Ответственность за неисполнение контракта: определение размера неустоек

1966
В статье речь идет об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Прокомментируем постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 относительно определения размеров пени и штрафов.

Из этой статьи вы узнаете:

  • включение условия об ответственности в контракт;
  • неустойка и штраф за неисполнение обязательств по контракту;
  • размеры штрафов за неисполнение контракта;
  • определение размера пеней;
  • пример расчета размера пени.

Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с общими положениями об обеспечении исполнения обязательств, установленными гл. 23 ГК РФ, неустойка является одним из предусмотренных законодательством способов обеспечения исполнения обязательств.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Кроме того, следуя ст. 332 ГК РФ, если неустойка установлена законом (законная неустойка), кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли такая обязанность соглашением сторон. Причем отдельно указано, что размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, откуда следует, что размер законной неустойки не может быть уменьшен соглашением сторон.

Следовательно, анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что сама неустойка, размер штрафных санкций и порядок их определения может определяться лишь на основании закона.

В настоящий момент Правительством РФ разработано постановление от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее — Правила).

Ответственность за неисполнение контракта: определение размера неустоек

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Правила, утвержденные Правительством РФ, являются подзаконным правовым актом, целью которого является установление правил определения размера штрафных санкций в отношении заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.

Пунктами 4, 5 и 6–8 Правил, как и ч. 5, 7 и 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, устанавливается обязательность включения в государственный контракт условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Остановимся на каждом условии поподробнее.

Определение размера пеней

В соответствии с ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ.

Пунктами 6, 7, 8 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле:

П = (Ц – В) x С,

где:

Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в т. ч. отдельных этапов исполнения контрактов;

С — размер ставки.

Размер ставки определяется по формуле:

С = СЦБ x ДП,

где:

СЦБ — размер ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

Коэффициент К определяется по формуле:

К = (ДП/ДК) x 100%,

где:

ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0–50%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ на дату уплаты пени.

При К, равном 50–100%, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центробанком РФ на дату уплаты пени.

Из формулы следует, что для расчета неустойки необходимо определить три величины, а именно: цену контракта и период неисполнения обязательства, размер неисполненного обязательства, размер ставки рефинансирования Центробанка РФ.

По общему правилу, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если в договоре указано, что должнику необходимо исполнить свое обязательство в срок до такого-то числа, моментом начала неисполнения обязательства будет следующий день.

Если на момент расчета должник уже исполнил просроченное обязательство, то днем окончания периода неисполнения будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ). Если обязательство все еще не исполнено, последним днем периода неисполнения (для целей расчета) будет день производства расчета. Количество дней, прошедших со дня, в который должно было исполниться обязательство, и до дня его фактического исполнения либо составления расчета и будет периодом просрочки.

Вместе с тем размер неисполненного обязательства определяется на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в т. ч. отдельных этапов исполнения контрактов.

Что касается ставки рефинансирования Центробанка РФ, то по общему правилу размер ставки рефинансирования определяется на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, если законом или соглашением сторон не установлено иное, согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ. Размеры ставки устанавливаются указаниями Банка России на определенный период и публикуются на его официальном сайте (http://www.cbr.ru).

Пример расчета размера пени

Предположим, в договоре указано, что поставщик обязан исполнить обязательство, например, поставить товар, на сумму 1 000 000,00 руб. не позднее 1 марта 2015 г., где время исполнения обязательств по контракту составляет один год (365 дней). На момент срока истечения обязательств по факту исполнено (поставлено) в указанный срок товара на сумму 500 000,00 руб. В этом случае размер пени, например, на 1 апреля 2015 г. (30 дней) рассчитывается следующим образом:

К = 30 (ДП) / 365 (ДК) x 100% = 8,22 (0 < К < 50%),

где К принимается равным 0,01 ставки рефинансирования;

С = 8,25% (ставка ЦБ) x 0,01 (К) x 30 (ДП) = 0,0247.

Размер ставки 0,0247 меньше одной трехсотой ставки рефинансирования (0,0275), поэтому согласно Правилам при расчете пени необходимо применять минимальное значение = 0,0275.

Таким образом, размер пени равен П = (1 000 000,00 (Ц) — 500 000,00 (В)) x 0,0275 (С) = 13 750 руб.

Установление размера штрафов

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы в порядке, определенном Правилами.

Пунктом 5 Правил, установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
  • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн до 50 млн руб.;
  • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн до 100 млн руб.;
  • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.

Следовательно, толкование норм Закона о контрактной системе, как и п. 5 Правил, позволяет однозначно сделать вывод о том, что заказчику в проекте государственного (муниципального) контракта необходимо указывать именно фиксированную сумму неустойки за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, и порядок его определения, а именно указание процента относительно НМЦК.

Те же условия сохраняются и применительно к ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе: заказчик должен установить не интервал предполагаемого штрафа, а конкретный процент, т. к. ответственность — это существенное условие контракта, поэтому оно должно быть сформулировано однозначно и четко.

Отсутствие условий об ответственности, а также указание ссылок на подзаконные акты, призванные определять размер штрафных санкций, без указания фиксированного размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в т. ч. порядок его определения, не является исполнением обязанности, предусмотренной пп. 4, 5, 6 Правил, о включении в контракт условия об ответственности сторон, что является нарушением ч. 5, 7 и 8 ст. 34 Закона о контрактной системе. Вместе с тем данное требование напрямую указано в Законе о контрактной системе и пп. 2, 3 Правил.

В данном правовом вопросе ФАС России поддерживают суды различных инстанций, в частности Арбитражный суд г. Москвы в решениях от 15.12.2014 № А40-159615/2014, от 29.12.2014 № А40-117621/2014, от 11.12.2014 № А40-152908/2014, от 23.03.2015 № А40-199530/14, от 05.02.2015 № А40-186376/14, от 27.02.2015 № А40-185472/14; также Девятый Арбитражный апелляционный суд в постановлениях по делам от 29.12.2014 № А40-107547/14, от 10.03.2015 № А40-159615/14, от 14.04.2015 № А40-190360/14.

Кроме того, хотелось бы отметить, что Закон о контрактной системе также предусматривает возможность освобождения стороны от уплаты неустойки (штрафа, пени), если будет доказано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Таким образом, условия, сформулированные в проекте государственного (муниципального) контракта, должны отвечать цели прозрачности отношений заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) и создавать равные условия в вопросах ответственности при исполнении условий контракта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль