Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком

3421
Приказ № 189 качественно усовершенствовал порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком. Рассмотрим основные изменения в Законе о контрактной системе относительно этого порядка, а также остановимся на нерешенных вопросах в этой области.

Несмотря на то что согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не является абсолютной новеллой контрактной системы, устанавливающая данную процедуру норма Закона о КС стала одной из самых дискуссионных. Полемика обусловлена переходом от диспозитивной нормы права к императивной. Так, в соответствии с Законом №  94-ФЗ согласование несостоявшейся закупки являлось правом заказчика наряду с возможностью провести повторную процедуру. С момента же вступления в силу Закона о контрактной системе вышеуказанное право заменено безальтернативной обязанностью заказчика.

Изначально в Законе о контрактной системе необходимость согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) была установлена в отношении несостоявшихся закупок по всем без исключения конкурентным способам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В результате такого подхода контрольные органы захлестнула волна обращений относительно согласования заключения контракта. У заказчиков, в свою очередь, увеличились временные и трудовые затраты на подготовку документов для согласования, а в случае отказа осуществление повторной закупки.

Таким образом, возложенная на процедуру согласования функция дополнительного контрольного фильтра оказалась неоправданно обременительной.

В этой связи уже в 2014 г. в Закон о контрактной системе были внесены изменения, обеспечившие некоторую либерализацию процедуры согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), введены исключения из общего правила (табл. 1), а также продлен срок заключения контракта за счет установления точки отсчета — с даты получения согласования (не более 20 дней).

Таблица 1.
Первые новеллы законодательства относительно согласования заключения контракта с единственным поставщиком

Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Случаи, когда требуется согласование (в ред. Закона № 498-ФЗ) Исключения (в ред. Закона № 498-ФЗ)
Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс Части 1 и 7 ст. 55 Закона о КС
Электронный аукцион Части 1–3.1 ст. 71 Закона о КС
Запрос котировок Части 1 и 3 ст. 79 Закона о КС
Запрос предложений Часть 18 ст. 83 Закона о КС

Кроме указанных в табл. 1 исключений, Закон №  498-ФЗ отменил согласование заключения контракта в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 15 Закона о контрактной системе, регламентирующими особенности закупок автономными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями, иными юридическими лицами за счет средств из бюджетов различных уровней.

Новеллы приказа № 189

В 2015 г. изменения затронули и непосредственно порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В настоящее время он установлен приказом Минэкономразвития России от  31.03.2015 № 189 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (далее — Приказ № 189).

Рассмотрим, какие новеллы принес Приказ № 189 заказчикам при осуществлении согласования контракта с единственным поставщиком.

Первое, на что следует обратить внимание при оформлении обращения о согласовании по новым правилам, — это установление права подписи обращения о согласовании только руководителю заявителя или его заместителю. В Приказе № 189 отсутствует требование о приложении к обращению доверенности (или копии), подтверждающей полномочия лица на осуществление действий от имени заказчика.

Не нужно предоставлять теперь и копию решения (приказа) о назначении на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заказчика без доверенности.

Из информации и документов, которые должно содержать обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), исключены вызывавшие массу вопросов о целесообразности:

  • информация о поставщике (подрядчике, исполнителе) (наименование, место нахождения, идентификационный номер налогоплательщика), с которым предполагается заключить контракт, и обоснование того, что данное лицо соответствует требованиям Закона о контрактной системе и документации о закупках;
  • документ о согласии указываемого в обращении поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт в соответствии с требованиями и условиями документации о закупках и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении об осуществлении закупки.

Нужно отметить, что в состав обращения добавилось предоставление:

  • даты и номера извещения об осуществлении закупки, размещенного в ЕИС;
  • копий заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

В отношении документации о закупке также сделано уточнение о предоставлении копии.

Непосредственно процесс рассмотрения обращения стал более сжатым, в т. ч. за счет исключения следующих обязанностей контрольного органа:

  • осуществлять дополнительный запрос у заявителя недостающей информации и приостанавливать до получения ответа на запрос процедуру рассмотрения обращения;
  • осуществлять переадресацию обращения, в случае если оно содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа по подведомственности, и уведомление об этом заказчика.

Теперь в случае непредставления предусмотренных документов и (или) информации, а также направления обращения не по компетенции контрольный орган не рассматривает обращение и возвращает его заявителю в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня поступления обращения с указанием причин такого возврата (рис. 1, 2).

Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщикомРис. 1. Алгоритм рассмотрения обращения по старому порядку (приказ Минэкономразвития России от  13.09.2013 № 537)


 
Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщикомРис. 2. Алгоритм рассмотрения обращения по новому порядку (Приказ № 189)
 

Заявитель после возврата обращения вправе дополнить пакет документов и обратиться за согласованием повторно, однако по новому порядку рассмотрение такого обращения будет осуществляться на общих основаниях.

Приказом № 189 внесены изменения и в части организации рассмотрения обращения, а именно установлен исчерпывающий перечень лиц, которых контрольный орган может пригласить на рассмотрение. Исключено требование о привлечении независимых экспертов и добавлена возможность привлечения экспертных организаций.

Безусловно, ключевым изменением Приказа № 189 по сравнению с прежним порядком (приказ Минэкономразвития России от  13.09.2013 № 537 (далее — Приказ № 537) является возможность согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при наличии выявленных нарушений законодательства, если они не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Закон о контрактной системе не содержит формулировки понятия «результат определения поставщика»: данное словосочетание встречается в ч. 2 ст. 103 этого закона, устанавливающей внесение в реестр контрактов, в качестве информации, в т. ч.«даты подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)».

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) — это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в установленном порядке, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд и завершаются заключением контракта.

Таким образом, в ходе рассмотрения обращения контрольным органом будет осуществляться:

  • проверка всех действий заказчика при осуществлении закупки на наличие нарушений законодательства в сфере закупок;
  • деление нарушений на две категории: повлиявшие на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не оказавшие такого влияния, при этом критерии оценки нарушений Приказом № 189 не предусмотрены.

Следует отметить, что в Приказе № 537 был установлен исчерпывающий перечень нарушений, являющихся основанием для отказа в согласовании, а именно:

  • если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в т. ч.неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • установление в документации о закупках требований к участникам закупки, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
  • установление в документации о закупках требований к поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки;
  • выявления факта необоснованного ограничения заявителем круга участников предполагаемых закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо проведенных закупок в случае обращения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Обобщенная формулировка в Приказе № 189, с одной стороны, расширяет дискреционные полномочия контрольного органа, с другой — повышает шансы заказчика получить согласование, если при осуществлении закупки были допущены, к примеру, технические ошибки или несущественные недочеты в оформлении документации.

В отношении отказа в согласовании Приказом № 189 установлено требование о наличии мотивированного обоснования такого решения. На наш взгляд, введение данного требования является своего рода противовесом предоставленной контрольным органам широте усмотрения при оценке выявленных в ходе рассмотрения обращения нарушений. Кроме того, необходимость мотивации отказа обеспечит барьер субъективизму в принимаемых решениях и поспособствует выработке единообразной правоприменительной практики.

Таблица 2.
Новеллы Приказа № 189 относительно организации рассмотрения обращения

Контрольный орган вправе: Приказ № 189 Приказ № 537
Пригласить на рассмотрение обращения Заявитель, участники закупки, оператор электронной площадки Лиц, чьи интересы могут быть затронуты решением контрольного органа
Привлечь к рассмотрению обращений Эксперты, экспертные организации Независимых экспертов

Нерешенные вопросы

Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что изменение порядка согласования заключения контракта — закономерный итог развития контрактной системы с учетом правоприменительной практики.

В то же время еще остались нерешенные вопросы в части применения п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Так, Приказом № 189 по-прежнему предусмотрено предоставление в обращении о согласовании контракта бумажных копий документов о закупке и прочей информации, размещенной на Официальном сайте.

На практике нередко возникают ситуации, когда уполномоченный на осуществление контроля орган субъекта РФ отказывает в согласовании заключения контракта, и поставщик (подрядчик, исполнитель) обжалует такое решение в территориальное УФАС России. По результатам рассмотрения жалобы нарушения, на основании которых было отказано в согласовании, не подтверждаются, жалоба признается обоснованной, и УФАС России выдает заказчику предписание заключить контракт. Заказчик повторно направляет обращение о согласовании заключения контракта в орган по контролю субъекта РФ и получает отказ по тем же основаниям. В результате заказчик, осуществляя закупку без нарушений действующего законодательства, заключить контракт не может.

Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность выдачи ФАС России предписаний контрольному органу субъекта РФ. Иерархия принятия решений, закрепленная в ч. 19 ст. 99 Закона о контрактной системе, касается плановых и внеплановых проверок и не применяется по отношению к рассмотрению обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для решения вышеуказанной проблемы считаем целесообразным дополнить установленные ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе основания для проведения внеплановой проверки поступлением обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Новый порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком

О других спорных вопросах относительно заключения контракта с единственным поставщиком, вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль