Импортозамещение как цель закупки инновационной продукции

1221
Рассмотрим особенности госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции в интересах импортозамещения, расскажем о мерах по стимулированию производства инновационной продукции на территории РФ, а также приведем позиции органов исполнительной власти в отношении импортозамещения как цели закупки инновационной и высокотехнологичной продукции.

В настоящее время проблемы в сфере импортозамещения путем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции находятся в центре внимания власти и бизнеса. Примером такого внимания можно считать обсуждение этих вопросов в апреле 2015 г. в рамках VI Форума регионов России «Конкурентоспособность регионов: импортозамещение и инновационная политика», а также в ходе конференции «Инновационные закупки».

Следует отметить, что увеличение доли инновационной и высокотехнологичной продукции в общем ежегодном объеме закупок заказчиков является одной из основных целей распоряжения Правительства РФ от 29.05.2013 № 867-р "Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». При этом необходимо также иметь в виду распоряжение Правительства РФ от 06.03.2015 № 373-р Об утверждении плана реализации в 2015–2016 годах Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Импортозамещение как цель закупки инновационной продукции

Комментарии экспертов по импортозамещению инновационной и высокотехнологичной продукции, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Особенности госзакупок инновационной и высокотехнологичной продукции в интересах импортозамещения

Одна из основных особенностей закупки инновационной и высокотехнологичной продукции в рамках госзаказа в интересах импортозамещения заключается в том, что в данном случае такая закупка осуществляется в интересах достижения целей закупок (ст. 13 Закона о контрактной системе), среди которых значится реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами импортозамещения РФ (в т. ч. федеральными целевыми программами (далее — ФЦП), иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов РФ (в т. ч. региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами.

Кроме того, в ходе таких закупок фактически устраняются финансовые и сбытовые вопросы, по крайней мере для поставщиков, поскольку они могут решаться в рамках правового поля как в соответствии с Законом о контрактной системе, так и в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Следует отметить, что закупка инновационной и высокотехнологичной продукции как цель импортозамещения является приоритетной задачей в силу ряда обстоятельств.

Главное обстоятельство заключается в том, что в соответствии со ст. 10 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны основывать свои действия на принципе стимулирования инноваций.

Второе обстоятельство напрямую соответствует одному из ключевых направлений действий Правительства РФ (в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р) и связано с необходимостью импортозамещения по широкой номенклатуре несырьевых товаров. Необходимо отметить, что запреты госзакупок товаров, происходящим из иностранных государств, как и условия допуска к ним, установлены с учетом норм международного права, положений международных договоров и условий применения национального режима, определенных в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе. Но для того чтобы иметь адекватное представление о том, какие товары импортзамещения надо заменять, необходимо понимание, что наша страна импортирует, для каких целей, в интересах каких потребителей, в каком объеме.

В настоящее время порядок осуществления заказчиками закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, в т. ч. товаров, происходящих из иностранных государств, определен рядом нормативных правовых актов, в частности:

  • импортозамещение в медицине — постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 102);
  • импортозамещение в машиностроении — постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 31.01.2015) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Постановление № 656);
  • импортозамещение продуктов питания - приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Приказ № 155).
    Изначально он должен был действовать до 31 декабря 2015 г., но 16 апреля 2015 г. приказом Минэкономразвития России № 228 в него были внесены изменения и определено, что Приказ № 155 не ограничен сроком действия.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
"Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)"

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »


Меры по стимулированию производства инновационной и высокотехнологичной продукции в России

Правовой основой стимулирования производства инновационной и высокотехнологичной продукции на территории РФ в ходе закупок товаров, работ и услуг (далее — ТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в т. ч. закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, следует считать положения ст. 18 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон о промышленной политике), вступающего в силу в июне 2015 г. Согласно этой статье должен обеспечиваться приоритет отечественной промышленной продукции перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств, посредством соблюдения условий, запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, в соответствии с Законом о контрактной системе, Постановлением № 102 и Постановлением № 656, а также посредством обеспечения приоритета товаров российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Следует отметить, что в соответствии с положениями ст. 12 Закона о промышленной политике поддержка инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления путем проведения следующих мероприятий:

  • размещения в рамках государственного оборонного заказа заданий на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее — НИР, ОКР и ТР);
  • предоставления субъектам деятельности в сфере промышленности субсидий на финансирование НИР, ОКР и ТР, выполняемых в ходе реализации инвестиционных проектов в отраслях промышленности, несвязанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства;
  • стимулирования инновационной деятельности в хозяйственных обществах с государственным участием;
  • стимулирования спроса на инновационную продукцию, в т. ч. посредством нормирования в сфере закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставления финансовой поддержки организациям, осуществляющим инновационную деятельность при оказании инжиниринговых услуг, при реализации проектов по повышению уровня экологической безопасности промышленных производств, в т. ч. посредством использования наилучших доступных технологий;
  • создания условий для координации деятельности субъектов в сфере промышленности при осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и для кооперации между субъектами указанных видов деятельности;
  • стимулирования деятельности по созданию или освоению производства промышленной продукции путем внедрения в производство результатов интеллектуальной деятельности, относящихся к приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий или критическим технологиям;
  • стимулирования деятельности по использованию наилучших доступных технологий в промышленном производстве.

В качестве дополнительных мер стимулирования закупки инновационной продукции Правительство РФ может устанавливать требования по включению в контракты, заключаемые при осуществлении закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд или закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц, дополнительных условий по обеспечению развития отечественного производства или внедрению в производство промышленной продукции новых технологий для налаживания производства инновационной продукции.

Позиции органов исполнительной власти в отношении импортозамещения как цели закупки инновационной и высокотехнологичной продукции

Позиция Минэкономразвития России

По мнению Минэкономразвития России, существуют такие сферы деятельности, в рамках которых не только производится инновационная и высокотехнологичная продукция, а которые могут быть полностью отнесены к инновационным. По словам директора Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России А. Е. Шадрина, это ИТ, биотехнологии, а также производство новых материалов. Однако это одна сторона медали, и встает вопрос соотнесения возможностей соответствующих предприятий по импортозамещению соответствующих технологий и материалов в необходимом ассортименте и объеме.

В числе вариантов решения такой задачи Минэкономразвития России — образование новых экономических формирований, в т. ч. инновационных кластеров.

Следует отметить, что в структуру инновационных территориальных кластеров должны входить предприятия, их поставщики, научные и образовательные организации, а также институты развития, расположенные на компактной территории. Примером кластерного эффекта может быть формирование системы поставщиков и развитие конкуренции.

Наряду с кластерами инновационных технологий рассматривается еще одно направление — это поддержка инновационных компаний, которые занимаются коммерциализацией новых технологий,в т. ч. через системное развитие объектов инновационной инфраструктуры: бизнес-инкубаторов, технопарков, научных центров.

При этом важным вопросом является выбор возможных направлений расходования средств в соответствии с Законом о контрактной системе, к которым относится закупка высокотехнологичного лабораторного оборудования, финансирование образовательных программ, в т. ч. программ повышения квалификации по инженерным специальностям или технологическому менеджменту.

А. Е. Шадрин также считает, что узким местом в реализации инноваций является их коммерциализация. Основная причина — недостаток стимула и компетенций для перевода результатов научных исследований в продукт, конкурентоспособный на рынке инновационной продукции. По его мнению, хорошо, когда частные компании на льготных условиях получают доступ к высокотехнологичному оборудованию и, в свою очередь, оказывают услуги по изготовлению единичных или мелких партий новой продукции как для малых, так и для крупных предприятий.

Второе направление Минэкономразвития России связывает с исследованиями в интересах бизнеса на примере Московского физико-технического института (государственного университета), который разработал оборудование для использования на орбитальных станциях. Тем самым вуз повысил свою компетенцию в инженерных разработках инновационной продукции, и одновременно с этим предприятие получило достойный продукт.

Позиция Минпромторга России

По оценке Минпромторга России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 г. можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70–90 до 50–60%, а в ряде отраслей возможен выход и на более низкие показатели. Поскольку некоторые отрасли в РФ основываются на государственных закупках, то в них государство является основным регулятором и основным покупателем.

При этом, по мнению министерства, важно иметь в виду, что многие вопросы импортозамещения лежат в плоскости регулирования рынков. Поэтому, чтобы быстро и эффективно обеспечить доступ промышленности к инструментам поддержки, необходимо совершенствовать законодательную базу, в т. ч. в сфере закупок ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ведь именно государственные закупки инновационной продукции смогут стать мерой содействия импортозамещению, поскольку они призваны обеспечить начальный спрос и поддержать отечественных производителей в период выхода на конкурентоспособные объемы производства инновационной продукции.

По результатам анализа, проведенного Минпромторгом России в июне 2014 г., наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60–80%), легкая промышленность (70–90%), электронная промышленность (80–90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70–80%), машиностроение для пищевой промышленности (60–80%). При этом должно быть обеспечено снижение импортной зависимости именно за счет инноваций и стимулирования инвестиций в технические отрасли и создания новых производств.

В соответствии с планом мероприятий Минпромторга России по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности до 2020 г., опубликованном в Daily Digital Digest 19 апреля 2015 г., предполагается, что в течение ближайших пяти лет доля отечественной продукции на российском ИТ-рынке значительно возрастет. В перечень продукции, которую предстоит развивать, войдет более 500 различных видов инновационной продукции, таких как вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, полупроводниковая СВЧ-электроника, периферийное оборудование и электронные компоненты. Важно также иметь в виду, что предприятия, участвующие в реализации плана импортозамещения Минпромторга России, могут получить целевые займы от Российского фонда технологического развития (РФТР) в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Сумма таких займов может достигать 500 млн руб.

К большому сожалению, следует констатировать, что импортозамещение не прописано как цель осуществления закупок инновационной и высокотехнологичной продукции ни в ФЦП, ни в Законе о контрактной системе, ни в Законе № 223-ФЗ, что особенно негативно сказывается в условиях санкций со стороны ряда иностранных государств, прекративших поставку некоторых товаров, в том числе в рамках российско-французского контракта вертолетоносцев «Мистраль», не только на реализации ряда проектов, относящихся к здравоохранению и продовольственной сфере, но и на обеспечении нужд обороны страны и безопасности государства.

Анонсы будущих номеров
    Подробнее


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ЗАКУПОК

      Госзакупки.ру



      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Номер свидетельства ПИ № ФС77-70020 от 31.05.2017.

      


      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт для профессионалов в сфере закупок

      Портал Про-госзаказ.ру

      Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

      Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

      После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ, необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок доступ к записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Портал для специалистов в сфере закупок!

      Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

      После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


       

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль