Нарушения Закона о КС в сфере здравоохранения

1069
Типичные нарушения Закона о КС в сфере здравоохранения включают завышение НМЦК, несвоевременную публикацию планов-графиков, хищение бюджетных средств, неприменение мер ответственности и многие другие. Рассмотрим подробно каждый случай.

На закупку медицинского оборудования, лекарственных средств для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения государство ежегодно выделяет серьезные финансовые средства. Столь высокая финансоемкость как раз и приводит к тому, что именно этот сегмент оказался в наибольшей степени подвержен коррупционным рискам при проведении закупок. В числе таких рисков — бесконкурентное заключение контрактов на поставку медицинского оборудования, лекарств и медицинских изделий получателями бюджетных средств, игнорирование механизмов контрактной системы. При этом нарушения Закона о КС многочисленны и допускаются на всех уровнях — от органов государственной власти субъектов Российской Федерации до муниципальных учреждений здравоохранения самых отдаленных селений.

Анализ типичных нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой сфере показывает, что повсеместно не соблюдаются требования об обязательном и своевременном опубликовании в интернете планов-графиков, сведений о заключенных и исполненных контрактах, о ведении реестров закупок. Выявляются нарушения и при определении способа закупки. Нередко фиксируются нарушения в действиях комиссий по закупкам при определении победителей, в т. ч. комиссиями допускаются факты незаконного отказа в допуске к участию в аукционе и необоснованного отклонения заявок участников. Проверками вскрываются случаи включения заказчиками в документацию по проведению закупочных процедур незаконных требований, в т. ч. устанавливающих административные барьеры и ограничивающих конкуренцию.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Многочисленны и наиболее затратны для бюджетов любых уровней такие нарушения, как неверный расчет и обоснование НМЦК (или же отсутствие обоснования НМЦК). Как правило, львиная доля таких нарушений связана с приобретением высокотехнологического медицинского оборудования, современных лекарственных средств, предназначенных для лечения тяжелых и редких заболеваний, а также предметов медицинского назначения зарубежного производства.

Широко распространена практика предоставления участниками закупок фиктивных банковских гарантий. Допускаются незаконные изменения сторонами условий контрактов в части увеличения сроков выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг), расширения ассортимента поставляемых товаров, влекущего увеличение цены контракта. Продолжают встречаться случаи ненадлежащего исполнения подрядчиками (поставщиками) предусмотренных контрактами обязательств при отсутствии надлежащего контроля со стороны заказчиков, непринятии ими мер по предъявлению штрафных санкций и расторжению контрактов.

Рассмотрим конкретные примеры указанных нарушений сначала со стороны органов государственной власти в сфере управления здравоохранением, а затем со стороны учреждений здравоохранения.

Нарушения органами власти в  сфере управления здравоохранением

На региональном уровне нарушения Закона о контрактной системе в сфере управления здравоохранением допускаются органами государственной власти (департамент, министерство, управление здравоохранения), а также органами местного самоуправления, осуществляющими организацию и проведение закупочных процедур.

Завышение НМЦК

Прокуратурой Волгоградской области в министерстве здравоохранения области в рамках реализации целевой программы «Развитие службы крови» вскрыты нарушения, связанные с формированием НМЦК на поставку центрифуги для медицинских лабораторий с гематокритным ротором. В качестве обоснования НМЦК незаконно были использованы коммерческие предложения по поставке оборудования, отличающегося по техническим характеристикам от закупаемого, что привело к завышению НМЦК. По итогам проверки заместитель министра здравоохранения, утвердивший незаконную аукционную документацию, привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Несвоевременное опубликование планов-графиков

В Министерстве труда и социальной защиты населения Башкортостана прокуратурой республики выявлено несвоевременное опубликование министерством планов-графиков размещения заказов, а при проведении открытого аукциона на оказание услуг по изготовлению экзопротезов и индивидуальных лицевых протезов допущены случаи заключения контрактов на условиях, отличных от указанных в извещении и документации. По результатам проверки в адрес министра труда и социальной защиты населения прокуратурой республики внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения устранены.

По постановлению прокуратуры Свердловской области министр здравоохранения области подвергнут административным штрафам по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ на общую сумму 60 тыс. руб. в связи с заключением контрактов на поставку лекарственных препаратов без проведения закупочных процедур.

Неприменение мер ответственности и неисполнение обязательств по оплате

Органами прокуратуры Кемеровской области выявлены факты неприменения департаментом охраны здоровья населения области к поставщикам товаров, допустившим нарушение обязательств по контрактам, мер ответственности. Так, в нарушение контракта, заключенного с ОАО «К…» на сумму почти 21 млн руб., поставщиком допущена просрочка исполнения обязательства; при этом департаментом не были приняты меры по взысканию в судебном порядке штрафных санкций с исполнителя. Департаментом также допущены факты неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий в виде штрафных санкций. По выявленным нарушениям прокуратурой области руководителю департамента внесено представление.

Хищение бюджетных средств

Своевременно принятые меры прокурорского реагирования позволили предотвратить хищение бюджетных средств на сумму более 1 млн руб. в министерстве социальных отношений Челябинской области. Прокурорская проверка показала, что с целью незаконного получения бюджетных средств поставщики в акты приема-передачи товара вносили ложные сведения об изготовлении и передаче индивидуальных ушных вкладышей к закупаемым слуховым аппаратам. В последующем фальсифицированные документы об исполнении обязательств предоставлены в министерство для оплаты за счет бюджетных средств. Указанные факты послужили основанием для возбуждения уголовного дела по ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 (покушение на мошенничество в особо крупном размере) УК РФ.

Нарушение условий доступа иностранных товаров

Проведенной проверкой в Государственном комитете Республики Башкортостан по размещению заказов вскрыты нарушения требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В извещении и документации об электронном аукционе на закупку лекарственных препаратов не были установлены преимущества в отношении товаров российского, белорусского и казахстанского происхождения. По данному факту прокуратурой республики в адрес председателя комитета внесено представление.

Нарушения учреждениями здравоохранения

На уровне государственных (казенных) и муниципальных (казенных) учреждений здравоохранения спектр нарушений Закона о контрактной системе представлен значительно шире. Ведь спектр закупок этих заказчиков крайне широк — начиная с ремонта зданий лечебных учреждений и заканчивая закупкой продуктов питания для них.

Нарушения в части регулирования НМЦК и другие нарушения

Для учреждений здравоохранения, как и для остальных участников закупочной деятельности, не чуждо отклонение от требований закона в части обоснования НМЦК.

Пушкинской городской прокуратурой Московской области установлено, что между Софринской городской больницей и ООО «М.» заключались договоры без определения цены на поставляемое медицинское оборудование, расходные материалы медицинского назначения, рентгенологические и прочие медицинские товары. Прокуратурой главному врачу учреждения внесено представление.

В Управлении материально-технического обеспечения Минздрава Республики Башкортостан прокуратурой республики установлено, что по итогам признания ряда электронных аукционов несостоявшимися согласование заключения контрактов с единственным поставщиком с уполномоченным органом не было произведено; в проект контракта на закупку лекарственных средств обязательное условие о сроках возврата заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, не было включено. По выявленным нарушениям в адрес министра здравоохранения республики внесено представление, по которому виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

Прокурорская проверка в медсанчасти МВД России по Магаданской области установила, что реестр закупок допускает дробление закупки на приобретение медикаментов; учреждением не соблюдается порядок обоснования НМЦК при закупке продуктов питания, мебели и др.; нарушается срок для внесения в реестр контрактов сведений об их заключении и исполнении; не соблюдается требование о  минимальном объеме закупок у СМП. По постановлению прокурора виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Главному врачу учреждения внесено представление, по которому два должностных лица наказаны в дисциплинарном порядке.

Утверждение документации, не соответствующей требованиям Закона о КС

Нередко должностными лицами учреждений здравоохранения утверждается аукционная (конкурсная) документация, не соответствующая законодательству, к аукциону (конкурсу) допускаются участники, заявки которых подлежали отклонению.

Так, по материалам прокуратуры Левобережного района г. Воронежа главный врач Воронежской городской клинической больницы скорой медицинской помощи привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ за утверждение документации об открытом аукционе на поставку лекарственных средств, в которой отсутствовали обязательные требования о наличии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Прокурором г. Сортавалы в центральной районной больнице выявлен факт необоснованного допуска к участию в аукционе на поставку лекарственных средств организации, заявка которой подлежала отклонению. По постановлениям прокурора члены аукционной комиссии привлечены по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ к административному штрафу.

В Республике Адыгея прокурорами в документации по ряду электронных аукционов на поставку лекарственных средств, комплектующих к медицинскому оборудованию выявлены факты включения в проект контракта непредусмотренных законом условий об ответственности, а также отсутствия в них положений о твердой цене контракта на весь срок его исполнения. По инициативе прокурора в отношении главного врача Шовгеновской ЦРБ возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Аналогичные меры реагирования приняты Теучежским межрайонным прокурором и прокурором г. Майкопа в отношении главных врачей Адыгейской межрайонной больницы и Адыгейской РКБ.

Прокуратурой района г. Нижнего Новгорода в проектах контрактов на поставку расходных материалов и лекарственных препаратов вскрыто отсутствие положений об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. В этой связи в отношении главного врача родильного дома возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. В проект контракта к документации об электронном аукционе и в заключенный Центром матери и ребенка контракт на поставку реагентов для неонатального скрининга новорожденных детей не включены положения, регулирующие срок осуществления приемки выполненных работ. В связи с выявленными нарушениями по инициативе прокурора г. Костромы главный врач учреждения оштрафован по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ на 3 тыс. руб.

В Юрьев-Польском районе Владимирской области прокурорской проверкой в проектах контрактов не обнаружено положений о размере и расчете пени в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств; в аукционной документации — дат начала и окончания сроков предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации. Также установлено, что заказчиком к участникам закупки предъявлено незаконное требование о предоставлении ими заверенной копии лицензии банка, выдавшего банковскую гарантию. По выявленным нарушениям прокурором района главному врачу учреждения внесено представление; заместитель главного врача учреждения по постановлению прокуратуры привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Бездействие должностных лиц

Прокурорскими проверками нередко вскрываются факты бездействия со стороны ответственных лиц учреждений здравоохранения, которые выражаются в отсутствии контроля исполнения контрактов, ненадлежащем ведении реестра контрактов, а также неприменении мер ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Прокуратурой Бердюжского района Тюменской области главному врачу областной больницы внесено представление по факту непринятия необходимых мер по неисполненному контракту на поставку медицинского оборудования. Аналогичные меры реагирования приняты прокурором Ленинского района г. Барнаула в отношении главного врача перинатального центра. В Ульяновской области прокурорами ряда районов выявлены факты приемки лекарственных препаратов без предоставления регистрационных удостоверений на них,что не соответствовало требованиям ст. 94 Закона о контрактной системе. По результатам проверок прокурорами руководителям учреждений здравоохранения внесены представления. В Калманском районе Алтайского края прокурором в Калманскую ЦРБ внесено представление в отношении непринятия необходимых мер в связи со срывом подрядчиком сроков завершения капитального ремонта здания больницы и выявленными недостатками при проведении ремонтных работ.

Прокуратурой района во Владимирской области установлено, что центральной районной больницей в реестр контрактов направлена недостоверная информация о сроке исполнения контракта на поставку перевязочных материалов. Данный факт послужил основанием для возбуждения в отношении главного врача дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ и внесения в его адрес представления. В Волгоградской области распространены случаи неисполнения должностными лицами обязанности по направлению сведений об исполнении контрактов. По одному из таких фактов Михайловской межрайонной прокуратурой в отношении главного врача Волгоградского областного клинического диагностического центра по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ возбуждено два дела об административном правонарушении.

Заключение контрактов на условиях, отличных от ранее утвержденной документации

До сих пор в деятельности учреждений здравоохранения довольно распространена практика заключения контрактов на условиях, отличных от ранее утвержденной документации, а также имеют место нарушения закона, связанные с оформлением протоколов об итогах аукционов.

В Республике Адыгея Теучежской межрайонной прокуратурой в отношении главного врача Адыгейской межрайонной больницы возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32 КоАП РФ. Прокуратурой Дзержинского района Волгоградской области установлено, что в областной центр крови и его филиалы поставлены шоковые замораживатели плазмы крови, не соответствующие спецификации. Учреждением вопреки требованиям закона и положениям контракта извещение в адрес поставщика о нарушении условий контракта, а также мотивированный отказ от подписания акта приема-передачи не направлялись. В связи с выявленными нарушениями закона прокуратурой района руководителю учреждения внесено представление.

По инициативе прокурора Мошковского района Новосибирской области 5 членов аукционной комиссии центральной районной больницы, которые не подписали протоколы подведения итогов аукциона на поставку препаратов группы кровезаменителей, привлечены к административной ответственности по ст. 7.30 и 7.32 КоАП РФ, им назначены штрафы в размере 100 тыс. руб.

Приведенные примеры отражают лишь малую толику выявляемых прокурорами и контролирующими органами в сфере госзакупок нарушений законодательства о контрактной системе. К сожалению, Закон о контрактной системе не позволил в полной мере, как это планировалось законодателями, искоренить факты заключения государственных и муниципальных контрактов с аффилированными к заказчикам поставщиками (подрядчиками, исполнителями), тем самым вывести сферу публичных закупок на новый, конкурентный и абсолютно прозрачный уровень отношений.

Нарушения Закона о КС в сфере здравоохранения

О других спорных вопросах вы можете узнать, подписавшись на журнал "Госзакупки.ру"

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль