Закон № 498-ФЗ и Закон № 519-ФЗ: поправки в Закон о контрактной системе

533
Как были изменены правила планирования и нормирования закупок, требования к содержанию заявок на участие в конкурсе, запросе котировок и аукционе, как можно изменить условия заключенного контракта, читайте в обзоре основных изменений Закона о контрактной системе, принятых Законами № 498-ФЗ и 519-ФЗ.

Правки в КС, сделанные Законом № 498-ФЗ

1. Восполнен пробел в законодательстве, касающийся закупок, проводимых бюджетными, автономными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями в форме капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности в части распространения на них при осуществлении ими таких закупок, положений Закона о контрактной системе, регулирующих мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок (уточнена ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе).

Устанавливается, что при предоставлении в соответствии с БК РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы РФ автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет указанных средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в пп. 1–3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении этих закупок применяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок и контроль в сфере закупок.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

2. Уточнено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления или Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передают свои полномочия на безвозмездной основе на основании соглашений государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям только в соответствии с БК РФ (уточнена ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).

Часть 6 ст. 15 Закона о контрактной системе звучит теперь так: в случае если в соответствии с БК РФ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления или Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной, муниципальной собственностии (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную, муниципальную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного или муниципального заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным, муниципальным унитарным предприятиям, такие учреждения, такие унитарные предприятия в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

3. Уточнено понятие «нормирование в сфере закупок» (ч. 1 ст. 19 Закона о контрактной системе).

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

4. Относительно нормирования уточнено также, что Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, в том числе: правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).

5. Заказчики могут предоставлять отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществлять списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) (соответствующей ч. 6.1. дополнена ст. 34 Закона о контрактной системе).

Устанавливается, что заказчики в 2015 г. предоставляют отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляют списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Данное будет осуществляться в случаях и в порядке, которые будут определены Правительством РФ.

6. Установлена возможность заключения контракта, предусмотренного п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в устной форме и без применения к нему определенных положений ст. 34 Закона о контрактной системе (дополнена ч. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Так, определяется, что при заключении контракта в случаях, предусмотренных, в том числе, п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, требования ч. 4–9, 11–13 ст. 34 Закона о контрактной системе заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок.

7. С 1 апреля 2015 г. вступили в силу изменения, внесенные Законом № 498-ФЗ в ст. 45 Закона о контрактной системе. В частности, «добавляется» закрытый реестр банковских гарантий.

Вводится закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и в который включается информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, если такие заявки и (или) контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Уточняется, что банковские гарантии, документы и информация, предусмотренные ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в т. ч. включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством РФ.

8. Для устранения неоднозначного понимания словосочетания «место происхождения товара» и противоречивой практики толкования и применения этого понятия при оценке и рассмотрении заявок на участие в открытом конкурсе и электронном аукционе вводится унифицированное понятие «наименование страны происхождения» (внесены изменения в п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе и ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе).

Теперь заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.

Заявка на участие в электронном аукционе вместо места происхождения товара или наименование производителя должна содержать указание на страну происхождения.

9. Определена обязанность аукционной комиссии в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (ст. 66 Закона о КС дополнена ч. 6.1. соответствующего содержания).

10. Дополнен перечень документов, представляемых в составе котировочной заявки (внесены изменения в ч. 3 ст. 73 Закона о контрактной системе).

Теперь в составе котировочной заявки участник должен предоставить документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.

11. Исключена обязанность заказчика размещать извещение о проведении запроса предложений в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе не позднее следующего рабочего дня после даты осуществления закупки в соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (внесены изменения в п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о КС).

12. Расширен перечень закупаемых заказчиком услуг на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в новой редакции закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта не только на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, но и услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

13. В случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе больше не надо согласовывать заключение контракта по результатам несостоявшегося электронного аукциона и закупок на основании ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе (соответствующие изменения внесены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

14. Уточнены сроки заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, когда согласования заключения контракта не требуется порезультатам несостоявшихся закупок на основании ч. 4 и 5 ст. 15; ч. 1–3.1 ст. 71 (несостоявшийся электронный аукцион); ч. 1–3 ст. 79 (несостоявшийся запрос котировок). Соответствующие изменения внесены в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Определено, что контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заключается в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, в срок не более чем двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе соответствующих протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся, или в случаях, предусмотренных ч. 1–3.1 ст. 71, ч. 1 и 3 ст. 79 Закона о контрактной системе, в сроки, установленные соответственно ст. 70 и ч. 13 ст. 78 Закона о контрактной системе.

15. Уточнено, что к отчету об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) прилагается заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций (соответствующие изменения внесены в ч. 10 ст. 94 Закона о контрактной системе).

Данное дополнительно свидетельствует об отсутствии необходимости готовить заключение по результатам экспертизы в случае ее проведения «силами заказчика».

16. Установлена возможность изменения условий заключенного контракта (ст. 95 Закона о контрактной системе дополнена ч. 1.1).

Так, в 2015 г. допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе), срок исполнения которых завершается в 2015 г. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Порядок таких изменений будет определен Правительством РФ.

17. Правительство РФ вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта (ст. 96 Закона о КС дополнена ч. 2.1 соответствующего содержания).

Согласно введенной в ст. 96 Закона о КС ч. 2.1 наряду с предусмотренными ч. 2 этой статьи случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство РФ вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 г. заказчик вправе не устанавливать данное требование.

18. Также ст. 96 Закона о контрактной системе дополнена ч. 11, согласно которой в 2015 г. заказчик вправе осуществить реструктуризацию задолженностей коммерческих банков, возникшую в связи с предъявлением требований к исполнению банковских гарантий, предоставленных в качестве обеспечения исполнения контрактов (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе), в порядке и на условиях, которые будут установлены Правительством РФ.

19. Уточнено, что в реестр контрактов не включается информация оконтрактах, заключенных не только в соответствии с пп. 4, 5, но и п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (соответствующие изменения внесены в ст. 103 Закона о контрактной системе).

20. Остается прежним порядок подготовки плана-графика и на 2016 г. (соответствующие изменения внесены в ч. 2 ст. 112 Закона о контрактной системе).

Заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014—2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о КС, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

21. В 2016 г. остается прежним действующий порядок внесения изменений в планы-графики, обязательного общественного обсуждения, порядок обжалования и подготовки отчета об исполнении контракта (внесены изменения в абзац 1 ч. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе):

в определенных в ч. 3 ст. 112 Закона о КС случаях изменения в планы закупок и планы-графики не вносятся;в отчет об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта) не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику;обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя);обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает 1 млрд руб. Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов РФ и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного настоящим пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

22. Внесены изменения в ч. 31 ст. 112 Закона о контрактной системе, согласно которой до 31 марта 2015 г. требования ст. 45 Закона о контрактной системе в части включения банковской гарантии, а также информации и документов, предусмотренных ч. 9 указанной статьи, в реестр банковских гарантий не распространяются на банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, применяемым при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, или в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Заказчики не вправе отказать в принятии таких банковских гарантий по основанию, указанному в п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе (отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий).

23. Многочисленными положениями, касающимися закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя дополнена ст. 112 Закона о контрактной системе. Уточнены сроки начала работы заказчиков Республики Крым и города федерального значения Севастополя по Закону о контрактной системе, а также сроки применения закона к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок:

для государственных заказчиков — с 1 июля 2015 г.;для муниципальных заказчиков — с 1 января 2016 г.

При этом данные заказчики вправе применять Закон о контрактной системе и до указанных сроков.

Так, в частности в ст. 112 Закона о контрактной системе введены:

часть 32 следующего содержания: с 1 июля 2015 г. положения Закона о контрактной системе применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок.часть 33, согласно которой до 30 июня 2015 г. заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя;часть 34, в соответствии с которой с 1 января 2016 г. положения Закона о КС применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок;часть 35 следующего содержания: до 31 декабря 2015 г. заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя в порядке, установленном Законом о контрактной системе, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя;часть 36, согласно которой до 31 декабря 2016 г. высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ на основании положений Закона о КС;часть 37, в соответствии с которой с 1 июля 2015 г. заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения Республики Крым и города федерального значения Севастополя размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на оставшийся период 2015—2016 гг. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;часть 38 следующего содержания: с 1 января 2016 г. заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения муниципальных образований Республики Крым и муниципальных образований города федерального значения Севастополя размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2016 г. по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о КС, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;часть 39, в которой указывается, что акты Правительства РФ, принятые в соответствии с ч. 6.1 ст. 34, ч. 1.1 ст. 95, ч. 2.1 и 11 ст. 96 Закона о контрактной системе, применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, для обеспечения муниципальных нужд муниципальных образований Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня начала применения заказчиками положений Закона о контрактной системе в соответствии с ч. 32, 33 и 35 настоящей статьи.

24. Уточнено, что ч. 2. ст. 114 Закона о контрактной системе вступает в силу с 1января 2016 г. Вступление в силу порядка планирования, обоснования, нормирования закупок продлено до 1 января 2016 г.

С этой даты вступают в силу: ст. 16 (планирование закупок); ст. 17 (планы закупок), ст. 18 (обоснование закупок), ст. 19 (нормирование в сфере закупок), определенные положения ст. 21 (планы-графики), ч. 1 и 2 ст. 23 (о необходимости указания идентификационного кода закупки в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки), ч. 5 ст. 26 (об обязанности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений); положения ст. 38 о том, что контрактная служба, контрактный управляющий разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок, размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения, разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения.

25. Уточнено, что ч. 3 ст. 114 Закона о КС вступает в силу с 1 января 2017 г.

В частности, например, вступает в силу с 1 января 2017 г. ст. 20 (обязательное общественное обсуждение закупок); ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе о том, что наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; п. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе — о необходимости указания идентификационного кода закупки в извещении о закупке и иные перечисленные в ч. 3 ст. 114 Закона о КС нормы.

Федеральный закон № 498-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования (с 1 января 2015 г.), за исключением положений, внесших изменения в ст. 45 Закона о контрактной системе (условия банковской гарантии, реестры банковских гарантий), которые вступают в силу с 1 апреля 2015 г.

Необходимо иметь в виду также, что указанные положения ч. 6.1ст. 34, ч. 1.1ст. 95, ч. 2.1 и 11 ст. 96 Закона о контрактной системе (в редакции Закона № 498-ФЗ) не применяются с 1января 2016г.

Поправки в КС, сделанные ст. 22 Закона № 519-ФЗ

1. Часть 1 ст. 93 Закона о контрактной системе дополнена новым основанием (п. 42) осуществления Росстатом и его территориальными органами закупки «работ единственных исполнителей» — физических лиц (на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения).

В соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и его территориальными органами контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете.

При этом объем работ, выполняемых указанными лицами, и цена контракта, рассчитанная на основании условий выплаты вознаграждения лицам, привлекаемым на основе контрактов к выполнению работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета.

Информация о контрактах, заключенных в соответствии с п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, размещается на сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

2. При осуществлении закупки на основании п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о КС для заключения контракта заказчик не обязан обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (соответствующие изменения внесены в ч. 3 ст. 93 Закона о КС).

3. Заказчик не обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществлялась у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о КС (соответствующие изменения внесены в п. 1 ч. 4 ст. 94 Закона о КС).

4. Законом № 519-ФЗ было установлено, что в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пп. 4, 5 и 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

При этом Законом № 498-ФЗ, опубликованном также 31.12.2014 и вступающим в силу со дня опубликования, было установлено, что в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пп. 4, 5 и 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (т. е. Законом № 498-ФЗ также были внесены изменения в ч. 1 ст. 103).

В связи с этим на настоящий момент сложилась правовая коллизия и неопределенность в отношении формулировки ч. 1 ст. 103 Закона о контрактной системе. При этом по замыслу законодателя представляется, что в ней должны быть указаны и п. 23, и п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Поэтому Росстату и его территориальным органам до «устранения коллизии» при осуществлении закупок по п. 42 ч. 1 ст. 93 Закона о КС при принятии решения о неподачи сведений в реестр контрактов (ст. 103 Закона о КС) рекомендуем обосновывать такое решение подп. «а» п. 3 ст. 22 Закона № 519-ФЗ. Однако до урегулирования правовой коллизии все же советуем предусмотреть внесение соответствующих сведений согласно ст. 103 Закона о КС в реестр контрактов.

При осуществлении закупок по п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе можем рекомендовать заказчику сведения в реестр контрактов не вносить.

Согласно ст. 23 Закона № 519-ФЗ ст. 22 этого закона вступает в силу со дня официального опубликования закона (31.12.2014).

Закон № 498-ФЗ и Закон № 519-ФЗ: поправки в Закон о контрактной системе

С практикой арбитражных судов по делам о нарушениях Закона №223-ФЗ вы можете ознакомиться в постоянной рубрике «Официально о закупках» №6-2015 журнала "Госзакупки.ру"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль