Несоблюдение заказчиками объективности в описании объекта закупки

898
Типичное несоблюдение заказчиками объективности в описании объекта закупки – излишние требования к показателям товаров. Расскажем об этом на примере закупок г.Москвы.

Закон о контрактной системе ввел понятие объективности в описании объекта закупки. В частности, согласно ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии. Одновременно Законом о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки не допускается включать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Однако практика показывает, что понятие объективности у всех заказчиков различное. Так, 56% нарушений, выявленных Московским УФАС России в рамках рассмотренных жалоб, связаны с нарушениями в части установления в документации о закупке излишних, слишком детализированных требований к объекту закупки, влекущих к ограничению количества участников закупки.

В 2014 г. в Московское УФАС России поступило 10 237 жалоб, из которых 8751 жалоба была подана относительно нарушений в рамках Закона о контрактной системе и 1486 жалоб — в рамках Закона № 94-ФЗ. При этом процент обоснованных жалоб на действия заказчиков увеличивается. Если в 2013 г. обоснованные жалобы составляли 56% от общего числа рассмотренных жалоб, то за 2014 г. обоснованными признано 72% рассмотренных жалоб.

Как и в предыдущие периоды, участники закупок наиболее активно обжалуют действия заказчиков, связанные с включением в документацию о закупках неправомерных требований к участникам и товарам, работам, услугам не предусмотренных Законом о контактной системе, а также действия заказчиков, связанные с нарушением порядка отбора участников закупок. Вместе с тем в 2014 г. впервые количество жалоб на положения документации превысило количество жалоб на нарушения порядка отбора участников закупки.

Излишние требования к показателям товаров

Зачастую заказчики при описании объекта закупки включают излишние требования к показателям товаров. Вместе с тем в составе заявки, помимо всего прочего, участники закупки обязаны указывать конкретные показатели используемого товара, которые должны соответствовать значениям, установленным документацией о закупке. Иначе согласно Закону о контрактной системе такой участник не может быть допущен к участию в аукционе.

Так, например, заказывая уличную скамейку, заказчик установил среди прочего требования, в частности, к таким характеристикам лака, которым покрыта эта скамейка, как «условная вязкость», «температура вспышки в закрытом тигле», адгезия и т. д. Описывая требования к бортовым камням, заказчик требовал указать характеристики воды, которая использовалась при производстве таких камней, и т. д.

Между тем подобные характеристики не декларируются производителями скамеек либо бортовых камней, следовательно, не могут быть известны покупателю. Кроме того, значения большинства таких характеристик могут быть определены при испытании конкретной партии товара. Вместе с тем, если заказчику важно качество покрытия уличной скамьи, логично установить требование всего лишь к марке лака, которая и будет отражать все его свойства. При этом достаточно единственного несоответствия указанным значениями или ГОСТам для снятия заявки с участия в аукционе.

Неустановление необходимых требований

Иногда заказчики настолько увлекаются составлением описанных выше излишних требований, что забывают указать по-настоящему необходимые. Так, заказчик, осуществляя закупку по устройству велосипедных дорожек в парке, предъявил требования ко множеству характеристик материалов, таким как: ацетилен (его химический состав), катанка (заготовки для производства проволоки), мешковина, известь и многие др. — это описание заняло очень много страниц в аукционной документации. Вместе с тем требования к велопарковкам, являющимся объектом закупки, ограничились лишь четырьмя пунктами, а именно ее цвет, длина, ширина и высота. Кроме того, к пункту проката, аркам и беседкам, которые подлежали установке, заказчиком в принципе не было предъявлено требований вообще.

Или возьмем другой пример: при проведении закупок на уборку снега заказчик предусмотрел положение в проекте государственного контракта о том, что исполнитель контракта несет материальную ответственность за нанесенный при выполнении работ ущерб. Однако техническое задание документации о закупке содержало также требования, влекущие к ограничению количества участников закупки, в частности к характеристикам товара «смеси бетонные», который применяется только при нанесении исполнителем такого ущерба. Таким образом, получается, что участник при подготовке заявки должен указать сведения о товарах, которые не используются им при выполнении работ, являющихся объектом закупки, вместо необходимого согласно Закону о контрактной системе единственного согласия на выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных документацией.

Рекомендации со знаком «минус»

К сожалению, не всегда рекомендации со стороны правительства заказчикам в отношении требований к участникам закупки являются правильными. Пример этого — приложение 5 к постановлению Правительства Москвы от 24.02.2012 № 67-ПП «О системе закупок города Москвы», в котором для участника электронного аукциона рекомендована форма «Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме».

Характеристики, отраженные в этой форме, в подавляющем большинстве случаев не отражают реальную потребность в тех или иных товарах заказчика, а также устанавливаются с единственной целью затруднить подготовку заявки и фактически умышленно ограничить круг потенциальных участников. Хотя в приложении 3 к этому же постановлению написано, что недопустима излишняя детализация параметров, не влияющих на реализацию потребности в целом, приводящая к ограничению количества потенциальных участников закупок.

Важно отметить положительную практику закупок некоторых заказчиков г. Москвы, исключивших в 2014 г. требование к этой форме в заявке, что делает невозможным злоупотребления со стороны заказчика, в т. ч. ущерб к качеству выполняемых работ.

Одним из принципов контрактной системы является принцип профессионализма заказчика, который заключается в том, что его деятельность осуществляется на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Таким образом, объективный характер закупки заключается в описании потребности заказчика в товаре с теми или иными характеристиками, а не в «копировании» стандартов и запутывании участников закупки при составлении заявок.

Контрактной службе и контрактному управляющему важно понимать, что результат заключенного контракта определяется не «хорошо подготовленной заявкой», а главным образом зависит от степени проработанности технического задания и последующей работы заказчика при исполнении контракта, в частности при приемке товара, работ и услуг и своевременном выставлении штрафных санкций в случае нарушения подрядчиком условий контакта.

Несоблюдение заказчиками объективности в описании объекта закупки

Подписывайтесь на журнал "Госзакупки" с приложением "Административная практика ФАС" и вы узнаете много интересного!



Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией




Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль