устанавливается, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе (в т. ч. решениям, поручениям, указаниям Президента РФ, решениям, поручениям Правительства РФ, законам субъектов РФ, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальным правовым актам), а также законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании плана закупок обоснованию подлежат объект и (или) объекты закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки, определенной с учетом положений ст. 13 Закона о контрактной системе, и установленных в соответствии со ст. 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в т. ч. предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

НМЦК, цена контракта в порядке, установленном ст. 22 Закона о КС;способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с гл. 3 Закона о КС, в т. ч. дополнительные требования к участникам закупки.

В свою очередь, оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

По результатам мониторинга закупок, аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

Согласно ч. 7 ст. 18 Закона о контрактной системе порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ. На настоящий момент это не установлено.

Нормирование

С нового года вступила в силу норма закона, которая вводит такое новое понятие для закупок, как нормирование (ст. 19 Закона о контрактной системе).

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правительство РФ устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в т. ч.:

общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

На настоящий момент они не установлены.

Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее — правила нормирования), в т. ч.:

требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и к определению нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, в т. ч. подведомственных указанным органам казенных учреждений.

Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона о КС, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями, а также автономными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями, на которые распространяются положения Закона о КС, отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

Правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов подлежат размещению в ЕИС.

Планы-графики

Конкретизировались и дополнились требования и к содержанию и форме планов-графиков, порядку их формирования, утверждения и изменения (ст. 21 Закона о контрактной системе).

С 1 января 2015 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1044 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг».

Устанавливается, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Требования к содержанию, порядку формирования, утверждения и изменения, форме планов-графиков предусмотрены ч. 1–10, 12–15 ст. 21 Закона о контрактной системе.

В статье 21 Закона о контрактной системе указывается, что в случае, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Не допускаются размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Отмечается также, что план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со ст. 20 Закона о контрактной системе обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным ч. 4 и 5 ст. 21 Закона о КС.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Новые требования действуют также в отношении планов-графиков 2016 г. Напомним, что согласно ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе заказчики размещают в ЕИС или до ввода в эксплуатацию указанной системы на Официальном сайте планы-графики размещения заказов на 2014 и 201 5гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

То есть составление и размещение на Официальном сайте планов-графиков 2014 и 2015 гг. осуществляются в соответствии с порядком и формой, утвержденными приказом Минэкономразвития России № 761, Федерального казначейства № 20н от 27.12.2011, с учетом особенностей, определенных приказом Минэкономразвития России № 544 и Федерального казначейства № 18н от 20.09.2013.

Идентификационный код закупки

С 1 января 2015 г. введена необходимость указания идентификационного кода закупки в документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в ч. 1 ст. 23 Закона о КС, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном ч. 3 ст. 23 Закона о КС.

Устанавливается, что в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается идентификационный код закупки.

Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о контрактной системе организатором совместных конкурса или аукциона выступают уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.

Указанное соглашение теперь должно содержать идентификационный код закупки.

Новые функции контрактного управляющего

Положения, вступившие в силу с 1 января 2015 г., устанавливают также новые функции контрактной службы, контрактного управляющего (пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе).

Определяется, что контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.

Банковские гарантии

С 2015 г. установлены также новые требования к банковским гарантиям по определенным закупкам.

Согласно ч. 31 ст. 112 Закона о контрактной системе с 1 января 2015 г. требования ст. 45 Закона о контрактной системе в части включения банковской гарантии, а также информации и документов, предусмотренных ч. 9 указанной статьи, в реестр банковских гарантий распространяются на банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, применяемым при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, или в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну.



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль