Способы закупки работ в сфере строительства и дополнительные требования к участникам

2123
Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Для начала следует установить, каким способом заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Рассмотрим более подробно способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленные положениями Закона о контрактной системе, и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Электронный аукцион

Начнем обзор с аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом перечень, указанный выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Отметим, что выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

Закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона, исходя из текста совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014, является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не должна превышать 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ст. 48–55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу толкования положений Закона о контрактной системе (ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса, в случае если НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый аукцион)

Заказчик осуществляет закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения закрытых процедур, в случае если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 85, 86 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обес- печения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее — постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
  • НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.

Данная позиция была также изложена в тексте совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ/Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 (на основании действующего ранее аналогичного постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кроме того, это подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решениями ФАС России по делу № К-K-3266/12/14 от 07.08.2014, К-527/14 от 31.03.2014, в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Запрос предложений

Заказчик вправе осуществить закупку строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения запроса предложений по следующим основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, а именно:

  • в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе);
  • в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

Таблица.
Способы определения подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства

№ 
п/п
Условия осуществления закупки Способ определения подрядчика
1. НМЦК не превышает:
для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
электронный аукцион;запрос предложений
2. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
электронный аукцион;открытый конкурс;запрос предложений
3. НМЦК не превышает:
для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
электронный аукцион;запрос предложений
4. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд — 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
конкурс с ограниченным участием
(если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки);
электронный аукцион;запрос предложений

Запрос котировок и закупка у единственного поставщика

Заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок, в случае если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Дополнительные требования к участникам закупки

В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Во второй части настоящей статьи рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участнику закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений путем проведения электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении конкурса с ограниченным участием, включают в себя:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс;
  • наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении электронного аукциона, включают в себя наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК (договора), на право заключить который проводится закупка.

Следует обратить внимание, что заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам таких закупок дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

Отметим, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, рассмотренным выше, также установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям.

Поэтому в случае, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например требование о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (договора), заказчику в полном объеме стоит указать в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

В заключение рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований к участникам закупок, более подробно.

Как мы отмечали ранее, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции объектов капитального строительства, могут быть установлены при проведении электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием. Нередко заказчики при осуществлении указанных выше закупок не устанавливают в документации дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные совместным письмом Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России № АЦ-6139-14 от 21.02.2014. В соответствии с данным письмом, в случае если к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, заказчик обязан установить указанные требования. Вместе с тем в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг способом, не поименованным в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (например, путем проведения открытого конкурса), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) установлены дополнительные требования к участникам закупки, однако не указано, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие дополнительным требованиям. Так, например, заказчиком может быть установлено дополнительное требование о наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта (договора). При этом в документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо предоставить в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления ФАС России по делу № К-490/14 от 25.03.2014.

Также стоит отметить, что, в случае если заказчиком в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (на основании п. 30 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Несоблюдение заказчиком положения приведенного нормативного акта является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делам № 1309/03, 1310/03 от 07.07.2014.

Способы закупки работ в сфере строительства 	и дополнительные требования к участникам

О других важных вопросах по данной теме вы можете узнать, подписавшись на  журнал "Госзаказ в вопросах и ответах"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль