Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для госнужд

2823
Рассмотрим ключевые моменты концепции создания каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, формирование и ведение которого осуществляет Минэкономразвития России.

Законом о контрактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Каталог ТРУ).

Согласно ст. 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки формируется в т. ч. с использованием Каталога ТРУ и указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. Наименование объекта закупки с 1 января 2017 г. указывается в соответствии с Каталогом ТРУ.

Таким образом, все процедуры закупочного цикла (начиная от планирования до внесения информации в реестр контрактов) осуществляются с использованием информации, размещаемой в Каталоге ТРУ. Формирование и ведение Каталога ТРУ в  единой информационной системе обеспечивается Минэкономразвития России.

Необходимость создания Каталога ТРУ обусловлена большим количеством злоупотреблений, которые в настоящее время допускают заказчики при описании наименования объекта закупки. Правоприменительная практика показывает, что зачастую заказчики «произвольным» образом подходят к описанию закупаемого товара (работы, услуги).

Нередки случаи, когда в документации о закупке вместо наименования закупаемого товара «бензин» указывается «топливо прозрачное для автомобилей», а его количество обозначается не в литрах, а в килограммах.

Подобные случаи «нестандартного подхода» заказчиков к описанию объекта закупки встречаются в практике по следующим причинам:

  • несовершенство классификационной основы, которой пользуются заказчики при описании объектов закупок;
  • отсутствие навыков у заказчиков при выборе классификационной позиции соответствующего товара, работы или услуги;
  • злонамеренное использование некорректных формулировок заказчиками при описании наименования объекта закупки и количества закупаемого товара, работы или услуги в целях формирования документации о закупке «под своего поставщика».

В целях решения указанных проблем, а также с целью реализации соответствующих положений Закона о контрактной системе Минэкономразвития России была разработана концепция создания Каталога ТРУ (далее — концепция).

Описание Каталога ТРУ

Согласно концепции Каталог ТРУ представляет собой структурированную на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034–2007 (КПЕС 2002) номенклатуру товаров, работ, услуг (включает коды и наименования группировок) и соответствующие карточки товаров, работ, услуг (рис. 1).

Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для госнуждРис. 1. Каталог ТРУ
 

Код Каталога ТРУ состоит из четырех блоков с применением соответствующих разделителей.

Структура кода Каталога ТРУ:

ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ - ХХХХ . A ХХХХХХХХХ
Первый блок Разделительное тире Второй блок Разделительная точка Третий блок Четвертый блок

Первый блок кода (первые девять цифр) формируется на основе кода ОКПД, установленного в качестве классификационной основы Каталога ТРУ.

Во втором блоке (четыре цифры после разделительного тире) используется код, состоящий из четырех цифровых знаков, для образования четырех ступеней классификации с использованием иерархического метода классификации.

В третьем блоке (буква латинского алфавита, стоящая после разделительной точки) используется код, состоящий из одного латинского символа для обозначения принадлежности данного каталогизированного объекта к товарам, работам, услугам или объектам закупки — кода объекта учета Каталога ТРУ. Для объектов закупки принят символ Z, для товаров, работ и услуг — G.

В четвертом блоке (последние девять цифр) используется код, состоящий из девяти цифровых знаков, для образования классификационных группировок широкого ассортимента товаров, работ, услуг с использованием порядкового метода кодирования (таблица).

Рассмотренный принцип формирования кода Каталога ТРУ позволяет сформировать 1 млрд типов товаров, работ, услуг.

Что касается наименований группировок Каталога ТРУ, то концепцией предусмотрено их формирование на основе ОКПД.

Так называемая карточка товаров, работ, услуг (или каталожное описание товаров, работ, услуг) представляет собой входящий в состав Каталога ТРУ машинно-ориентированный документ, содержащий унифицированный набор реквизитов и позволяющий получить сведения об обозначении, наименовании и описании конкретных товаров, работ, услуг, их основных характеристиках, нормативно-техническом документе, в соответствии с требованиями которого они выпускаются, сведения о поставщике и производителе товара, работы или услуги, включая информацию о ценовом предложении поставщика, а также другую информацию.

Иными словами, карточка товаров, работ, услуг (далее — Карточка ТРУ) представляет собой некую «табличную форму», которая включает исчерпывающую информацию о конкретном товаре, работе или услуге, в т. ч.:

ценовое предложение поставщика и изображение товара;информацию о поставщике товара, работы, услуги;информацию о производителе товара, работы, услуги;переходные ключи к сопоставляемым классификаторам;информацию о нормативных правовых документах, регламентирующих закупку соответствующего товара, работы или услуги;иную информацию.

Архитектура Каталога ТРУ

По результатам анализа отечественного и международного опыта формирования систем каталогизации товаров, работ, услуг была предложена следующая архитектура Каталога ТРУ (рис. 2).

Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для госнуждРис. 2. Архитектура Каталога ТРУ
 

Данная архитектура предусматривает, что в единой информационной системе формируется информационная система по ведению Каталога ТРУ (далее — ИС Каталога ТРУ), которая на основе сведений о товарах, работах, услугах позволяет сформировать объект закупки, в т. ч. с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничений (например, нормирование закупок).

Основными группами пользователей ИС Каталога ТРУ должны стать:

  • федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление регулирования и контроля контрактной системы в сфере закупок, осуществляющие разработку нормативных правовых актов в данной сфере, в т. ч. на основе аналитических данных, формируемых ИС Каталога ТРУ;
  • оператор Каталога ТРУ (организация, привлекаемая на конкурентной основе в соответствии с положениями Закона о КС), основными задачами которого являются ведение и наполнение ИС Каталога ТРУ, а также обработка заявок заказчиков и специализированных (экспертных) организаций на включение соответствующей информации в Каталог ТРУ (на формирование «карточки товара, работы или услуги»);
  • специализированные (экспертные) организации, сформированные на территории Российской Федерации по территориальному или функциональному признаку, основной функцией которых должен стать прием заявок коммерческих организаций на включение информации в Каталог ТРУ (проверка правильности описания соответствующего товара, работы или услуги), их обработка и направление оператору Каталога ТРУ;
  • заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, которые должны включить в документацию о закупке наименование объекта закупки и идентификационный код закупки на основе информации, содержащейся в Каталоге ТРУ;
  • пользователи сети Интернет, которые в свободном доступе могут получить информацию о номенклатуре товаров ( в т. ч. информацию о ценах), закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При формировании концепции были проанализированы 23 практики создания систем каталогизации, в т. ч. опыт формирования и функционирования Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД), Единой межгосударственной системы каталогизации Модельного статистического классификатора продукции (СКП), Государственной системы каталогизации продукции Республики Беларусь (ГСКП), Международной стандартной отраслевой классификации всех видов экономической деятельности (МСОК), Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (Всемирная таможенная организация), Федеральной системы каталогизации США, Общей отраслевой классификации видов экономической деятельности в рамках Европейского союза (КДЕС).

Наполнение Каталога ТРУ

В самом общем виде процесс внесения необходимой информации о товарах, работах, услугах в Каталог ТРУ представлен следующим образом.

Экспертная организация получает запрос на создание нового или изменение существующего товара, работы, услуги от поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчика либо определяет необходимость включения в Каталог ТРУ нового товара, работы или услуги в результате анализа существующих ассортиментных позиций в Каталоге ТРУ. Далее экспертная организация проводит анализ Каталога ТРУ на предмет определения классификационной группы, в которую планируется включить новый товар, работу или услугу.

В случае отсутствия классификационной группы либо принятия решения о расширении таковой экспертная организация направляет запрос оператору Каталога ТРУ. Оператор Каталога ТРУ самостоятельно либо совместно с экспертной организацией принимает решение о создании новой классификационной группы. В тех случаях, когда выделенные классификационные признаки не обеспечивают покрытие всего множества рассматриваемых товаров, работ или услуг, принимается решение о введении группировки с «прочими» для оперативного использования Каталога ТРУ. Использование «прочих» заказчиками может являться прямым указанием для оператора Каталога ТРУ для принятия самостоятельного решения по детализации соответствующих группировок Каталога ТРУ.

Главное назначение «прочих» — обеспечение возможности выбора заказчиком кода для закупки в отсутствие конкретного типа товара, работы или услуги в каталоге на момент формирования заказа.

В случае наличия классификационной группы для включения в ее состав нового товара, работы или услуги экспертная организация контролирует включенные в данную группу товаров, работ, услуг на предмет исключения дублирования.

После проведения контрольных мероприятий на предмет дублирования позиций Каталога ТРУ создается Карточка ТРУ, в которую вносятся выявленные и систематизированные для данного товара, работы, услуги характеристики и их значения. Созданная карточка направляется для утверждения оператору Каталога ТРУ. Оператор Каталога ТРУ утверждает и вносит товар, работу или услугу в Каталог ТРУ или отправляет Карточку ТРУ на доработку в экспертную организацию.

Важно отметить, что при утверждении Карточки ТРУ оператором в ИС Каталога ТРУ может быть установлено ограничение (или запрет) с учетом принятых нормативных правовых актов в сфере государственных закупок (импортозамещение или нормирование в сфере государственных закупок).

При наличии ценового предложения по товарам, работам, услугам оператор Каталога ТРУ вносит данное ценовое предложение в соответствующий реквизит Карточки ТРУ с указанием срока действия ценового предложения.

Инициаторами запроса на внесение изменений в реквизиты Карточки ТРУ в части ценового предложения могут выступать только поставщики (подрядчики, исполнители).

Создание «объекта закупки» в Каталоге ТРУ

Следует отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрено определение понятия «объект закупки», что приводит к неоднозначному пониманию данного термина участниками контрактной системы. На практике объектом закупки может выступать не только, например, конкретный стол или стул, но и набор из нескольких товарных позиций (документация о закупке может предусматривать единовременную закупку канцелярских товаров и канцелярской мебели) или высокосложный товар, работа или услуга, которые в силу объективных причин не могут быть классифицированы.

В связи с этим концепцией предусмотрена возможность формирования простого объекта закупки (состоящего из одной каталожной позиции) и сложного объекта закупки (состоящего из нескольких каталожных позиций).

В большинстве случаев для стандартных объектов закупок можно будет автоматически выполнить расчет начальной (максимальной) цены, что может стать обоснованием НМЦК. В ряде случаев заказчику для описания объекта закупки потребуется указать уникальные характеристики, добавив их к стандартному набору характеристик. Такие объекты закупки будут уникальными (сложными).

Таким образом, концепцией предусмотрено формирование механизма, который позволит сократить количество ошибок ввода при осуществлении закупок заказчиком, а также установить единые требования к качеству товаров, работ, услуг, исключающих возможность формирования технических требований закупки под конкретного поставщика.

Концепция создания каталога товаров, работ, услуг для госнужд

О других важных вопросах по данной теме вы можете узнать, подписавшись на  журнал "Госзаказ в вопросах и ответах"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль