Обжалование действий заказчиков по установлению порядка и сроков оплаты

523
Практика показала, что поскольку на федеральном уровне отсутствуют типовые контракты и их условия, заказчики самостоятельно разрабатывают их проекты. Можно ли обжаловать действия заказчика в части неправомерного установления в контракте порядков и сроков оплаты товаров, работ, услуг - рассмотрим в статье.

Напомним, что Закон о контрактной системе предусматривает издание типовых контрактов и типовых условий контрактов. Вместе с тем согласно ч. 26 ст. 112 Закона о КС до утверждения федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о КС заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов.

В соответствии с положениями Закона о КС заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок — к извещению о проведении запроса котировок проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

«Управление закупками (120 часов)»

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КУРС >>

Принимая во внимание, что проект контракта, разрабатываемый в настоящее время заказчиком самостоятельно, является неотъемлемой частью закупочной документации, ФАС России при рассмотрении жалоб и проведении в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о КС внеплановых проверок уделяет внимание условиям проектов контрактов. Рассмотрим основные нарушения, выявляемые ФАС России в части неправомерного указания заказчиками порядка и сроков оплаты товаров, работ, услуг.

Примеры нарушений

В решении по делу № 527/14 от 31.03.2014 установлен факт указания в проекте контракта ненадлежащего порядка оплаты. Так, согласно п. 3.3.1 проекта контракта конкурсной документации государственный заказчик вправе предоставить подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год согласно п. 3.1 контракта.

В практике обжалований действий (бездействий) заказчиков особое место занимают жалобы, связанные с ненадлежащим указанием в проекте контракта не только сроков, но и порядка оплаты товаров, работ, услуг.

Например, ФАС России, рассматривая жалобу заявителя и проводя внеплановую проверку действий заказчика, установила, что заказчиком в проекте государственного контракта не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы. Так, в п. 2.8 проекта государственного контракта было установлено следующее: «Заказчик авансирует подрядчика. При этом общая сумма предоставленных заказчиком авансов, предоставленных и не зачтенных в счет выполненных работ, не должна превышать 10% от стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком в текущем календарном году в соответствии с контрактом».

В решении по делу № К-1744/14 от 26.11.2014 отмечено, что в п. 3.9 проекта государственного контракта было установлено: «Заказчик по письменному запросу подрядчика выплачивает подрядчику аванс в размере до 30% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год».

Следовательно, заказчиком в проекте государственного контракта не было установлено условие о порядке и сроках оплаты работы.

Аналогичный вывод об отсутствии условия о порядке и сроках оплаты работ был сделан в решении ФАС России по делу № К-1653/14 от 13.11.2014. Так, в п. 3 «Цена контракта и порядок оплаты» проекта государственного контракта было установлено: «Стоимость работ, подлежащих оплате в 2014 г., определяется стоимостью этапов работ, подлежащих выполнению в 2014 г. согласно приложению № 2 к контракту, но не более объема бюджетных инвестиций на 2014 год, что составляет <…> руб. <…> коп., в т. ч. НДС 18%. Стоимость работ подлежащих оплате в 2015 г. определяется в дополнительном соглашении к настоящему контракту после утверждения в установленном порядке федеральной адресной инвестиционной программы на 2015 год».

Кроме того, при рассмотрении жалоб ФАС России выявила ошибки по установлению в проектах контрактов ненадлежащих размеров авансов по контракту. Например, как следует из решения ФАС России № К-1465/14 от 10.10.2014, действия заказчика, неправомерно установившего в проекте контракта конкурсной документации ненадлежащий размер аванса по контракту, нарушают ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе. В соответствии с п. 34 информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 30%. Вместе с тем согласно п. 6.2 проекта контракта конкурсной документации в редакции от 01.10.2014 «Государственный заказчик в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 30% суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа, при этом размер каждого последующего авансового платежа не может превышать 30% цены контракта (с ограничением общей суммы последующего авансирования не более 70% цены контракта)». Принимая во внимание, что согласно ч. 9 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае, если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса, ФАС России сделал вывод о неправомерном установлении в проекте контракта размера аванса по контракту.

Признание действий заказчиков правомерными

Нельзя не отметить и то, что в ряде случаев действия заказчика по установлению в проекте контракта порядка и сроков оплаты товара, работ, услуг признаются ФАС России соответствующими законодательству о контрактной системе.

Так, рассматривая 6 октября 2014 г. жалобу заявителя на неправомерное установление заказчиком в проекте контракта условий о порядке и сроках оплаты выполненных работ по созданию технологического комплекса по поддержанию температурно-влажностных параметров воздушной среды в серверных помещениях заказчика, ФАС России не признал нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе. На заседании Комиссии ФАС России было установлено, что в разделе 5 документации об аукционе, в проекте государственного контракта установлен следующий порядок оплаты работ, услуг: «П. 3.4. Оплата по контракту осуществляется заказчиком из средств федерального бюджета в форме безналичного расчета путем перечисления денежных средств в российских рублях на расчетный счет исполнителя, указанный в настоящем контракте. П. 3.5. 100% цены контракта, установленный в п. 3.2 настоящего контракта, оплачивается заказчиком в течение 30 дней с даты подписания сторонами общего акта (приложение № 8 к настоящему контракту)». Таким образом, довод заявителя об отсутствии в документации об аукционе порядка оплаты работ и услуг по контракту не нашел своего подтверждения.

Аналогичный вывод об отсутствии в проекте контракта неправомерных условий о порядке и сроках оплаты товаров, работ, услуг был сделан в решении ФАС России по делу № К-923/14 от 09.06.2014. Так, п. 3.15 ч. IV «Проект контракта» конкурсной документации заказчиком было предусмотрено, что оплата производится заказчиком в течение 90 календарных дней с даты подписания заказчиком формы КС-3 и формы КС-2. Таким образом, довод заявителя о том, что в проекте государственного контракта не содержится сроков оплаты выполненных работ, не нашел своего подтверждения.

Обжалование действий заказчиков по установлению порядка и сроков оплаты

Подписывайтесь на журнал "Госзакупки" с приложением "Административная практика ФАС"!

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль