Обзор лучших мировых практик в сфере государственных закупок

2757
Анализ лучших, по мнению Организации экономического сотрудничества и развития, практики в сфере госзакупок в странах "Большой двадцатки".

Исполнительным комитетом Организации экономического сотрудничества и развития к очередному заседанию глав государств «Большой двадцатки» подготовлен обзор лучших мировых практик в сфере государственных закупок. Он включает анализ стран, являющихся членами «Большой двадцатки».

Данные материалы представляют большую ценность для российской стороны, т. к. анализ передового опыта в этой области крайне необходим для дальнейшего совершенствования сферы государственных и муниципальных закупок, в т. ч. на территории Таможенного союза и Евразийского экономического пространства.

Обзор сфокусирован на двух направлениях:

повышении прозрачности;

обеспечении целостности системы государственных закупок.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Повышение прозрачности системы госзакупок

На сегодняшний день в большинстве стран «Большой двадцатки» прозрачность закупок обеспечивается за счет их перевода в электронную форму. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при осуществлении государственных закупок позволяет снизить финансовые, административные и временные издержки.

Применение электронных форм закупок дает возможность сэкономить до 20% совокупного годового объема закупок.

К примеру, по данным Министерства планирования, бюджета и управления Бразилии, в 2012 г. экономия бюджетных средств за счет использования электронных форм закупок составила 19% совокупной стоимости контрактов (около 2,4 млрд евро).

Австралия

Важным аспектом обеспечения прозрачности государственных закупок является обязательность публикации в сети Интернет всей информации о закупке (план закупок, извещение о закупке, документация о закупке, сведения об исполнении контракта). В данном контексте наиболее интересным представляется опыт Австралии.

В соответствии с правилами государственных закупок Австралии все заказчики обязаны публиковать извещение и документацию о закупке стоимостью свыше 10,0 тыс. австралийских долл. (приблизительно 400 тыс. руб.) в государственной системе закупок AusTender (www.tenders.gov.au). Данный портал содержит не только стандартные документы о закупках (извещение, документация), но и большой объем статистической информации о государственных закупках, в т. ч. по следующим направлениям:

участие индивидуальных предпринимателей, а также малого и среднего предпринимательства в госзакупках;контракты, заключенные с иностранными поставщиками;соотношение поставленных товаров и оказанных услуг;двадцатка лучших категорий товаров и услуг (включая анализ стоимости контрактов);десятка лучших поставщиков.

Мексика

Обязанность публикации заказчиками информации о закупке в сети Интернет существует и в Мексике. Соответствующие сведения размещаются в информационной системе по государственным закупкам Мексики — Compranet (www.compranet.gob.mx), использование которой стало с 2009 г. обязательным для федеральных органов государственной власти. Помимо функции ознакомления с информацией о закупке в Compranet реализована возможность регистрации официальной жалобы на процедуру закупки, а также ознакомление с результатами рассмотрения жалоб.

Бразилия

Несколько иной подход к обеспечению прозрачности закупок реализован в Бразилии. Так, в 2004 г. был создан «Портал прозрачности» — Transparency Portal (www.portaldatransparencia.gov.br), который обеспечивает доступ в режиме реального времени к информации об исполнении бюджета, в т. ч. о расходах на осуществление госзакупок.

Для доступа на Transparency Portal не требуется прохождение регистрации или получение пароля. Наполнение портала осуществляется в автоматическом режиме (путем извлечения необходимой информации и данных из информационных систем органов государственной власти), что избавляет от необходимости выполнения специальных операций для публикации необходимых сведений.

С мая 2010 г. данные о доходах и расходах Transparency Portal обновляются ежедневно. Количество посещений портала увеличилось с 700 тыс. на начальном этапе его существования до 2,3 млн посещений в месяц (ежемесячный прирост количества посещений составляет от 10 до 230 тыс.).

Transparency Portal получил широкую известность на международном уровне. Так, в 2008 г. на  2-й Конференции членов Конвенции ООН против коррупции данный информационный ресурс был назван одним из лучших способов обеспечения прозрачности и борьбы с коррупцией.

США

Говоря о лучших практиках информационного обеспечения контрактной системы, нельзя не отметить опыт США. Так, с 1979 г. Федеральная система государственных закупок (Federal Procurement Data System) являлась основной базой данных о заключении контрактов органами государственной власти США. В 2003 г. она была модернизирована и получила новое наименование — Федеральная система государственных закупок «Следующее поколение» (Federal Procurement Data System «Next Generation», FPDS-NG).

FPDS-NG обеспечивает информационное сопровождение закупок 65 органов федерального правительства США и содержит информацию о закупках стоимостью 450 млрд долл. США (в годовом выражении), а также о 160 тыс. поставщиках.

Федеральная система FPDS-NG является основной для базы данных о правительственных расходах www.usaspending.gov, которая в т. ч. содержит информацию о государственных контрактах, грантах, ссудах и соглашениях о сотрудничестве. Также с помощью FPDS-NG можно в т. ч. получить информацию о тенденциях закупок правительственных учреждений, о влиянии государственных закупок на достижение социально-экономических целей, развитие отдельных регионов и рынков. С 2010 г. на www.usaspending.gov реализована функция поиска информации о субконтрактах (субдоговорах, субгрантах).

В некоторых странах прозрачность закупок обеспечивается не только посредством Интернета. Почти во всех странах «Большой двадцатки» публикуется решение об определении поставщика и о заключении контракта с победителем закупки. В то же время в таких странах как США, Канада, Великобритания является обязательным проведение заказчиками опроса участников закупки на предмет ясности и понятности правил закупки, а также справедливости принятого решения.

Южная Корея

Безусловным лидером в сфере информационного обеспечения закупок на сегодняшний день является Южная Корея. В 2002 г. Служба по государственным закупкам, центральное ведомство по закупкам Кореи, презентовала полностью интегрированную, сквозную систему электронных закупок KONEPS (www.pps.go.kr). Она охватывает весь цикл электронных закупок (начиная с регистрации и заканчивая контролем и оплатой контракта) и обеспечивает электронный обмен документами, связанными с закупками.

KONEPS взаимодействует со 140 внешними системами для обмена необходимой информацией и обеспечивает полную автоматизацию процесса закупки, включая сбор данных о квалификации поставщика, формирование отчета о доставке, выставление счета-фактуры, электронная оплата контракта.

В 2012 г. более чем 62,7% государственных закупок (106 млрд долл. США) в Южной Корее осуществлено с использованием системы KONEPS. На сегодняшний день в данной системе зарегистрировано 45 тыс. заказчиков и 244 тыс. поставщиков.

В целях снижения уровня злоупотреблений в сфере государственных закупок в Южной Корее стали использоваться электронные сертификаты. В 2010 г. был разработан и представлен электронный сертификат с распознаванием отпечатков пальцев (Fingerprint Recognition e-Bidding). В данной системе пользователь может совершить закупку для одной организации только с применением биометрического ключа доступа. При этом отсутствует единое хранилище биометрических данных пользователей, т. к. информация с отпечатками пальцев хранится только в электронном файле поставщика. Начиная с 2010 г. использование данной системы обязательно для всех организаций, осуществляющих закупки с применением KONEPS.

В 2011 г. Служба по государственным закупкам Южной Кореи запустила новый сервис, позволяющий осуществлять закупки с использованием смартфонов с помощью мобильного приложения.

Великобритания

В Великобритании опрос участников проводится в течение 15 дней после заключения контракта в форме личной беседы (по телефону) или видеоконференции. Возглавляет процедуру руководитель закупки.

Тема обсуждения зависит, главным образом, от характера закупки. Вместе с тем обсуждение ведется по заранее определенному сценарию. На первом этапе, после вступительного слова, участнику закупки разъясняется процедура рассмотрения и оценки заявок. На втором этапе обсуждаются достоинства и недостатки предложения участника закупки. После этого поставщика просят высказать мнение о процессе закупки, а также сообщить, имеются ли какие-либо проблемы или вопросы в отношении результатов закупки.

Важным аспектом данной дискуссии является то, что на всех ее этапах запрещено раскрывать информацию о предложениях других поставщиков. Результаты обсуждения фиксируются и сохраняются в документах о закупке. Материалы с такими обсуждениями снижают вероятность юридических проблем, а также повышают уровень доверия поставщиков к процедурам закупки.

Обеспечение целостности системы госзакупок

Помимо мероприятий по повышению прозрачности системы государственных закупок ( в т. ч. за счет более широкого применения информационно-телекоммуникационных технологий) в мировой практике имеются примеры, когда для повышения эффективности закупок внимание органов государственной власти сосредотачивается на обеспечении единства и целостности закупочной системы.

Турция

Одним из наиболее ярких примеров в формировании единой системы государственных закупок является опыт Турции. В 2002 г. в этой стране прошла серьезная реформа сферы государственных закупок, которая раньше отличалась следующими недостатками:

отсутствие единого законодательного акта, который распространял бы свое действие на всех участников системы государственных закупок;отсутствие необходимости публикации извещения для всех способов определения поставщиков (в том случае, когда публикация извещения требовалась, устанавливались слишком сжатые сроки подачи заявок, что серьезно снижало уровень конкуренции);отсутствие единых критериев оценки заявок потенциальных поставщиков;отсутствие необходимости публикации информации о победителе процедуры закупки.

Таким образом, система государственных закупок Турции до реформы отличалась своей закрытостью и низким уровнем законодательного регулирования.

С принятием в 2002 г. единого закона о государственных закупках в Турции было создано финансово и административно независимое агентство по государственным закупкам. Главными функциями данного агентства стали регулирование и мониторинг системы закупок.

В настоящее время руководство данного агентства формируется Советом министров Турции сроком на 4 года. Для претендентов на пост в агентстве является обязательным требование об отсутствии членства ( в т. ч. в прошлом) в  какой-либо политической партии. Назначенный руководитель агентства обязан дать клятву о том, что он будет честно и беспристрастно выполнять свои обязанности, а также что не будет нарушать (и не будет позволять другим нарушать) требования закона о государственных закупках.

К руководству агентства выдвигаются также и другие требования, в т. ч. невозможность работы в другой государственной или частной организации ( в т. ч. являться владельцем акций в коммерческих организациях), обязанность ежегодно предоставлять сведения о доходах, запрет на участие митингах и выборах, в которых участвуют «кровные родственники до третьего колена» или «родственники по браку до второго колена».

Канада

В ряде стран в целях обеспечения единства системы государственных закупок утверждаются кодексы этического поведения. Например, в Канаде существует Кодекс этического поведения государственного закупщика (The Code of Conduct for Procurement). Он  в т. ч. устанавливает, что представитель заказчика в своей деятельности руководствуется нормами законодательства о государственных закупках, что он должен незамедлительно сообщить в письменной форме о фактах подкупа или нарушений законодательства, что закупщики должны избегать конфликта интересов.

Также данный кодекс предусматривает, что представитель заказчика не должен принимать подарки, должен отсутствовать конфликт интересов в связи с семейным положением. Кодексом также установлены требования к поведению поставщиков: последние не должны привлекать заказчиков к нарушению закона, а также не должны нанимать сотрудников контрактной службы (в течение установленного времени).

3 вида нормативных правовых актов, устанавливающих этические нормы поведения участников системы госзакупок в странах G20

1. Законы и подзаконные нормативные правовые акты (Австралия, Австрия, Бельгия, Чехия, Корея, Люксембург, США, Великобритания, Испания).

2. Отдельный кодекс (свод) правил этического поведения в сфере государственных закупок (Бразилия, Канада, Франция, Турция, Мексика, Голландия).

3. Рекомендации (Ирландия, Дания, Германия).

Таким образом, в мировой практике широко применяются нормы, устанавливающие правила этического поведения участников системы закупок.

Германия

Другой пример обеспечения целостности системы государственных закупок реализован в Германии. Так, Федеральное агентство по закупкам Германии (Federal Procurement Agency) является правительственным учреждением, осуществляющим закупки для 26 различных федеральных органов государственной власти, фондов и  научно-исследовательских институтов. Данное агентство является вторым по величине «закупочным» государственным органом после Федеральной службы оборонных технологий и закупок (Federal Office for Defence Technology and Procurement).

В агентстве сформирован ряд механизмов, обеспечивающих профессионализм и высокую квалификацию сотрудников: служба поддержки, совет по предотвращению коррупции, служба организации семинаров и тренингов по предотвращению коррупции.

С 2001 г. для новых сотрудников является обязательным участие в тренингах по предотвращению коррупции. От представителей окружных судов они узнают о последствиях взяточничества и о возможных моделях поведения взяткодателей. В ходе обучения также демонстрируется, как необходимо себя вести в таких случаях. Особое внимание в ходе семинаров уделяется тем должностям, которые в большей степени подвержены коррупционным рискам.

В агентстве используется другой механизм противодействия коррупции — регулярная (каждые 5–8 лет) ротация персонала. Данный механизм, с одной стороны, позволяет избежать установления длительных контактов сотрудников агентства с поставщиками, а с другой, позволяет «разнообразить» деятельность сотрудников. Вместе с тем многие специалисты отмечают ограниченность частых кадровых перестановок, поскольку из-за высокого уровня специализации большинство сотрудников не могут изменить направление деятельности, а их знания являются крайне востребованными для закупочной деятельности.

Бразилия

Большое распространение в мире получило развитие институтов внешнего контроля в области государственных закупок. Так, в 2008 г. в Бразилии в целях непрерывного наблюдения и предотвращения злоупотреблений и коррупции в сфере государственных расходов была создана «Обсерватория государственных расходов» (Observatório da Despesa Pública). Основной целью данной организации является изучение имеющихся информации и данных о государственных расходах и идентификация нетипичных ситуаций, которые требуют дальнейшего расследования, даже если налицо отсутствует нарушение законодательства.

Во многих случаях последующая обработка и анализ данных проводится совместно со специалистами органов внутреннего контроля и аудита государственных учреждений. К примерам нетипичных ситуаций относят возможный конфликт интересов, необоснованное предоставление льгот, отказ от исполнения или внесение существенных изменений в условия контракта.

В 2013 г. было выявлено 60 тыс. ситуаций «возможного нарушения» процедур закупки, среди которых: наличие деловых отношений между поставщиками, участвующими в закупке, наличие личных отношений между должностными лицами заказчиков и поставщиков, несоблюдение поставщиками сроков подачи документов, получение заявок до публикации извещения о закупке, подача заявок в нерабочие дни, участие недавно зарегистрированных поставщиков (так называемых фирм-однодневок) в закупках, несоблюдение правил обоснования цены контракта (завышение стоимости), изменение условий контракта через месяц после его заключения.

Мексика

Другим примером внешнего контроля государственных закупок является институт общественных контролеров. Так, в Мексике с 2009 г. установлена обязанность осуществления общественного контроля для закупок стоимостью свыше 336 млн мексиканских песо (около 25 млн долл. США).

Общественный контроль может осуществляться неправительственными организациями и специалистами, отобранными по результатам открытых процедур Министерством государственного управления Мексики. Для этих целей ведется реестр специалистов, наделенных соответствующими полномочиями, а также осуществляется регулярная оценка эффективности их деятельности (непродуктивная деятельность влечет исключение из реестра общественных контролеров). В случае если для осуществления закупки требуется участие общественного контролера, соответствующий специалист отбирается из указанного реестра.

На сегодняшний день реестр общественных контролеров включает 5 общественных организаций и 34 специалиста в данной области.

Использование зарубежного опыта в России

Проведенный анализ мировых практик в сфере государственных закупок позволяет сделать вывод, что формируемая в настоящее время в Российской Федерации контрактная система в сфере закупок соответствует мировым практикам. Более того, в определенных направлениях российская система закупок не только опередила мировые тренды, но и выступает «законодателем мод» для многих, в т. ч. развитых стран мира. Речь идет прежде всего о создании официального сайта Российской Федерации www.zakupki.gov.ru. В ходе международных конференций часто отмечается, что не во всех развитых странах организован единый портал, на котором размещается вся информация о закупках. Вопрос о необходимости создания такого портала активно обсуждается в ходе заседаний Исполнительного комитета Соглашения по правительственным закупкам ВТО.

С другой стороны, можно отметить практики, которые должны приниматься во внимание архитекторами российской контрактной системы. Так, статистические данные о соотношении товаров, работ и услуг, о лучших категориях товаров, формируемые в австралийской AUSTender, могут, например, генерироваться информационной системой по ведению каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Создание каталога товаров, работ, услуг предусмотрено ст. 23 Закона о контрактной системе.

Сфера общественного контроля закупок, которая сегодня эксплуатируется отдельными «медийными персонажами» и общественными организациями, требует дальнейшей институционализации и профессионализации. В этом смысле весьма востребованным является мексиканский опыт.

Вне всякого сомнения должны быть продолжены мероприятия по развитию информационного обеспечения государственных закупок. Так, при создании единой информационной системы в сфере закупок должна учитываться реализованная в Мексике возможность электронной подачи жалобы на действия заказчиков.

При этом должен приниматься во внимание передовой опыт США и Южной Кореи (аналитические инструменты, демонстрирующие влияние государственных закупок отдельных регионов, осуществление закупок с помощью мобильных устройств и устройств биометрии).

Представляется, что формирование кодекса этического поведения государственного закупщика будет способствовать большей профессионализации данной деятельности и снижению коррупционных проявлений в этой сфере. За основу такого кодекса может быть взят Канадский кодекс.

Реализация указанных практик в сфере государственных закупок может быть осуществлена не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль