Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

690
Итоги аудита электронных площадок.

Обзор рынка электронных площадок

В январе 2015 г. с Официальным сайтом было интегрировано 127 электронных площадок, обеспечивающих проведение закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ. При этом в июле 2015 г. число указанных электронных площадок увеличилось до 153.

На основании данных о государственной регистрации юридических лиц, полученных с использованием официального сайта ФНС России www.nalog.ru, был проведен анализ участников (учредителей) операторов 65 крупнейших электронных площадок. В выборку попали площадки с ежегодным оборотом закупок юридических лиц на сумму более 100 млн руб.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Итоги аудита площадок оказались вполне предсказуемы:

  • в состав учредителей 15 операторов электронных площадок входят юридические лица, зарегистрированные в иностранных (в т. ч. офшорных) юрисдикциях. Таким образом, структура собственности каждой десятой электронной площадки не является в полной мере прозрачной, все конечные бенефициары таких площадок не известны;
  • участниками (учредителями) юридических лиц 17 операторов электронных площадок по Закону № 223-ФЗ являются заказчики, которые сами осуществляют закупки на этих электронных площадках. То есть 17 крупнейших заказчиков осуществляют закупки на аффилированных электронных площадках;
  • в ряде случаев получить сведения об акционерах юридических лиц – операторов электронных площадок по Закону № 223-ФЗ не представляется возможным в связи с тем, что эти сведения отражаются только в реестрах акционеров, держателем которых являются сами юридические лица;
  • более 90% (более 5,4 трлн руб.) объема закупок товаров, работ, услуг осуществлено на 10 электронных площадках по Закону № 223-Ф3 (из которых 5 электронных площадок аффилированы с заказчиками, 3 – подконтрольны юридическим лицам, зарегистрированным в иностранной юрисдикции). Таким образом, для функционирования системы закупок отдельных видов юридических лиц достаточно около 10–15 функционирующих электронных площадок.

Следовательно, сегодняшнее функционирование электронных площадок не обеспечивает достаточный уровень прозрачности и открытости закупок.

Пять причин регулирования деятельности электронных площадок

Во-первых, в настоящее время деятельность операторов электронных площадок не урегулирована ни одним нормативным правовым актом. Отсутствуют требования к юридическому лицу, владеющему электронной площадкой, и не определена его ответственность. В том числе существует обязанность оператора электронной площадки обеспечивать конфиденциальность информации о заявках участников и сохранность электронных документов. Также не установлены требования к информационной безопасности и устойчивости в работе электронной площадки.

Такая стихийная организация рынка электронных площадок не способствует развитию добросовестной конкуренции в сфере закупок.

Во-вторых, операторы электронных площадок не являются субъектами контроля ни для одного контрольного органа. Это приводит к тому, что участник закупки, в отношении которого совершены противоправные действия, не может подать жалобу непосредственно на действия (бездействие) оператора электронной площадки. Для защиты своих прав такой участник должен обращаться в ФАС России с жалобой на нарушение законодательства о защите конкуренции. Либо же в полицию с заявлением о том, что он стал объектом мошеннических действий.

По информации ФАС России, 17% рассмотренных в 2013–2015 гг. жалоб на нарушения в сфере закупок, связано с обжалованием действий (бездействия) операторов электронных площадок при проведении закупочных процедур.

Данный факт свидетельствует о том, что каждая шестая жалоба в сфере закупок связана с функционированием электронных площадок.

Следствием данной проблемы является ущемление прав и интересов предпринимательства.

В-третьих, не установлены единые требования к порядку аккредитации участников закупок на электронных площадках. Потенциальным участникам закупок необходимо приобретать многочисленные сертификаты ключей электронной подписи, что приводит к возникновению дополнительных временных и финансовых затрат участников закупок.

В-четвертых, ряд операторов электронных площадок взимает плату за аккредитацию, плату за абонентское обслуживание, за участие в торгах, за иные (в т. ч. навязанные) услуги. Размер этой платы не нормирован, что вынуждает участников рынка нести необоснованные издержки только для того, чтобы получить доступ к участию в закупках заказчиков (вне зависимости от их результата).

В-пятых, не установлена обязанность применения операторами электронных площадок государственной информационной системы «Независимый регистратор» (далее – ИС «Независимый регистратор»). Это не позволяет участникам закупок и контрольным органам фиксировать неправомерные действия при проведении электронных процедур.

Так, по информации ФАС России, большая часть жалоб (58% от общего количества) на действия (бездействие) операторов электронных площадок не могла быть рассмотрена по существу.

Рекомендуем ознакомиться:

Когда форма – всё. Инфографика

Причина тому – отсутствие доказательств, подтверждающих факт наличия сбоя, технических неисправностей в работе электронной торговой площадки, возникших по вине оператора ЭП.

Пути урегулирования негативной практики функционирования электронных площадок

Над исправлением ситуации начата работа на законодательтном уровне. В Государственную Думу уже внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”».

Проектом предполагаются поправки в Закон № 223-ФЗ, в т. ч. в части регулирования деятельности операторов электронных площадок, обеспечивающих осуществление закупок отдельными видами юридических лиц.

Законопроект рассматривался 22 апреля 2015 г. на Экспертном совете по контрактным отношениям при Минэкономразвития России, а также 21 июля 2015 г. на «нулевых чтениях» Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам инвестиционного климата.

Представителями бизнес-сообщества и экспертами в сфере электронных торгов было поддержано предложение о необходимости регулирования деятельности электронных площадок. Необходимо установить единые требования к их функционированию и аккредитации. Кроме того, поддержано предложение о том, что операторы электронных площадок должны стать субъектом контроля ФАС России и в их отношении должна быть установлена административная ответственность.

Ко второму чтению законопроект будет доработан. Известно, что в проекте появятся следующие условия:

  • будут установлены единые требования к операторам электронных площадок, а также к технологическим и лингвистическим средствам таких площадок. Отдельное внимание будет уделено обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации на электронных площадках, информационному взаимодействию электронных площадок с единой информационной системой в сфере закупок и иными информационными системами;
  • будут установлены правила и порядок аккредитации операторов электронных площадок, порядок проверки соблюдения аккредитованными операторами электронных площадок единых требований, на соответствие которым указанные операторы электронных площадок будут аккредитованы;
  • будет обозначена необходимость интеграции операторов электронных площадок, функционирующих в целях обеспечения закупок отдельными видами юридических лиц, с государственной информационной системой «Независимый регистратор»;
  • предполагается инициировать включение операторов электронных площадок в сферу контроля ФАС России и установить в отношении операторов площадок мер административной ответственности.

Ожидается, что принятие перечня подобных нововведений будет способствовать развитию добросовестной конкуренции, а также облегчению доступа предпринимателей на рынок закупок, в т. ч. малого и среднего бизнеса.

Регулирование деятельности электронных площадок по Закону № 223-ФЗ

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль