Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайте

204
Два года реализации Закона №223-ФЗ позволяют оценить его правоприменительную практику и наметить перспективы для совершенствования. Мониторинг реализации этого закона осуществляется Минэкономразвития России на постоянной основе путем сбора, обобщения и анализа информации о акупках отдельных видов юридических лиц, размещенной на Официальном сайте.

Закон № 223-ФЗ был разработан во исполнение плана действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г.

Основной целью принятия Закона № 223-ФЗ являлось совершенствование закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, обеспечение гласности и прозрачности осуществления закупок, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, осуществляемых подконтрольным государству компаниям.

При этом, учитывая, что Законом № 223-ФЗ предлагалось введение принципиально новых требований к построению закупочной политики государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами с долей государственного участия свыше 50% и т. д., было предусмотрено его поэтапное вступление в силу для отдельных юридических лиц.

Для государственных корпораций, государственных компаний, субъектов естественных монополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, государственных унитарных предприятий, а также хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности превышает 50%, Закон № 223-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 г.

Однако следует отметить, что полноценное исполнение основных принципов Закона № 223-ФЗ указанными заказчиками, в частности принципа информационной открытости закупки, посредством публикации информации о закупке на Официальном сайте, началось только с 1 октября 2012 г. в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 30.06.2012 № 662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

С 1 января 2014 г. Закон № 223-ФЗ были обязаны применять уже все юридические лица, на которых он распространяется. Кроме того, к таким юридическим лицам с 1 января 2014 г. добавились бюджетные учреждения, за счет чего количество заказчиков, применяющих Закон № 223-ФЗ, превысило 70 тыс.

Анализ информации о регистрации юридических лиц на ООС

По состоянию на 1 октября 2014 г. на Официальном сайте зарегистрировано 71 625 организаций, на которые распространяется действие Закона № 223-ФЗ. При этом за три квартала 2014 г. зарегистрировано 25 907, а за аналогичный период 2013 г. — 4893.

Динамика регистрации организаций на Официальном сайте показана на диаграмме 1.

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 1. Динамика регистрации организаций с начала размещения на Официальном сайте в сети Интернет

При этом в указанное число зарегистрировавшихся юридических лиц входят организации, которые не разместили на Официальном сайте положение о закупке, — 7371, в т. ч.:

1819 организаций в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 223-ФЗ при закупке руководствуются Законом о контрактной системе;298 организаций в соответствии с ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ разместили информацию об объеме выручки, относящейся к сфере деятельности естественных монополий и (или) регулируемых видов деятельности, и при закупке не применяют положения Закона № 223-ФЗ.

Динамика регистрации заказчиков на Официальном сайте по месяцам представлена на диаграмме 2.

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 2. Динамика регистрации организаций с начала размещения на Официальном сайте (в разрезе месяцев)

Анализ регистрации юридических лиц на Официальном сайте показывает, что пик регистрации пришелся на декабрь 2013 г. (28% от общего количества зарегистрировавшихся юридических лиц).

Это объясняется двумя причинами. Во-первых, с 1 января 2014 г. ожидалось вступление в силу Закона о контрактной системе, положениями которого установлены случаи закупок бюджетных учреждений с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ. Во-вторых, тогда же, с 1 января 2014 г., положения Закона № 223-ФЗ стали распространяться на муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%, дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

Также значительное повышение количества зарегистрировавшихся на Официальном сайте организаций наблюдалось в марте 2014 г. — 12 831, при этом 85,9% от общего числа зарегистрировавшихся юридических лиц составляют бюджетные учреждения. Это связано с тем, что в соответствии с ч. 25 ст. 112 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения были вправе до 1 апреля 2014 г. принять положения о закупке и разместить их на Официальном сайте в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ.

Анализ информации о закупках, размещенной на ООС

По состоянию на 1 октября 2014 г. на Официальном сайте размещено 63 114 положений о закупке, за 3 квартала 2014 г. опубликовано 26 885, а за аналогичный период 2013 г. — 5272.

При этом количество размещенных положений о закупке составляет 87% от общего количества зарегистрированных на Официальном сайте юридических лиц. Указанное несоответствие количества зарегистрированных юридических лиц и количества размещенных на Официальном сайте положений о закупке может быть обусловлено в т. ч. следующими причинами:

зарегистрированные на Официальном сайте юридические лица разместили информацию, предусмотренную ч. 2.1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ (о доле выручки от естественно-монопольных и регулируемых видов деятельности от закупок товаров, работ, услуг основными хозяйственными обществами у дочерних хозяйственных обществ), и не утверждают на этом основании положения о закупке;зарегистрированные на Официальном сайте организации не утвердили положения о закупке и руководствуются при закупке положениями Закона о контрактной системе;зарегистрированные на Официальном сайте организации находятся в процессе разработки и утверждения положения о закупке с последующим размещением его на портале.

За период с 1 октября 2012 г. по 1 октября 2014 г. на Официальном сайте размещено 1 516 141 извещение о закупке на сумму свыше 27 трлн руб.

При этом за три квартала 2014 г. на Официальном сайте размещено 724 153 извещения о закупке на сумму свыше 2,5 трлн руб., а за аналогичный период 2013 г. — 480 447 (см. диаграмму 3).

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 3. Количество размещенных извещений на Официальном сайте за определенные отрезки времени

Кроме того, с 1 июля 2014 г. по 1 октября 2014 г. на Официальном сайте размещено:

1045 извещений о закупке, начальная цена которых указана в долларах США, на сумму 1,78 млрд долл.;1131 извещение о закупке, начальная цена которых указана в евро, на сумму 0,33 млрд евро.

На основе извещений о закупках была проанализирована информация об объемах осуществленных закупок в разрезе крупнейших заказчиков.

По итогам 3-го квартала 2014 г. определился топ-5 крупнейших заказчиков по сумме осуществленных закупок, на долю которых пришлось свыше 11,4 трлн руб., или 46,4% от общей суммы опубликованных извещений за период с 1 октября 2012 г. по 1 октября 2014 г.

Объемы размещенных закупок в разрезе указанных заказчиков представлены на диаграмме 4.

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 4. Объемы размещенных закупок в разрезе указанных заказчиков

Анализ информации о количестве и общей стоимости заключенных договоров

Сведения о количестве и общей стоимости заключенных договоров представлены на диаграммах 5 и 6.

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 5. Сведения о количестве заключенных договоровМониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 6. Сведения об общей стоимости заключенных договоров

За период с 1 октября 2012 г. по 1 октября 2014 г. заключено договоров по результатам закупок товаров, работ, услуг — 246 807 652, на сумму свыше 26,7 трлн руб., в т. ч.:

договоров по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — 223 066 158, на сумму свыше 15 трлн руб. (56% от общей суммы заключенных договоров);договоров по результатам закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством РФ приняты решения о неразмещении сведений о них на Официальном сайте, — 23 545, на сумму свыше 0,6 трлн руб. (2,2% от общей суммы заключенных договоров);договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, — 14 977 702, на сумму свыше 3,1 трлн руб. (11,6% от общей суммы заключенных договоров).

При этом, учитывая, что обязанность для заказчика размещать на Официальном сайте сведения о количестве и сумме договоров, заключенных по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, наступила с 1 января 2014 г., доля заключенных договоров с указанными субъектами за период с 1 июля по 1 октября 2014 г. составила 22,3% от общей суммы заключенных договоров за указанный период.

По результатам закупок с 1 января по 1 октября 2014 г. заказчиками заключено договоров на общую сумму свыше 13,9 трлн руб. (за аналогичный период 2013 г. — свыше 6,9 трлн руб.), в т. ч. по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) — на общую сумму более 8,9 трлн руб. (63,9% от общей суммы заключенных договоров за указанный период) (за аналогичный период 2013 г. — свыше 2,9 трлн руб., или 42,7% от общей суммы заключенных договоров за указанный период), по результатам закупок, сведения о которых составляют государственную тайну или в отношении которых Правительством Российской Федерации приняты решения о неразмещении сведений о них на Официальном сайте, — на общую сумму более 223,5 млрд руб. (1,6% от общей суммы заключенных договоров за указанный период) (за аналогичный период 2013 г. — 327,3 млрд руб., или 4,7%).

Принимая во внимание, что ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ, обязывающая юридические лица размещать информацию о заключенных договорах, вступает в силу с 1 января 2015 г., опубликованные на Официальном сайте извещения о закупках в настоящее время являются основным источником информации для проведения мониторинга и анализа размещаемых сведений.

При этом по результатам анализа сведений о количестве и стоимости договоров выявлено, что количество заключенных договоров в несколько раз превышает количество размещенных на Официальном сайте извещений о закупке. Это может быть связано со следующими причинами:

при заполнении полей формы отчетности о договорах на Официальном сайте заказчики меняют местами позиции «количество» и «сумма»;стоимость договоров заказчики указывают как в руб., так и в тыс. руб.;заказчики по-разному толкуют нормы Закона № 223-ФЗ в части сроков опубликования сведений о количестве и стоимости договоров;в случае если закупка осуществлялась в иностранной валюте, в позиции «сумма» формы отчетности о договорах заказчики не всегда указывают корректные сведения.

Вышеуказанные обстоятельства не позволяют получать в полной мере достоверную информацию с официального сайта и проводить качественный мониторинг применения Закона № 223-ФЗ.

Указанную проблему планируется устранить посредством ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки.

Анализ применяемых заказчиками способов закупки

За три квартала 2014 г. такие способы закупки товаров, работ, услуг, как закупка у единственного поставщика и прочие способы закупки, были преобладающими (42,14 и 45,79% соответственно).

Закупки в разрезе способов их осуществления за отчетный период представлены на диаграмме 7.

Мониторинг реализации Закона № 223-ФЗ: анализ информации, размещенной на Официальном сайтеДиаграмма 7. Закупки в разрезе способов их осуществления за отчетный период

Значительная доля «иных способов закупки» свидетельствует о том, что положения Закона № 223-ФЗ позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности.

При этом отдельные заказчики, пользуясь либеральными нормами Закона № 223-ФЗ в части формирования закупочной политики, с помощью различных наименований способов закупок «маскируют» закупку у единственного поставщика, а также уклоняются от соблюдения требований ГК РФ, касающихся конкурсов и электронных аукционов.

Данное обстоятельство негативным образом отражается на обеспечении прозрачности и добросовестной конкуренции между участниками закупок.

Анализ информации о результатах контроля за соблюдением требований Закона № 223-ФЗ

По информации ФАС России, за III квартал 2014 г. Центральным аппаратом ФАС России были приняты к рассмотрению 110 жалоб, из которых:

52 жалобы признаны обоснованными (выдано 34 предписания, исполненных в установленные сроки);47 жалоб признаны необоснованными.

При этом 11 жалоб оставлены без рассмотрения.

За три квартала 2014 г. Центральным аппаратом ФАС России и территориальными органами ФАС России приняты к рассмотрению 2222 жалобы, из которых:

752 жалобы признаны обоснованными (выдано 492 предписания, исполненных в установленные сроки);1179 жалоб признаны необоснованными (выдано 132 предписания).

При этом 291 жалоба оставлена без рассмотрения.

Наибольшее количество рассмотренных ФАС России жалоб касалось:

нарушений порядка размещения на Официальном сайте положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей размещению на указанном сайте, или нарушения сроков такого размещения (15% от общего количества жалоб);предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке (11,6% от общего количества жалоб);осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона о контрактной системе (8 жалоб).

Вместе с тем большинство случаев обжалования действий заказчиков (72% от общего количества рассмотренных центральным аппаратом ФАС России жалоб) связано с нарушениями заказчиками порядка осуществления закупок.

При этом данный случай не относится к числу случаев обжалования в ФАС России действий (бездействия) заказчика, установленных в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

По состоянию на 1 октября 2014 г. в реестр недобросовестных поставщиков внесены сведения о 66 юридических лицах.

Совершенствование законодательной базы

В рамках реализации Закона № 223-ФЗ ответственными федеральными органами исполнительной власти продолжается подготовка соответствующих нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона № 223-ФЗ Минюстом России зарегистрирован приказ ФАС России от 16.06.2014 № 390/14, утверждающий порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта РФ и муниципальных образований в уставном капитале хозяйственных обществ (регистрационный номер 34254 от 07.10.2014).

Помимо этого, 16 мая 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», устанавливающий ответственность за нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Также следует отметить, что 31 октября 2014 г. Правительство РФ приняло постановление № 1132 «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

Кроме того, Минэкономразвития России подготавливается проект постановления Правительства РФ, устанавливающий особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

С целью развития конкуренции в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, повышения гласности, прозрачности и эффективности таких закупок в настоящее время Минэкономразвития России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».

В частности, этим законопроектом предусматривается урегулирование следующих основных вопросов:

введение исчерпывающего перечня способов закупки при сохранении принципа свободы выбора заказчиками способов закупки и создания механизма видоизменения (конструирования) установленных способов закупок под конкретные потребности заказчиков;установление понятия закупки в электронной форме;формирование реестра заказчиков с целью устранения проблемы неопределенности сферы его нормативно-правового регулирования;утверждение органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя автономного учреждения, унитарного предприятия, типовых положений о закупке;присоединение дочерних хозяйственных обществ к положению о закупке основных хозяйственных обществ;привлечение специализированной организации для выполнения отдельных функций по разработке и размещению в единой информационной системе информации о закупке.

Указанные изменения будут способствовать обеспечению соблюдения информационной открытости закупки, а также позволят эффективно осуществлять мониторинг заключенных договоров юридических лиц, в т. ч. в разрезе цены, объемов и номенклатуры закупаемых товаров, работ, услуг.

Таким образом, в настоящее время реализуется комплекс мер, направленных на дальнейшее совершенствование регулирования системы закупок отдельных видов юридических лиц.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль