Требования к участникам закупок по 223-ФЗ: практика контроля

3998
Положениями Закона № 223-ФЗ не закреплено право заказчика на установление требований к квалификации участников закупок, чем они иногда неправомерно пользуются. Участники закупок, в свою очередь, обращаются с многочисленными жалобами на действия заказчиков. Проанализируем практику контроля в части установления требований к участникам закупок заказчиками по Закону № 223-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • принципы закупок товаров, работ, услуг по Закону № 223-ФЗ;
  • формирование документации о закупке;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и к закупаемым товарам;
  • пример ТЗ по открытому запросу предложений на право заключения договора на поставку и установку тахографов.

Законом № 223-ФЗ установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам (а также к условиям исполнения договора) требования, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок по критериям и в порядке, не указанным в документации. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам (а также к условиям исполнения договора), критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки. Ко всем предлагаемым ими товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора.

Регистрация на портале:
Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

При этом согласно ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в т. ч. требования к участникам закупки.

Разберем для примера техническое задание документации по открытому запросу предложений на право заключения договора на поставку и установку цифровых автомобильных устройств контроля режима труда и отдыха (тахографов) для нужд заказчика в г. Кирове. Обязательным требованием для участия в открытом запросе предложений в техзадании являлось наличие филиала, представительства участника на территории г. Кирова. По мнению Кировского УФАС, рассматривавшего жалобу отклоненного участника, комиссия заказчика правомерно приняла решение об отказе в допуске к итоговой оценке предложения заявителя вследствие отсутствия представительства в Кировской области (решение от 01.04.2014 по делу № 223-ФЗ/2014–03).

Требования к участникам закупок по 223-ФЗ: практика контроля

Комментарии экспертов по интересующим вас темам, вы найдете в Электронной системе "Госзаказ"

Таким образом, устанавливая обязательные требования к участникам, организатор закупки обязан в силу положения о закупке принимать решение о признании заявки участника закупки соответствующей требованиям закупочной документации только в случае полного соответствия установленным требованиям.

Конечно, многие участники закупок считают устанавливаемые заказчиками требования необоснованными, ведущими к ограничению участников закупки, однако не представляют в составе жалобы соответствующие доказательства, что обусловливает признание данных жалоб необоснованными. Ярким примером является решение ФАС России от 08.05.2014 по делу № 223-ФЗ-54/14.

По мнению заявителя в этом деле, заказчиком в конкурсной документации были установлены необоснованные требования к участникам конкурса, ведущие к ограничению количества участников закупки. А именно — требование о наличии у участников закупки самосвала (для работы в карьере) грузоподъемностью до 20 тонн.

Представители заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснили со своей стороны, что требование об использовании для работы в карьере самосвала грузоподъемностью до 20 тонн обусловлено наличием техногенных и пойменных опасных грунтов, что подтверждается данными из проектной документации, а также установленными на прилегающих дорогах дорожными знаками, ограничивающими движение транспортных средств грузоподъемностью более 20 тонн.

Вместе с тем заявитель на заседание Комиссии ФАС России не явился и не представил доказательства, подтверждающие, что заказчиком в конкурсной документации установлены необоснованные требования к участникам конкурса, ведущие к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, довод заявителя об установлении заказчиком в конкурсной документации требований, ведущих к ограничению количества участников закупки, не нашел своего подтверждения.

Заказчикам следует учитывать, что наличие заявок других участников закупки поможет обосновать требования, установленные к участникам с позиции отсутствия ограничения их количества.

Так, в документации для оценки возможности допуска участника к закупочной процедуре были установлены пороговые критерии, в т. ч. следующие:

По мнению заявителя, указанные требования к участникам конкурса, документам, представляемым для подтверждения соответствия этим требованиям, являются непреодолимыми для компаний, не являющихся производителями оборудования или не аффилированными с ними.

Однако в соответствии с протоколом от 14.10.2014 № 88/2014 на участие в конкурсе подано шесть заявок, в т. ч. заявка участника, подавшего жалобу.

Согласно протоколу от 13.11.2014 № 99/2014 соответствующими требованиям документации, в т. ч. требованиям, указанным выше, признаны заявки трех участников. Документы и сведения, указывающие на то что заказчик не в равной степени применил требования документации к участникам конкурса, на заседании Комиссии ФАС России не представлены. Доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что указанные выше требования документации ограничивают количество потенциальных участников конкурса, на заседании Комиссии ФАС России не представлены.

Бесспорно, что заказчик будет вправе установить в качестве обязательных требований к участникам закупок, например, условие наличия собственной региональной сети и опыта работы по аналогичному виду работы, если положением о закупке будет установлено, что при проведении запроса котировок в документации о закупке должны быть указаны в т. ч. следующие требования:

  • к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • описанию участниками закупки поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Однако возможна практика обжалования указанных действий заказчика в части незаконных требований к участникам процедуры закупки.

Для примера рассмотрим решение Кемеровского УФАС России от 12.11.2014 по делу № 83/11–18.1–2014. По мнению заявителя, при проведении запроса котировок на оказание услуг по страхованию работников от несчастных случаев на производстве филиалом ВГСЧ незаконно были установлены требования к участникам закупок о наличии собственной региональной сети по Кемеровской области, в т. ч. в г. Кемерово. А именно — не менее двух офисов и отдела урегулирования убытков, с полномочиями заключать договоры с лимитом ответственности не менее 1 млн руб. на каждого работника по заключенному договору и осуществлять выплаты такого же объема, что должно быть подтверждено документально и заверено печатью руководителя предприятия — участника закупки. А также — опыта работы с подразделениями ВГСЧ по аналогичному виду страхования, что должно быть подтверждено справкой о заключенных договорах за последние три года на территории Кемеровской области.

Однако, как следует из решения Кемеровского УФАС России, указанные выше спорные требования о наличии собственной региональной сети по Кемеровской области, в т. ч. в г. Кемерово (не менее двух офисов и отдела урегулирования убытков), а также о наличии опыта работы страховых компаний (в т. ч. с подразделениями ВГСЧ, подтвержденного справкой о заключенных договорах за последние три года), являются квалификационными требованиями к участникам торгов. Эти требования связаны с определением соответствия оказываемой услуги потребностям заказчика и направлены на получение качественной и своевременной услуги по страхованию от несчастных случаев.

Кроме того, на заседание Комиссии представлена выборочная информация о страховых компаниях, осуществляющих деятельность на территории Кемеровской области в течение последних 20 лет, согласно которой несколько участников страхового рынка Кемеровской области отвечают требованиям, установленным документацией о проведении запроса котировок.

Таким образом, Комиссия Кемеровского УФАС России пришла к выводу о том, что создание преимущественных условий для участия в запросе котировок определенным участникам страхового рынка Кемеровской области, равно как и ограничение в допуске к участию в нем, в действиях филиала ВГСЧ не усматривается, доводы заявителя о незаконном установлении требований к участникам закупки являются необоснованными.

Аналогичных позиций придерживаются и судебные инстанции. Например, заказчик объявил о проведении закупки путем приглашения делать оферты, установив к участникам закупки требование о наличии уставного капитала в размере не менее 1 млрд руб. Участник закупки, чья заявка была отклонена, обратился в арбитражный суд с иском о признании документации о закупке недействительной, т. к. она не соответствует требованиям Закона № 223-ФЗ. В удовлетворении иска судом было отказано, поскольку требования документации о наличии уставного капитала в определенном размере в отношении участников закупки установлены обоснованно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.10.2013 по делу № А29-1623/2013).

МНЕНИЕ

При досудебном обжаловании действий заказчика в части неправомерного установления требований, создающих ограничительное или преимущественное условие участия в закупках для некоторых участников, эффективнее рассматривать жалобы в порядке, установленном Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Так, согласно ч. 1 ст. 44 Закона № 135-ФЗ заявление в антимонопольный орган должно содержать следующие сведения:

  • сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица; наименование и место нахождения для юридического лица);
  • имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление;
  • описание нарушения антимонопольного законодательства;
  • существо требований, с которыми заявитель обращается;
  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства (ч. 2 ст. 44 Закона № 135-ФЗ).

Рассматривая жалобу на основании Закона № 135-ФЗ, ФАС России может руководствоваться Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 (далее — Приказ № 339).

Это обусловлено судебной практикой, согласно которой позиции ФАС России будут поддерживаться судами в случае соблюдения установленных правил в процедурах рассмотрения жалоб участников закупок.

Так, многими решениями ФАС России предлагается практика представления документов и сведений, указывающих на нарушение заказчиком антимонопольного законодательства в порядке, обозначенном Приказом № 339.

Например, в соответствии с положением о закупке организатор закупки вправе установить дополнительные квалификационные требования к участникам закупок, в т. ч. требования к наличию опыта выполнения аналогичных проектов (к примеру, количество ранее выполненных договоров, аналогичных по объему поставки товаров, по видам оказываемых услуг), за определенный промежуток времени; требование к наличию трудовых ресурсов (наличие в штате (или на основе договоров гражданско-правового характера) специалистов в соответствующих областях с указанием требуемого опыта работы данных специалистов в указанной области и т. п.).

В соответствии с документацией участник запроса предложений должен располагать необходимыми профессиональными знаниями и опытом, иметь ресурсные возможности (финансовые, материально-технические, производственные, трудовые), обладать управленческой компетентностью, опытом и репутацией.

Для подтверждения соответствия этим требованиям участник запроса предложений должен лично:

  • обладать опытом по оказанию юридических консультационных услуг в сфере антимонопольного законодательства (включая опыт взаимодействия с ФАС России не менее пяти лет) крупным холдинговым структурам и компаниям, занимающим ведущее положение в своих отраслях и имеющим консолидированную выручку не менее 1 млрд руб. за 2013 г.;
  • иметь в штате не менее 10 специалистов, имеющих высшее юридическое образование.

Однако из жалобы следует, что при проведении запроса предложений были нарушены законные права и интересы заявителя в части установления в документации требований к участникам, которые, по мнению заявителя, противоречат требованиям законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и необоснованно ограничивают количество потенциальных участников запроса предложений.

Вместе с тем заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком порядка проведения процедуры запроса предложений в части установления в документации требований, не предусмотренных положением о закупке, либо предъявления требований, указанных в документации, не в равной степени ко всем участникам запроса предложений. При этом Комиссия ФАС России, рассматривающая жалобы на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 13.01.2013 № 17/13, не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Закона № 135-ФЗ, т. к. дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии в нормами Закона № 135-ФЗ по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утвержденным приказом № 339.

В другом случае, в соответствии с положением о закупке при размещении заказа на поставку товара, работ, услуг для нужд заказчика в числе обязательных требований к участнику закупки устанавливается требование к показателям финансовой, хозяйственной деятельности участника, которые должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Из документации следует, что валюта баланса участника запроса предложений за последний календарный год должна составлять сумму, не менее чем начальная (максимальная) цена закупки.

Согласно извещению начальная (максимальная) цена договора составляет 1 194 830 669,75 руб.

Таким образом, установление требования, указанного в документации, соответствует положению о закупке.

Однако, по мнению заявителя, ни один из основных российских заводов — изготовителей гальванического оборудования с инженерными сетями, очистными сооружениями, не отвечает таким требованиям документации, а именно — не имеет валюту баланса, равную или превышающую 1 194 830 669,75 руб.

Вместе с тем сделать однозначный вывод о достоверности довода заявителя об отсутствии на соответствующем товарном рынке хозяйствующих субъектов, соответствующих требованиям документации, не представляется возможным, т. к. на заседании Комиссии ФАС России представлены две заявки, поступившие на участие в запросе предложений, и согласно пояснениям представителя заказчика, исследование рынка, проведенное заказчиком, позволило определить несколько организаций, удовлетворяющих требованию, указанному в документации.

Таким образом, Комиссии ФАС России оценить доводы, изложенные в жалобе, на предмет ограничения, недопущения и (или) устранения конкуренции не представляется возможным в порядке рассмотрения жалоб, утвержденном приказом ФАС России от 13.01.2013 № 17/13. (решение ФАС России от 25.07.2014 по делу № 223-ФЗ-91/14).



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Номер свидетельства ЭЛ №ФС77-42679 от 16.11.2010.




  • Мы в соцсетях
Сайт для профессионалов в сфере закупок

Портал Про-госзаказ.ру

Тут Вы найдете тысячи актуальных ответов на рабочие вопросы по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ.

Зарегистрируйтесь на портале, чтобы быть в курсе всех изменений, это займет меньше минуты.

После регистрации Вам будет открыт доступ к видеолекциям по самым важным темам госзакупок.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок доступ записям вебинаров по Законам 44 – ФЗ и 223 –ФЗ


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Портал для специалистов в сфере закупок!

Чтобы скачать этот документ - необходимо зарегистрироваться на портале Pro-goszakaz.ru 

После регистрации Вы получите в подарок - доступ к самым интересным видеотренингам по теме госзакупок в


 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль