Импортозамещение в регулируемых закупках: проблемы и возможности

1036
В России локомотивом импортозамещения выступают госзакупки. Рассмотрим нормы законодательства, посвященные реализации импортозамещения в регулируемых закупках, и перспективы развития этого направления.

Очевидно, что импортозамещение не ограничивается лишь сферой госзаказа или регулируемых закупок как таковых. Однако именно в этой сфере специфика нормативного регулирования оставляет возможность для применения различных ограничительных и запретительных мер для гибкого стимулирования импортозамещения. Кроме того, особая важность приобретения качественных товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд обуславливает необходимость особенно вдумчивого подхода к реализации политики импортозамещения в рамках контрактной системы.

По общему правилу при проведении государственных и муниципальных закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе). Аналогичное правило установлено для работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Однако в той же ст. 14 Закона о контрактной системе предусматривается право федеральных органов исполнительной власти устанавливать ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок. Так, Правительство РФ имеет право устанавливать соответствующие ограничения допуска или даже запет на допуск в тех случаях, когда это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе). Минэкономразвития России по поручению Правительства РФ имеет право устанавливать условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе).

Во исполнение этих полномочий Правительством РФ и Минэкономразвития России за минувшие полтора года были приняты несколько актов по различным группам товаров. Ниже будут рассмотрены основные требования этих актов и в качестве примера приведены наименования некоторых товаров и соответствующих перечней, на которые распространяются ограничения в части допуска к российским госзакупкам.

Запрет на закупку импортного оборудования для нужд обороны и безопасности

Еще 24 декабря 2013 г. было принято постановление Правительства РФ № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Пунктом 1 этого постановления предусматривался запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков.

Постановлением № 1224 был установлен запрет на закупку для нужд обороны страны и безопасности государства следующих товаров:

  • машины литейные, используемые в металлургии или литейном производстве;
  • станки для обработки любых материалов путем удаления материала с помощью лазерного или другого светового или фотонного луча, ультразвуковых, электроразрядных, электрохимических, электронно-лучевых, ионно-лучевых или плазменно-дуговых процессов;
  • водоструйные резательные машины;
  • центры обрабатывающие, станки агрегатные однопозиционные и многопозиционные для обработки металла;
  • станки токарные металлорежущие;
  • станки металлорежущие для сверления, растачивания, фрезерования, нарезания наружной или внутренней резьбы посредством удаления металла;
  • станки обдирочно-шлифовальные, заточные, шлифовальные, хонинговальные, притирочные, полировальные и для выполнения других операций чистовой обработки металлов или металлокерамики при помощи шлифовальных камней, абразивов или полирующих средств;
  • станки продольно-строгальные, поперечно-строгальные, долбежные, протяжные, зуборезные, зубошлифовальные или зубоотделочные, пильные, отрезные и другие станки для обработки металлов или металлокерамики посредством удаления материала;
  • станки для обработки металлов объемной штамповкой, ковкой или штамповкой, станки для обработки металлов гибочные, кромкогибочные, правильные, отрезные, пробивные или вырубные, прессы для обработки металлов или карбидов металлов;
  • станки для обработки металлов или металлокерамики без удаления материала;
  • станки для обработки дерева, пробки, кости, эбонита, твердых пластмасс или аналогичных твердых материалов;
  • измерительные или контрольные приборы, устройства и машины для измерения или контроля геометрических величин.

Подтверждением отсутствия производства на территории России является включение товаров в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от  30.04.2009 № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования ( в т. ч. комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость». Альтернативным вариантом подтверждения отсутствия производства данного товара на территории России является заключение по результатам экспертизы, проводимой Минпромторгом России.

Запрет на закупку импортных машин

Постановление Правительства РФ от  14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запрещает закупать за бюджетный счет товары машиностроения, произведенные за пределами Российской Федерации, Беларуси, Армении и Казахстана. Подтверждением страны происхождения является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Армения или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от  20.11.2009.

Постановление № 656 касается ограничения на закупку, в частности, следующих транспортных средств и машин для различных работ:

  • бульдозеры на гусеничных тракторах;
  • бульдозеры на колесных тракторах и тягачах;
  • тракторы гусеничные;
  • экскаваторы самоходные;
  • автобусы;<
  • троллейбусы;
  • средства автотранспортные пассажирские;
  • автомобили грузовые;
  • снегоочистители;
  • вагоны трамвайные пассажирские.

Запрет на закупку товаров легкой промышленности

Следующим нормативным актом, направленным на стимулирование импортозамещения, стало постановление Правительства РФ от  11.08.2014 № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» (далее — Постановление № 791).

Постановлением № 791 установлен запрет на закупку, в частности, следующих иностранных товаров легкой промышленности:

  • ткани;
  • изделия готовые текстильные;
  • канаты, веревки, шпагат и сети;
  • материалы нетканые и изделия из нетканых материалов;
  • полотна кулирные и основовязаные трикотажные;
  • изделия трикотажные чулочно-носочные;
  • пуловеры, кардиганы и аналогичные изделия;
  • одежду из кожи;
  • спецодежду;
  • одежду верхнюю;
  • белье нательное;
  • меха и изделия меховые;
  • кожу;
  • чемоданы, сумки дамские и аналогичные изделия;
  • обувь.

Согласно п. 1 этого документа осуществление закупки государственными заказчиками товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением Республики Беларусь и Республики Казахстан), для обеспечения федеральных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, не допускается, за исключением случаев, если производство этих товаров на территориях Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан отсутствует. Уполномоченным органом, осуществляющим подтверждение отсутствия на территории России производства товаров, является Минпромторг России.

Запрет на  закупку медизделий

Еще на стадии концептуального обсуждения проект будущего постановления Правительства РФ от  05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102) вызвал дискуссии. В результате был избран относительно мягкий вариант ограничения закупок импортных медизделий.

В п. 2 Постановления РФ № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в утвержденный данным постановлением перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, при условии что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям документации о закупке заявок, которые одновременно:

  • содержат предложения о поставке одного или нескольких видов медицинских изделий, включенных в перечень, страной происхождения которых является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь или Республика Казахстан;
  • не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя.

Согласно Постановлению № 202 перечень импортных медицинских изделий, на закупку которых распространяется ограничение, довольно широк. В их числе — следующие укрупненные группы товаров:

  • медицинская одежда;
  • электрокардиографы;
  • томографы компьютерные;
  • ножницы микрохирургические и некоторые другие виды инструментов;
  • различные наборы реагентов и биохимических реагентов.

Преференции отечественным продуктам питания

Приказом Минэкономразвития России от  25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155) установлен не запрет на закупку иностранных продуктов, а преференции для продуктов российского, белорусского и казахстанского происхождения при проведении государственных и муниципальных закупок.

Пунктом 3 Приказа № 155 предусмотрено, что при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона или запроса предложений участникам закупки, заявки которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского или казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%. Согласно п. 6 этого же приказа в случае, если несколькими участниками конкурса, участниками запроса предложений представлены одинаковые условия исполнения контракта с учетом предоставления преференции, контракт заключается с участником конкурса, участником запроса предложений, имеющим право на предоставление преференции.

Согласно Приказу № 155 льготные условия установлены для участвующих в государственных и муниципальных закупках производителей в т. ч. следующих продуктов питания:

  • картофель;
  • морковь;
  • томаты;
  • огурцы
  • капуста;
  • виноград;
  • яблоки;
  • рыба
  • соль;
  • говядина;
  • свинина;
  • консервы;
  • икра;
  • пресервы;
  • масло подсолнечное;
  • мука пшеничная;
  • крахмал;
  • шоколад.

В п. 9 для целей реализации Приказа № 155 рекомендуется устанавливать в документации о закупке:

  • требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
  • требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
  • положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.

Перспективы развития импортозамещения в  регулируемых закупках

Даже из краткого обзора перечисленных выше нормативных актов видно, что для защиты отечественных производителей используется довольно разнообразный инструментарий. Это может быть полный запрет на закупку той или иной категории иностранных товаров либо запрет на закупку тех из них, которые производятся несколькими отечественными предприятиями. Это может быть и вообще не запрет, а преференции для заявок отечественных производителей, участвующих в закупке. Протекционистские меры могут распространяться лишь на определенный уровень контрактной системы либо охватывать все государственные и муниципальные закупки.

Важно, чтобы при введении новых мер в поддержку импортозамещения из всего этого ассортимента избирались наиболее действенные и безопасные инструменты. Ведь можно ожидать лишь расширения перечня отраслей, в которых в той или иной форме будет установлен протекционизм. Так, например, давно ожидаемой новеллой является постановление Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска программных средств и информационных продуктов вычислительной техники, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и дополнительного требования к участникам закупок услуг, связанных с использованием программных средств и информационных продуктов вычислительной техники». Остается надеяться на то, что при реализации данной новеллы не останутся без внимания реальные потребности заказчиков и то обстоятельство, что за редкими исключениями отечественный рынок программного обеспечения находится на начальных стадиях формирования и по сей день имеет обширный потенциал для развития.

Меры по импортозамещению включены и в План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденный распоряжением Правительства РФ от  27.01.2015 №  98-р. Стоит отметить, что в рамках реализации этого плана можно прогнозировать преференции для отечественных производителей в рамках закупок государственных компаний, которые регулируются Законом №223-ФЗ (до сих пор нормативные акты, стимулирующие импортозамещение в рамках закупок, касались лишь государственных и муниципальных заказчиков).

Вероятно, этот новый механизм по аналогии с уже существующими преференциями для субъектов малого и среднего предпринимательства будет реализован путем принятия соответствующего постановления Правительства РФ. Можно предположить, что заказчик, являющийся субъектом Закона №  223-ФЗ, в рамках своих закупок будет обязан выделять некий пул товаров, которые будет покупать по специальным процедурам только у отечественных предприятий. Такой механизм не будет нарушать принципы Закона №  223-ФЗ и позволит каждому конкретному заказчику самостоятельно определять перечень товаров, которые могут быть замещены отечественным рынком без снижения их качества.

Весьма сомнительна в контексте Закона №  223-ФЗ другая альтернатива — прямые запретительные меры, когда та или иная продукция не может закупаться у иностранных производителей ни при каких обстоятельствах. Возможность при этом проводить закупки белорусских, армянских и казахстанских товаров, конечно, снизит негативный эффект, но наиболее рациональной была бы инициатива, сформулированная в п. 59 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В нем говорится, что запрет на покупку иностранной продукции может быть установлен только при условии, что на рынке есть как минимум два российских или союзных аналога.

Однако и в этом случае возникает вопрос о том, что именно считать функциональными аналогами. Так, перечни запрещенной или ограниченной к приобретению иностранной продукции, как правило, формируются в соответствии с классификаторами. Именно таким образом был сформирован и упомянутый выше перечень медизделий. При этом отечественное оборудование далеко не всегда по своим функциям и качеству соответствует иностранной продукции, даже если относится к той же самой категории классификатора, что, в свою очередь, затрудняет работу врачей и создает риск снижения качества медицинских услуг.

По этой причине в рамках комплекса мер по стимулированию импортозамещения нелишними были бы детализированные критерии оценки аналогов, позволяющие достоверно установить возможность того или иного отечественного товара полноценно заменять одноименный товар иностранного производства. Это позволит заказчику закупать отечественную продукцию без риска поставить под угрозу реализацию соответствующей государственной и муниципальной функции. Ведь сфера регулируемых закупок вообще и государственных закупок в частности хотя и является локомотивом импортозамещения, но при этом подразумевает наибольшие риски в том случае, если меры по стимулированию импортозамещения будут реализованы механически, без учета возможных негативных последствий.

Импортозамещение в регулируемых закупках: проблемы и возможности

О других важных вопросах по данной теме вы можете узнать, подписавшись на  журнал "Госзаказ в вопросах и ответах"



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль