Доказательства нарушений заказчиков при проведении контрольных мероприятий

877
Даем конкретную методологию сбора информации и фактических данных для получения доказательств вины заказчиков.

Сбор информации и фактических данных для получения доказательств вины проверяемого субъекта является одной из основных стадий проведения контрольного мероприятия. При этом собранные контрольными органами при проведении проверок информация и фактические данные, доказывающие вину должностных лиц заказчиков, должны быть достаточными, достоверными и надежными. Так, информация будет считаться достаточной в случае, если ее количество достаточно для составления объективных и обоснованных выводов. В свою очередь, информация и фактические данные являются достоверными, если они соответствуют фактам и имеют документально подтвержденные сведения. А надежными считаются информация и фактические данные, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. Надежность информации и фактических данных зависит от источника (внутренний — проверяемый объект или внешний — третьи лица) и от формы предоставления (визуальной, документальной или устной).

Анализируя складывающуюся практику контроля реализации Закона о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что для сбора информации о выявляемых правонарушениях контрольные органы применяют проверки документов, повторные проверки (пересчеты), физические наблюдения и интервью (опросники). Рассмотрим каждый из этих методов сбора доказательств вины организаторов закупки на конкретных практических примерах.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Проверка документов

Для обеспечения уверенности в получении необходимой информации при наличии системы централизованного хранения контрактов, счетов-фактур, денежных оправдательных документов, отчетов контрольные органы проводят проверку документов.

Например, Печорской межрайонной прокуратурой в ГБУЗ Республики Коми «Печорский противотуберкулезный диспансер» проведена проверка документов при заключении договоров до 100 тыс. и выявлены договора от 02.07.2014 № 47004380 с ООО «Фарма-М» на сумму 2200 руб., договора от 02.07.2014 № 47004377 с ООО «Фарма-М» на сумму 3220 руб., от 07.07.2014 № 93 с ООО «ПХМК» на сумму 30 тыс. руб., от 18.07.2014 № 7123 с ИП <…> на сумму 12 641 руб. 50 коп., которые были заключены с нарушением п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

В п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующем случае: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Однако проверенное прокуратурой учреждение к 02.07.2014 заключило договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на сумму 2 млн руб. Вместе с тем ГБУЗ РК «Печорский противотуберкулезный диспансер» продолжило заключение договоров с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, превысив 2 млн руб. Так, ГБУЗ РК «Печорский противотуберкулезный диспансер» заключены договор от 02.07.2014 № 47004380 с ООО «Фарма-М» на сумму 2200 руб., договор от 02.07.2014 № 47004377 с ООО «Фарма-М» на сумму 3220 руб., от 07.07.2014 № 93 с ООО «ПХМК» на сумму 30 тыс. руб., от 18.07.2014 № 7123 с ИП <…> на сумму 12 641 руб. 50 коп. без проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что нарушило принципы открытости, прозрачности закупок и единства контрактной системы в сфере закупок, установленные ст. 7, 11 Закона о контрактной системе и не давало возможности другим хозяйствующим субъектам принять участие в закупке.

По мнению Печорской межрайонной прокуратуры, принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет административную ответственность по ч. 2 ст. 7. 29 КоАП РФ.

Как следует из постановления о назначении административного наказания Коми УФАС России от 22.01.2015 № 04–05/610 и. о. заместителя главного врача по экономическим вопросам ГБУЗ РК «Печорский противотуберкулезный диспансер», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 тыс. руб. за принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в т. ч. решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Повторная проверка (пересчет)

С целью проверки арифметической точности расчетов на предмет соответствия действующему законодательству применяется перепроверка (пересчет).

Так, Прокуратура Брянской области при проверке Департамента экономического развития Брянской области выявила нарушения требований ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СО НКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, путем:

  • роведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом НМЦК не должна превышать 20 млн руб.;
  • осуществления закупок с учетом положений ч. 5 указанной статьи, поскольку заказчиком — Департаментом экономического развития Брянской области — в 2014 г. не осуществлены закупки у СМП, СО НКО.

В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что совокупный годовой объем закупок Департамента экономического развития Брянской области на 2014 г. составил 61 194 600 руб., из них:

  • объем закупок, по итогам которых заключены контракты в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ; (до 1 января 2014 г.), исполнение и оплата которых осуществлялась в 2014 г., — 30 784 000 руб.;
  • объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе — 2 119 000 руб.

В 2014 г. Департаментом экономического развития Брянской области осуществлено 8 закупок способом запроса котировок, 3 закупки путем проведения электронного аукциона на общую сумму 17 362 349,29 руб.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок, рассчитанный с учетом положений ч. 1.1 ст. 30 Закона о контрактной системе, составляет 17 362 349,29 руб., следовательно, Департаменту экономического развития Брянской области надлежало осуществить закупки у СМП и СО НКО на сумму не менее чем 2 604 352,39 руб.

При этом ни при формировании плана-графика размещения заказа для обеспечения государственных нужд на 2014г., ни при внесении изменений в него заказчик не предусмотрел осуществление закупок у СМП и СОНКО.

На основании вышеизложенного установлено событие административного правонарушения, выразившееся в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СО НКО менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Оценивая доказательства по делу в их совокупности, а также учитывая, что должностным лицом заказчика осуществлены закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд у СМП, СО НКО менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, контрактному управляющему Департамента экономического развития Брянской области «<…>» в соответствии с ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 тыс. руб. (см. постановление о назначении административного наказания Брянского УФАС России от 09.04.2015 № 212).

Физическое наблюдение (осмотр)

С целью установления фактического (физического) наличия активов (объектов) и реальных результатов от реализации контракта контрольными органами применяется физическое наблюдение (осмотр). В ряде случаев это может являться единственным методом для проверки фактического исполнения контрактных обязательств.

Так, Счетной палатой РФ выявляются путем осмотра оплаченные по контрактам невыполненные работы, непоставленные товары либо приемка товаров, работ ненадлежащего качества, в т. ч. опасных для жизни и здоровья граждан.

Например, в ходе выездной проверки был произведен осмотр капитально отремонтированных домов. По его результатам установлено, что ремонт и утепление фасадов осуществлены не стальным гнутым профилем, как указано в актах выполненных работ, а виниловым сайдингом, рыночная стоимость которого лежит в диапазоне от 140 до 300 руб. за м2, а фактически был приобретен по цене 159,83 руб. за м2. Также установлено, что ряд работ по ремонту кровли не выполнялся (ремонт деревянных элементов конструкций крыши — укрепление стропильных лаг расшивкой досками с двух сторон, ремонт деревянных элементов конструкций крыши — смена стропильных ног расшивкой из брусьев, смена обрешетки с прорезями досок до 50 мм, устройство пароизоляции прокладочной в один слой). При осмотре дома выявлено, что при ремонте систем теплоснабжения установлена 1 задвижка диаметром 80 мм вместо 9 шт.; теплоизоляция 580 м трубопровода осуществлена трубками Термофлекс (ТЕР 26-01-01 7–01) по стоимости прямых затрат с учетом материалов 191,02 руб./10 м в ценах 2001 г., а не матами прошивными из супертонкого стекловолокна в количестве 22,9 м3 (ТЕР 26-01-01 0–01) по стоимости прямых затрат 768,5 руб./м3 и дополнительной стоимости 28,4 м3 материала по цене 2 753,28 руб./м3 в ценах 2001 г. Таким образом, оплата невыполненных работ составила 32,5 тыс. руб. и завышение стоимости выполненных работ и использованного материала — 411,7 тыс. руб.

При ремонте системы ХВС задвижки диаметром 90 мм не установлены; теплоизоляция 297 м трубопровода осуществлена трубками «Термофлекс» (ТЕР 26-01-01 7–01) по стоимости прямых затрат с учетом материалов 191,02 руб./10 м в ценах 2001 г., а не матами прошивными из супертонкого стекловолокна в количестве 6,463 м3 (ТЕР 26-01-01 0–01) по стоимости прямых затрат 768,5 руб./м3 и дополнительной стоимости 8,004 м3 материала по цене 2 753,28 руб./м3 в ценах 2001 г. Таким образом, оплата невыполненных работ составила 36,6 тыс. руб. и завышение стоимости выполненных работ и использованного материала — 127,6 тыс. руб. Кроме того, не выполнены работы по сверлению отверстий дрелью (250 шт.), пробивка отверстий в кирпичных стенах (250 шт.) на общую сумму 13,2 тыс. руб. Помимо этого, ремонт кровли выполнен некачественно, крыша протекает над 4-м подъездом. Следовательно, средства в сумме 2 699,6 тыс. руб. затрачены неэффективно.

Бесспорно, что вышеуказанные факты перенаправляются в правоохранительные органы с целью дополнительной уголовно-правовой квалификации действий должностных лиц, допустивших принятие и последующую оплату фактически невыполненных объемов работ.

Интервью (опросник)

С целью понимания сущности правонарушения и уточнения полученных фактов применяется интервью. Следует иметь в виду, что в случае ложных ответов проведение интервью может привести к получению недостоверных доказательств вины должностных лиц организаторов закупок.

Ярким примером является практика проведения интервью с целью выявления фактов включения в лот функционально и технологически несвязанных товаров, работ, услуг.

Например, представитель заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что в предмет контракта строительство перинатального центра в г. Нальчике «под ключ» включена поставка монтируемого и немонтируемого оборудования (шкаф сушильный; стерилизатор (автоклав) паровой; электрокардиограф многоканальный; портативный цифровой ультразвуковой сканер; светильник медицинский; стол для санитарной обработки новорожденных; аппарат ИВЛ транспортный; гладильная машина). Следовательно, как указано в решении ФАС России по делу № К-1679/14 от 17.11.2014 заказчиком в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка мебели и оборудования, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что, ограничивая количество участников закупки, не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, а также содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В другом случае заказчик — ГБОУ кадетская школа-интернат «Клинцовская кадетская школа-интернат „Юный спасатель“ им. Героя Советского Союза С. И. Постевого» — выразил раскаяние, а самое главное — признал факт нарушения законодательства о контрактной системе, выразившийся во включении в один лот функционально и технологически не связанных между собой бытовой химии, хозтоваров (средств для уборки помещения), посуды, что обусловило выдачу Брянским УФАС России предписания об устранении выявленного нарушения и разделения заказчиком проводимой закупки на отдельные лоты (см. постановление о прекращении производства об административном правонарушении Брянское УФАС России от 03.03.2015 № 102).

Как видно из вышеприведенных примеров, проведение интервью и получение соответствующей информации помогает контрольным органам классифицировать и признавать нарушением спорные моменты практики применения законодательства о закупках, в частности функциональной и технологической связи закупаемых товаров, работ, услуг в одном лоте.

Доказательства нарушений заказчиков при проведении контрольных мероприятий

Комментарии экспертов по данной теме, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль