О некоторых вопросах применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 223-ФЗ

1385
В ст. 5 Закона № 223-ФЗ установлен порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также основания, при которых сведения об участниках закупки включаются в указанный реестр. Остановимся на некоторых неоднозначных вопросах и дадим исчерпывающие ответы.

Целями Закона № 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в ч. 2 ст. 1 рассматриваемого закона, в товарах, работах, услугах, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение прозрачности и гласности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Одним из инструментов, обеспечивающих реализацию целей регулирования отношений, определенных в вышеуказанной статье Закона № 223-ФЗ по добросовестной конкуренции, предотвращению коррупции и других злоупотреблений, является реестр недобросовестных поставщиков.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, в единой информационной системе.

Согласно п. 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом № 223-ФЗ, является ФАС России.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков регулируется также постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Согласно п. 5 указанного постановления заказчик обязан направить в уполномоченный орган сведения, предусмотренные пп. 2–4 постановления в письменной форме с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом заказчика, либо в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, для осуществления проверки данной информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Основания для включения в  реестр недобросовестных поставщиков

Часть 2 ст. 5 Закона № 223-ФЗ предусматривает два самостоятельных основания для включения недобросовестного участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков:

  • уклонение от заключения договора;
  • расторжение договора с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в связи с существенным нарушением им условий договора.

При этом одной из особенностей регулирования процедуры ведения реестра недобросовестных поставщиков является тот факт, что в Законе № 223-ФЗ в отличие от Закона о контрактной системе понятие «уклонение от заключения договора» не раскрыто.

Таким образом, в каждом отдельно взятом случае при рассмотрении вопроса о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков подлежат исследованию конкретные обстоятельства дела, документы и сведения, представленные на рассмотрение Комиссии по контролю в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.

Вместе с тем, учитывая важность и значимость ведения реестра недобросовестных поставщиков, данный вопрос объективно требует регламентации и при наличии обязательных для исполнения норм может функционировать еще более эффективно, тем более что законодатель фактически предусмотрел возможность детальной регламентации правоотношений при осуществлении закупок отдельными видами юридических лиц в положениях о закупке.

Так, согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в т. ч. порядок заключения и исполнения договоров.

На основании изложенного выше целесообразным со стороны заказчиков было бы указание в положении о закупке наряду с порядком заключения договора также понятия «уклонение от заключения договора». В качестве него могут быть, например, такие случаи, как:

  • прямой письменный отказ от подписания договора;
  • неподписание участником проекта договора в предусмотренный заказчиком для этого срок;
  • несвоевременное представление обеспечения договора;
  • предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора в противоречие ранее предложенным в заявке участника и другие.

Уклонение от контракта по вине заказчика

Зачастую при исследовании информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика, контролирующим органом выявляется, что на стадии заключения договора по итогам проведения закупочной процедуры заказчиком нарушен данный порядок, установленный документацией и положением о закупке. Практика показывает, что в большинстве случаев заказчики ненадлежащим образом исполняют требования в части передачи победителю закупки проекта договора.

В таких случаях сведения о поставщиках не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что из-за недобросовестных действий заказчиков было нарушено право победителя закупки заключить договор в порядке и на условиях, установленных положением о закупке и документацией.

На основании вышеизложенного следует подчеркнуть важность строгого соблюдения всех предусмотренных требований к порядку заключения договора как со стороны победителя закупочной процедуры, так и со стороны заказчика.

Данная позиция также подтверждена практикой арбитражных судов, в частности, постановлением Арбитражного суда Московского округа по делу № А40-62415/2014.

Уклонение от  контракта по  итогам процедуры, проведенной не в виде торгов

Интересна практика включения в реестр сведений о недобросовестных поставщиках, уклонившихся от заключения контракта по итогам проведения процедуры не в форме конкурса или аукциона.

Так, согласно ч. 4 ст. 447 ГК РФ торги проводятся в форме конкурса и аукциона.

Вместе с тем ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право заказчика предусмотреть в положении о закупке иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

На практике имеют место случаи, когда участник закупки, проводимой иным способом закупки, отличным от конкурса или аукциона, например, в форме запроса цен или предложения делать оферты, после признания его победителем данной закупочной процедуры, уклоняется от заключения договора, считая себя не обремененным никакими обязательствами в части заключения договора по итогам проведения закупочной процедуры на том основании, что она проводилась не в форме торгов.

Вместе с тем такая позиция недопустима, противоречит положениям ГК РФ, Закона № 223-ФЗ, судебной и административной практике его применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ заказчики руководствуются в т. ч. ГК РФ.

В силу п. 2 ст. 437 ГК РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).

Частью 2 ст. 435 ГК РФ установлено, что оферта связывает направившее ее лицо с момента ее получения адресатом, т. е. выпуск оферты связывает оферента обязательством заключить указанный в оферте договор с акцептантом, официально принявшим предложение на условиях, изложенных в оферте.

Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

Таким образом, акцептом оферты ( т. е. заявки на участие в закупочной процедуре) можно рассматривать составление заказчиком протокола подведения итогов закупки о признании участника победителем закупки, а также действия по направлению ему проекта договора, содержащего в себе условия, указанные в заявке победителя закупки, для подписания.

ПРИМЕР

Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 22.12.2014 № А40-179257/2013 подчеркнул, что применительно к Закону № 223-ФЗ лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным законом.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, т. е. создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

На основании вышеизложенного участник закупки, не отозвавший свою заявку на участие в процедуре до установленного положением о закупке срока, в случае признания его победителем закупки обязан заключить с заказчиком договор на условиях, указанных в документации о закупке, а также в заявке данного участника.

Таким образом, довод участников закупок о том, что проведение процедуры не в форме конкурса или аукциона исключает возможность уклонения от заключения контракта, основан на неправильном толковании норм материального права.

Самостоятельным основанием для включения сведений о поставщике в реестр является расторжение договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком данного договора.

Целесообразность включения третейской оговорки

Важным вопросом, подлежащим исследованию, является целесообразность включения третейской оговорки в договор, заключаемый по итогам проведения закупочной процедуры в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» по соглашению сторон третейского разбирательства в третейский суд может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 26.05.2011 № 10-П, «третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов… Конституция РФ не исключает возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов».

Кроме того, Президиум Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 28.01.2014 № 11535/13 отметил, что наличие в едином правоотношении такой концентрации общественно значимых публичных элементов не позволяет признать споры, возникающие по контрактам, спорами исключительно частного характера между частными лицами, которые могут рассматриваться в частном порядке — третейскими судами.

В связи с тем что Закон № 223-ФЗ содержит нормы как публичного, так и частного права, носит специальный характер по отношению к общим положениям гражданского законодательства, используемый в нем термин «суд» не может рассматриваться в качестве собирательного понятия, охватывающего также третейские суды.

На основании вышеизложенного сведения об участниках закупки, договоры с которыми расторгнуты по решению третейского суда в связи с существенным нарушением ими договоров, не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков в силу отсутствия на то прямого указания закона.

О некоторых вопросах применения реестра недобросовестных поставщиков в рамках Закона № 223-ФЗ

Ознакомиться с общими требованиями к осуществлению государственных закупок и разъяснениями экспертов Вы можете в  Электронной системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль